Файл: Цифровое обеспечение национальных проектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Проблемы и перспективы развития цифрового обеспечения национальных проектов


Представляет интерес решение существующих задач и вопросов инфраструктуры при управлении Российской Федерации и ее экономикой на основе проекта о цифровой экономике. Так, данный проект позволяет в короткие сроки и всеобъемлющее использовать нововведения науки под названием «Событийное цифровое управление структурно сложными системами в экономике и государстве» РФ.

В качестве объектов управления в цифровом формате в Российской Федерации выступают:

1. Государственные структуры управления;

2. Создание безопасной территории для проживания граждан;

3. Уровень жизни населения;

4. Различные социально-экономические структуры и компании. При развитии указанного научного направления был сформирован общий унифицированный комплекс, с помощью которого происходит анализ, моделирование и управление в цифровом формате безопасностью и уровнем сложных структур, экономическими процессами и объектами.

Однако, формирование экономики в цифровом виде приводит к изменениям в структуре управления государством, созданию сотрудничества с противоречивым содержанием среди действующих институтов, усилению возможных рисков, взаимосвязанных с безрезультатностью реформ, которые были проведены ранее71.

Осуществляется анализ рисков, взаимосвязанных с трудностями процесса перехода к цифровому управлению государством, к которым относятся риски стратегии, являющиеся приоритетными для области управления государством. Существует достаточно высокая вероятность формирования рисков в связи с низким уровнем квалификации специалистов государственных органов, а также экспертов, привлекаемых для решения вопросов, которые не имеют соответствующего уровня знаний в технических и экономических проблемах.

С помощью анализа оценок можно сделать вывод о том, что на этапе создания экономики цифрового формата имеют существенное значение риски области управления государством, к которым относятся:

1) проблемы трансформации в цифровой вид в связи с сопротивлением со стороны систем управления и граждан;

2) риски возникновения противоречий между правовыми требованиями и целями создания экономики цифрового формата и пр.


Также экономика цифрового формата должна выстраиваться не только на основании распоряжений, поступающих «сверху», как осуществляется в настоящий момент, но также придерживаться инициатив «снизу», учитывая при этом мнение граждан и осуществляя привлечение специалистов организаций, имеющих необходимый опыт в данной сфере72.

Инфраструктура, которая не имеет оснований для своего создания, приводит к формированию существенного количества излишних должностных лиц, институтов и центров. В связи с этим необходима выработка направления развития с целью проведения оценки возможного успеха при достижении поставленных целей от реализации государственного проекта цифровой экономики России и выделения средств для ее дальнейшей апробации и сертификации.

Важно обеспечить постоянный надзор и опубликование итогов в средствах массовой информации по исполнению управления государством и экономики в цифровом формате в различных субъектах Российской Федерации[144].

Стоит отметить, что на 2017 год цифровизация достигла глобальных объемов. К примеру, каждый 2-й человек имеет возможность выхода в интернет. Российская Федерация обладает существенным потенциалом и возможным развитием в данной сфере. С точки зрения экспертного объединения Digital McKinsey, проведение цифровизации экономической отрасли РФ может способствовать увеличению ВВП в объемах до 25 %, что по отношению к общему увеличению выражается в 19–34 %73.

Содержание Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 указывает цели, поставленные перед Правительством Российской Федерации при исполнении государственной программы экономической отрасли РФ в цифровом формате. В качестве одной из центральных задач выступает использование технологий цифрового формата и соответствующих платформ при управлении государством и оказания услуг госслужбами.

Так, применение электронных платформ и технологии цифрового формата формируют основу для изменений государственных функций и модернизацию институциональных форм, с помощью которых осуществляется более результативное сотрудничество между обществом, государством и компаниями.

К примеру, в Докладе Всемирного банка о цифровом правительстве 2020 года, указывается о том, что существует двойное воздействие на правительства различных государств по всему миру. Так, возрастают требования населения к уровню услуг и возникновению желания с их стороны по взаимодействию с госслужбами с помощью сети по аналогии с использованием сайтов онлайн-магазинов и банковских организаций. В то же время правительству важно уменьшать расходы административного типа и увеличивать результативность исполняемых государственных программ.



Итак, процесс создания технологий цифрового формата при осуществлении управления государством должен выражаться в увеличении уровня качества, включая предоставляемые услуги государства и качества по управлению исполнения государственных проектов с целью обеспечения роста экономики государства.

Трудности технологий в цифровой структуре управления государством вызывают интерес среди структур исполнительной ветви власти, в научных кругах России и на международном уровне, а также среди центров, где осуществляют деятельность экспертов. Формирование информационной среды с целью оцифровки управления государством выступает в качестве основной задачи национальной программы Российской Федерации.

На сегодняшний день рассматривается проект национальной программы под названием «Научно-техническое развитие России», в состав которой входит подпрограмма под названием «Формирование открытой цифровой системы организации науки, технологий и инноваций», призванная увеличить уровень качества управления в данной сфере74.

