Файл: Цифровое обеспечение национальных проектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Цифровые разрывы (digital divide), «Цифровое неравенство» и поляризация. Неравное положение в отношении доступа к социальным, экономическим, образовательным, культурным и другим возможностям становится более заметным, что обосновывается отсутствием равных возможностей к использованию ИКТ. Существующее неравенство в цифровой сфере выступает одной из важных проблем, которая постоянно попадает под обсуждение. Некоторые исследователи придерживаются позиции относительно того, что такая проблема является угрозой для государств и обществ мира в информационную эпоху, другие указывают на её надуманность в большей степени. В обоих случаях не исключается последующее обогащение компьютерных и телекоммуникационных корпораций. В итоге обсуждения приняли характер рекомендаций, содержащих конкретные шаги по преодолению цифрового неравенства на уровне отдельного государства, и на международной арене68.

Негативными последствиями цифрового неравенства являются: сокращение показателей качества жизни; снижаются возможности, ухудшается медицинское обслуживание, образование; усугубляются ранее возникшие неравенства, так как цифровое неравенство - это следствие уже существующих неравенств. Те страны, которые не будут посвящать время стимулированию интеграции информационных технологий во все сферы жизни общества, не получают конкурентоспособных преимуществ в мировой экономике. Исследуя масштабность проблемы в виде цифрового неравенства, нельзя сказать, что она является глобальной. Прежде всего она касается слаборазвитых стран и многих стран, для которых характерна переходная экономика. Например, слаборазвитые страны стремятся справиться с такими проблемами как строительство жилья, дорог, производственной инфраструктуры, реформирование экономики и социальных отношений. Вопросы в области информационных технологий, наоборот, отвлекают от решения первоочередных задач. Однако, опыт государств показывает, что проблемы в информационной области стоит также причислять к важным. В случае отсутствия подотчетных институтов государственные инвестиции на развитие цифровых технологий усиливают влияние элит, а это чревато занятием подчинённого положения политики перед интересами истеблишмента, а также усилением контроля, реализуемого со стороны государства. Так как экономика сети Интернет способствует монополиям, отсутствие конкурентной деловой среды может стать основанием для усиления концентрации на рынках, что выгодно для уже устоявшихся компаний и предприятий, более образованных, отличающихся наличием нужных связей, что в свою очередь и создаёт ограничения для распространения завоеваний цифровой революции.


6. Повышение квалификационного уровня как проблема, основанная на том, что новые технологии являются дополнением квалифицированного труда, замещают стандартные трудовые операции, вынуждая сотрудников вступать в контакт друг с другом в борьбу за занятие низкооплачиваемых рабочих мест. В качестве лидирующей угрозы, если следовать оценке руководства компаний, выступает дефицит специалистов, обладающих цифровыми навыками. При этом руководители поддерживают идею переобучения как средства для борьбы с этим дефицитом69. Практика же говорит об обратном - желание повышения квалификации не привело к необходимы результатам, о чём свидетельствуют результаты исследования PwC «Опрос руководителей крупнейших компаний мира». Порядка 18% руководителей, можно сказать, сдвинулись с мёртвой точки в решении данной проблемы и создали программы, направленные на повышение квалификации сотрудников. Примерно 77% из 22 000 сотрудников готовы осваивать новые технологии, и 33% придерживаются мнения относительно того, что получили возможность развивать навыки в цифровой области, выходящие за пределы их обычных и ежедневных трудовых функций.

7. Ужесточение ценовой конкуренции на рынке труда. Происходит некая борьба между работниками периферии, отличающимися уровнем квалификации, аналогичным сотрудникам центра, наблюдается выгодная для работодателя ценовая конкуренция, так как они готовы трудиться за меньший размер оплаты труда, и интернет-технологиями, которые создают возможности для выходя на рынок с работниками более бедных территорий. Такая ситуация чревата наступлением ценовой войны. Рынок труда с ценовой конкуренцией предлагает услуги со стороны работников, чей уровень квалификации является низким, а их труд можно легко автоматизировать. Следовательно, выиграв в заработной плате сначала, низкоквалифицированные информационные работники в будущем могут быть заменены технологиями, образованными для того, чтобы сократить уровень расходов.

8. Усиление гендерного неравенства в трудовой деятельности, что выступает одним из социальных рисков, присущих развитию цифровой экономики. В качестве причины служит гендерно-ассиметричное сокращение занятости на основании внедрения новых технологий, в том числе ИИ и робототехники70. Как отмечается в докладе Всемирного экономического форума в Давосе, неравенство в исследуемой сфере в большей степени затронет труд женского пола. Развитие цифровой экономики приведёт к тому, что, начиная с 2015 г. по 2020 г. мужчины лишаться 4 млн. рабочих мест, а женщины 3 млн., но при этом первые получат около 1,4 млн. новых рабочих мест, а вторые всего лишь 550 тыс. Врачи, журналисты, бухгалтеры, страховые агенты и библиотекари пройдут автоматизацию намного раньше, чем это было спрогнозировано. Активно будет развиваться занятость в сфере STEM (science, technology, engineering and mathematics) - наука, технологии, инжиниринг и математика. Нужно отметить, что ассиметричное состояние занятости присуще не только России, но странам, входящим в ОЭСР, что доказывается уровнем занятости в области ИКТ, в котором только 30% составляет женский труд.



