Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, исходя из того, что средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [8], мы сформулировали определение понятия «интерактивные средства обучения».

Интерактивные средства обучения – это различные объекты связи: компьютер, коммуникационные технические устройства, программное обеспечение и его возможности, специально разработанные и подобранные элементы для решения задач конкретного урока, а также виды деятельности, способствующие реализации процесса взаимообмена действиями ученика и учителя.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели проблему использования интерактивных средств в обучении младших школьников в психолого – педагогической литературе, раскрыли такие понятия как «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения». Вопросами использования интерактивных средств в обучении занимались такие педагоги и ученые как Т.И. Долгая, А.А. Журин, Е.О. Иванова, Т.В. Ильясов, В.В. Красильников, А.В. Осин, Н.А. Савченко, В.С. Тоискин и другие.

Применяя интерактивные средства и методы обучения можно добиться новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Применение интерактивных форм и методов обучения, строится на основе образовательных целей:

- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;

- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.


Подготовка интерактивного урока требует в свою очередь применения интерактивных средств обучения и знания их характеристик. Остановимся на этом вопросе подробно.



1.2 Характеристика интерактивных средств обучения




В ходе работы с научной литературой, мы выявили, что интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности [4]. Это метод, при котором, как говорит В.С Дьянченко «все обучают каждого и каждый обучает всех».

В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др. классифицируют интерактивные средства (ИС) по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

-средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

-средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

-вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

-информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

-интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

-поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

-электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

-электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

-электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

-электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);


-электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИС в образовательном процессе:

-урочные;

-внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

-технология асинхронного режима связи – «offline»;

-технология синхронного режима связи – «online» [37].

Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

-управление объектами на экране с помощью мыши;

-линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;

-иерархическая навигация с использованием гиперссылок;

-диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;

-обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;

-конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;

-рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований [3].

Рассмотрим подробно характеристику интерактивных средств обучения:

Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор [8].

Использование интерактивной доски на уроках информатики способствует эффективно провести занятие по таким темам как «Microsoft Office», при изучении пакетного приложения программного обеспечения «Adobe Photoshop», «Adobe Premier» и других.

В.П. Сергеева, выделяет основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

-делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

-использование групповых форм работы;

-совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

-управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

-использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;


-изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

-изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

-сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

-сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

-демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

-демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

-создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

-создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке[12].

Интерактивный плакат - электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса [14]. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управления воздействия пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения учащихся в тему.

Новизна использования интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы. Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий, так как несет с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся, формам ее организации.

К наиболее часто используемым ИС в учебном процессе относятся:

-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

-интерактивные доски;

-электронные энциклопедии и справочники;

-тренажеры и программы тестирования