Файл: Цифровое обеспечение национальных проектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом прогресс относительно сокращения мировой безработицы не был основан на повышении качественных показателей мест для осуществления трудовой деятельности.

Если ориентироваться на статистические данные, цифровизация не способствует образованию новых рабочих мест в рамках устоявшихся компаний и традиционных экономических секторах, но при этом указанные места формируются в компаниях, сферой деятельности которых выступает технологическая область.

Аналитики предсказывают, что примерно 5% профессий попадут под сокращение количества рабочих мест для осуществления определённого функционала, предусмотренного ими. При этом также прогнозируется, что новые рабочие места будут образованы и в иных сферах деятельности, например, в низкооплачиваемых, характеризующихся потребностью в высоком уровне эмпатии навыков межличностного общения, основанных на женском труде.

Цифровизация невозможна без использования интернет-технологий. Последние оказывают своё воздействие на экономическую сферу государства и затрагивают преимущественно предпринимательство, для которого свойственен информационный характер.

Многие сотрудники в настоящее время могут трудиться удалённо, например, программисты, копирайтеры, дизайнеры, администраторы интернет-магазинов сотрудники call-центров и даже, казалось бы, такие специалисты как врачи, психологи, преподаватели, репетиторы, работники финансовой сферы и, которые априори должны осуществлять профессиональную деятельность офлайн, пополняют представленный список удалённых сотрудников. Они активно используют возможности современного мира и, например, оказывают свои услуги через социальные сети, среди которых Tik Tok, ВКонтакте, Youtube, получая при этом прибыль от выполнения профессиональной деятельности, аналогично тому, если бы они трудились в офисе.

На рисунке 3.5 представлены дополнительные к уже перечисленным преимуществам цифровизации



Рисунок 3.5 – Дополнительные преимущества цифровизации66
Цифровизация положительно сказывается и на тех гражданах, которые отлично владеют навыками, выступающими основаниями для использования новых технологий. Следуя позиции Всемирного банка, не только средние и богатые слои населения ощущают на себе плюсы цифровизации. Бедные граждане также получают конкретные выгоды посредством влияния на создание рабочих мест и расширение доступа к работе и рынкам. Влияние в данном случае происходит в косвенной форме.


Нужно отметить тот факт, что в настоящее время использование человеческого капитала в экономическом направлении наблюдается не в полной мере, причиной чему служит привязка работников к стационарным рабочим местам и нормальный режим рабочего времени в индустриальной экономике.

Однако, такие категории граждан как инвалиды, домохозяйки не могут постоянно находиться на рабочих местах. Развитие интернет-технологий, мобильных устройств позволяют справляться с подобной проблемой. Если человек обладает возможностью предоставлять услуги в информационной сфере, он может получать прибыль со своих незанятых ресурсов, а также выполнять профессиональные функции, но не в стандартном восьмичасовом рабочем режиме.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда, используя площадки для совместных поездок владельцы автомобилей, совершая поездки по собственным делам, одновременно оказывают и транспортные услуги, например, перевозя пассажиров по нужному им пути, что говорит о появлении специалистов в области пассажирских перевозок, которые на самом деле таким видом профессиональной деятельности не занимаются.

Появление на рынке труда работников, которые ранее не были занятыми, сопровождается последствиями, аналогичными для центра и периферии. При этом преимущественно жители периферии получают выгоду, что обосновывается острой проблемой в виде роста безработицы и, что очевидно, количества бедных граждан.

В итоге удалённость от экономического центра перестаёт ограничивать спрос на информационный труд, что сопровождается сокращением разрыва между оплатой за выполнение трудовых обязанностей работников - жителей центра и тех специалистов, которые проживают в периферии. Стоит отметить, что последние отличаются конкурентоспособными преимуществами, чему способствует низкая стоимость предложения рабочей силы. Подобное становится результатом того, что растут показатели заработной платы информационных работников, если сравнивать их с оплатой неинформационных работников периферии, а также уровень оплаты сокращается в центре.

Для управления характерен информационный характер, на основании чего взаимодействие, в котором принимают участие административный персонал и подчинённые, благодаря цифровым технологиям становится менее зависимым от физического расстояния между ними, что сказывается на сокращении зависимого положения и показателей эффективности такого взаимодействия.

В итоге происходит перенос из центра в периферию части бизнес-процессов для того,

чтобы сокращать расходы на рабочую силу, арендные платежи и т.п., что положительно влияет на местные рынки труда.

Ещё одним положительным эффектом от цифровизации выступает сокращение преград и барьеров на рынке труда, ослабление монопольной власти некоторых групп специалистов.

Применение интернет-технологий позволяет снижать входные и выходные барьеры на рынке труда, которые касаются географического местоположения, сопровождаясь тем самым усилением конкуренции и уменьшением монополизации власти со стороны дефицитных специалистов. Положительный характер такого свойства проявляется в том, что растут качественные показатели услуг, работники получают мотивацию к повышению эффективности своей трудовой деятельности и саморазвитию67.

Наблюдается и выравнивание доступности для населения независимо от территории их проживания к получению знаний. Этому также способствует цифровизация. Главным конкурентоспособным преимуществом на рынке труда выступает интеллектуальный человеческий капитал работников. Лучшие учебные заведения, другие организации, оказывающие услуги в области обучения находятся в центре неспроста. Именно такое месторасположение выступает более выгодным с экономической точки зрения, нежели чем периферия.