В настоящий период государство выступает инициатором реализации распространения технологий в цифровом формате при работе государственных систем, а также при предоставлении услуг государственными органами, при осуществлении закупок в интересах государства и организаций, а также управления научными разработками и исследованиями.

Изменения в государственном управлении в сторону цифровизации в Российской Федерации начался с 2018 г. после утверждения Стратегии формирования информационного общества [16]. С целью реализации указанной Стратегии была выработана программа под названием «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Программа была направлена на формирование общей результативной структуры реализации технологий информационного формата, включая область управления государством [18].

В качестве центральной задачи национальной программы выступает получение соответствующих выгод от применения телекоммуникационных и информационных технологий населением и компаниями, в том числе формирование условий для результативного взаимодействия между компаниями, физическими лицами и государственными структурами.

Указанная программа включает несколько подпрограмм:


1) «Информационное государство»;

2) Информационная и телекоммуникационная инфраструктура ИО и услуги, предоставляемые на его основе»;

3) «Безопасность в ИО»;

4) «Информационная среда».

Так, «Информационное государство» имеет своей целью перевод в цифровой формат функций управления государством, в соответствии с:

а) модернизацией правительства электронного формата;

б) увеличения качества управления государством с помощью формирования и использования новейших информационных технологий;

в) оказания услуг с помощью технологий информационного вида в сфере здравоохранения и обеспечения в социальной сфере, культуре, образования, в том числе науки;

г) оказания поддержки проектам регионального уровня в сфере технологий информационного типа.

На сегодняшний день можно сказать о переходе к следующему этапу изменений институтов управления государством: создание и модернизация правительства цифрового формата. После утверждения в 2017 году Стратегии развития ИО в России на 2017–2030 гг. стартовал этап изменений в данной сфере. В документе указываются задачи, правила и основные тенденции в политике государства в сфере реализации и модернизации технологий телекоммуникационного и информационного типа, а также продвижения государства к созданию ИО.

В качестве центрального направления исполнения данной стратегии выступает увеличение результативности управления государством, улучшение сотрудничества между компаниями, физическими лицами и государственными структурами, повышение результативности госуслуг, включая процесс формирования так называемого «электронного правительства» и создания правительства цифрового формата.

Итак, формирование государства в качестве цифровой платформы считается основной составляющей концепции изменений структуры управления государством, которая была предложена Центром стратегических исследований.

Так, для Российской Федерации важны изменения в области управления государством, а именно:

а) формирование общей архитектуры цифровой платформы государства, ликвидация существующих фрагментаций структур различных ведомств с помощью создания общих баз данных;

б) переход государственных услуг в онлайн-форму при использовании идентификации биометрических данных;

в) перевод в цифровой формат процесса лицензирования и осуществления контрольно-надзорной функции;


г) оказание государственных услуг использованием так называемых «цифровых двойников» компаний и физических лиц.

Тем не менее, использование технологий цифрового формата и соответствующих платформ в структуре управления государства формируют определенные риски для безопасности России, включая исполнение программы по цифровой экономике РФ. К примеру, участие иностранных компаний при создании программного обеспечения, которое приобретается государственными структурами, будет уменьшена наполовину. В дальнейшем показатели достигнут 30 %. Однако, полностью исключить приобретение программного обеспечения иных государств не представляется возможным.

Указанная проблема должна быть детально изучена. Подчеркнем, что процесс гармонизации перечисленных рисков возможен исключительно благодаря применению отечественных научных разработок и использования новейших технологий с целью формирования независимости государства в технологической сфере.

По мнению ученых, существует зависимость России от технологий зарубежных государств. Необходимо осуществлять развитие отечественных наработок в применяемых технологиях75.

Играет существенную роль реализация взаимодействия общества и государственных структур с помощью интернета. Использование социальных сетей является привычным методом общения между физическими лицами, которое позволяет осуществлять обмен сведениями, обсуждать различные события, устанавливать необходимые контакты и пр.

В соответствии с опросом граждан, на период 2016 годом, свыше половины россиян выступают в качестве пользователей различных социальных сетей. Под социальными сетями понимаются популярные сервисы в интернете, которые имеют широкую аудиторию.

Социальные сети активно применяются коммерческими структурами в качестве метода взаимодействия с клиентами компаний. Указанная сеть выступает результативным способом взаимосвязи, с учетом стоимости и аудитории, а также получения так называемой «обратной связи» от пользователей.

Применение социальных сетей не приводит к существенным тратам на их использование и создание профилей в них. К финансовым вложениям можно отнести необходимость формирования и дальнейшего продвижения созданного аккаунта.

Процесс взаимодействия с физическими лицами с помощью социальных сетей для государственных структур является актуальной потребностью. Воздействие ИТ- структур на государственное устройство и экономику имеет существенное значение.