Постоянное развитие интернет-среды в целом и онлайн-образования вполне может служить основанием для сокращения разрыва между центром и периферией, придавая последней конкурентоспособные преимущества.

Свойством цифровизации выступает и ужесточение специализации, что происходит благодаря расширению рынка сбыта, на основании чего большое количество работ и услуг приобретают рентабельный характер, достигнут конкретного объёма представленного рынка.

Многие услуги становятся выгодными для их оказания на территории небольших населённых пунктах, хотя ранее они таковыми не являлись. Расширение рынка сбыта для информационноемких услуг позволяет повышать показатели эффективности от масштаба, что в свою очередь повышает конкурентоспособные преимущества производственной деятельности в отношении информационного блага даже на территориях небольших населённых пунктов.

Наблюдается и увеличение дополнительных выгод для потребителя, чему также способствует цифровизация. Это проявляется в виде новых цифровых товарах, услугах, электронных книгах, цифровой музыки, поисковых системах. Службы такси, службы приёма и размещения, услуги в сфере здравоохранения, образования и торговой деятельности в розницу меняют свой режим работы на электронный.


На рисунке 3.6 представлены результаты воздействия от применения нформационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) на рынок труда и предпринимательскую деятельность.


Рисунок 3.6 – Результаты воздействия от применения ИКТ на рынок труда и предпринимательскую деятельность

Необходимо уделить внимание и макроэкономическим угрозам цифровизации, среди которых:

Медленный рост производственной деятельности, который выглядит как угроза для прогресса, касающегося всеобщего повышения уровня жизни, жизнеспособности систем социальной защиты и способности экономической политики реагировать на будущие шоки. Однако, если следовать позиции экспертов Всемирного банка, они придерживаются мнения относительно того, что основаниями для пессимизма по отношению к глобальным перспективам выступает развитие цифровых технологий в противовес ему. При этом мировая практика показывает сокращение глобальной производительности и увеличение глобального неравенства, а также кризис в управленческой деятельности глобального характера.

Причины спада представлены на рисунке 3.7.



Рисунок 3.7 – Причины спада
Цифровая экономика и её развитие сказываются на сокращении количества ежегодно выдаваемых патентов в сфере ИКТ, что обосновывается конкретными причинами (рис. 3.8).


Рисунок 3.8 – Причины снижения количества ежегодно выдаваемых патентов в результате развития цифровой экономики
1. Усиление напряжённого состояния между странами мира по вопросу завоевания лидерства на технологическом поприще, например, торговая война 2018 года, участниками которой стали США и Китай, скрывающая обострение соперничества двух сверхдержав за мировое технологическое доминирование, когда Китай стал обладать конкурентоспособными преимуществами наравне с американскими ИТ-корпорациями по завоеванию лидерства на указанном поприще. Разразившаяся торговая война в данном случае выглядит как технологическая война (борьба), инструмент для сдерживания при использовании нерыночных средств. Одержавший победу в этой войне должен получить преимущества в таких областях как коммерческая, геополитическая, военная. Были установлены конкретные средства для завоевания лидерства, которыми выступали искусственный интеллект, системы коммуникации и наблюдения, автономный транспорт.


2. Искусственный интеллект (далее - ИИ) не сопровождается получением прибыли. Прогноз, составленный в 2019 году со стороны компании Forrester, указывает на то, что через несколько лет произойдёт разочарование в этом интеллекте, так как его возможности и преимущества были завышены и не будут оправданы. Также, если верить прогнозу, 10% компаний вернутся к автоматизации, осуществляемой благодаря человеческому фактору, причиной для чего выступят ограничения ИИ. Если проводить сравнение с автоматизацией, последняя позволяет ускорять течение большого числа процессов, исключая типичные человеческие ошибки при необходимости изучения массивов информации и сопоставлении объектов. Главным преимуществом автоматизации для предпринимательской деятельности выступает возможность приблизить бизнес к центру. При этом замена человеческого фактора на ИИ на этапе справочной службы или круглосуточного чата может принести негативные результаты -существует риск остаться без клиентов, так как большая часть людей отдают преимущество контакту с людьми, а не машинами. Поэтому люди не могут быть полностью выведены из цикла работы ИИ. В данной ситуации автоматизация «пригодится» для анализа рыночных условий, ускорения действий поддержки клиентов, соблюдая сохранность контакта между людьми. Если говорить о сбалансированных отношениях, участниками которых выступают ИИ и люди, автоматизация, как правило, используется как первая линия ответа. В случае, когда предприятие позволяет клиентам обращаться по вопросам к специалистам, наблюдается сохранение равновесия между автоматизацией и сохранением контакта с людьми. Последний, нужно ещё раз отметить, достаточно важен.

3. Кибер-атака в виде опасности с важным значением. Она входит в пятёрку опасностей - угроз для человечества наряду с природными катастрофами и изменением климата.

4. Именно такие данные были представлены в отчёте Всемирного экономического форума. Если сравнивать рост такой атаки, в последняя время он является очень активным. Как правило, основной отраслью, которая попадает под угрозу кибератаки выступает финансово-кредитная. Так, например, в 2018 года ущерб от кибер-атак увеличился до 1,5 трлн долларов, продолжался рост DDoS-атак в 2 раза. Оценки показывают ущерб порядка на 600 млрд долларов, который на ежегодной основе причиняется мировому бизнесу. И если ранее угроза касалась только представленной отрасли, сегодня она может распространиться на все остальные. Для киберугроз характерно изменение на постоянной основе, можно даже сказать, ежедневной.