9. Критика экономики совместного потребления в «цифровом мире» и инновационной доктрины «товар как услуга». Адепты цифрового шеринга через приложения в смартфоне стремятся доказать, что владение вещами – это неудобно. Со стороны критиков прослеживается деятельность, направленная на то, чтобы доказать следующее: человек приобретает дом, транспорт, одежду, бытовую технику и другие вещи при условии, что является благополучным с экономической точки зрения. В обратной ситуации он не может позволить себе такие покупки, пытается делить материальные блага среди таких же нищих, чтобы удовлетворить свои базовые жизненные потребности «Экономика шеринга – это нищета. Коммунистический колхоз, обременённый буржуазной арендой». Иными словами, социально-экономический переход от модели частного владения и использования к модели коллективного владения и использования (шеринг) является переходом к благополучной нищете, от состоятельной хуторской системы к нищей колхозной, когда, например, фермеры не в состоянии позволить себе содержать своё хозяйство, вынуждены объединять владения для того, чтобы сократить затраты посредством снижения уровня комфорта -использование машин по очереди – carshare; совместное проживание в общежитии коммуналке – flatshare, вплоть до bootshare, bedshare и т.д. Следовательно, шеринг выступает в качестве сути собственности, находящейся во владении определённого коллектива или кооператива. Для такой собственности характерно, что за каждым участником закрепляется доля (share) в праве собственности на вещь. Детальный анализ инновационных шеринговых сервисов показывает, что на самом деле речь идёт об аренде без какой-либо доли в собственности. Дело является собственностью арендодателя, который отдаёт его во временное пользование. В предельно паразитарном случае вещи находятся в собственности какого-нибудь постороннего хозяина, а «инновационные шеринговые сервисы» берут комиссионный процент с пользователя за прокат онлайн-площадки, где арендатор хозяина-арендодателя, что и способствует замене «экономике вещей» на «экономику услуг».

10. «Цифровая диктатура» также выступает в качестве риска, так как существует угроза для введения общего контроля над гражданами с помощью цифровых технологий, на основании чего каждый шаг человека можно будет отслеживать, как и каждое слово. В дальнейшем это уже коснётся и мнения. Ещё несколько лет назад мир охватила новость о том, что Китай вводит цифровую диктатуру в рамках борьбы с коррупцией и для достижения доверительного отношения со стороны общества к власти, для чего планировалось использовать большие массивы данных (Big Data) в целях получения интегрированного показателя в отношении каждого гражданина.


Нельзя не признать ту мысль, что современные информационные технологии существуют для того, чтобы сформировать специфическую личность. В качестве принципа работы новых технологий, который выступает основополагающим, является перегрузка человека бесконечным потоком информации, на основании чего имеет место проблема в виде избытка данных.

Гиперинформационная среда оказывает непосредственное воздействие на формирование мыслительной системы человека. В результате меняющегося контента, что отличается быстротой и постоянством, сознание не может быть критическим. Отсутствие способности анализировать информацию является следствием того, что её образ не задерживается в мыслях надолго и быстро сменяется иной, как по аналогии переключения каналов или просмотра новостей.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что процесс по развитию технологий изменяет предпосылки для тех или иных действий, а также и способы обмена, перераспределения информации, создаёт условия для переоценки представлений о мире, которые имели место долгое время.

Изменения происходят и в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем и переход к горизонтальному обществу приводит к тому, что человечество биологически теряет навыки и обучаемость и, вследствие чего теряется и навык к хорошей обучаемости.

Установка на гедонизм, то есть получение удовольствия не позволяют сроить образы будущего, а люди теряют терпимость к свои неудачам, так как желают достигнуть успеха простыми средствами, не прикладывая усилий. Итогом станет отрицательное воздействие на экономическое направление жизнедеятельности.

Следуя публикациям ОЭСР, цифровая трансформация, которая происходит сегодня, позволяет правительствам стран менять механизмы работы, ориентированные на повышение качественных показателей услуг и уровня доверия со стороны общества.

Цифровая культура, новые технологии и «власть данных» меняют средства, которые граждане используют для того, чтобы получать услуги от государства и существовать в гражданском пространстве.

Благодаря цифровизации люди, бизнес и государство находятся друг с другом в активном взаимодействии, наделены возможностью отстаивать свои позиции. При этом уровень ожиданий общества, постепенно привыкающий к преимуществам цифровых инструментов в обычной жизни, растёт, возникающие киберугрозы изменяют представление о безопасности, а новые угрозы, которыми сопровождается цифровая безопасность, чреваты ростом уязвимости как правительств, так и отдельных граждан.


В качестве проблемы необходимо отметить и соблюдение цифровых прав граждан в части защиты личной жизни и этических аспектов использования персональных данных. Цифровые практики и технологии, которые внедряются в работу правительства, меняют подход к проведению государственной политики, создают условия для переосмысления своей роли.

Положительное влияние от цифровизации будет иметь место при условии равномерного распределения благ. Современная ситуация показывает, что лидирующие позиции в области технологических разработок принадлежат нескольким странам, среди которых США и Китай. При этом многим иным странам до них далеко.

Нужно обратить внимание на тот момент, что цифровая революция, как таковая, не внесла серьёзных и существенных изменений в жизнедеятельность всего мира. По информации, указанной в докладе Всемирного банка о мировом развитии, примерно 15% населения всего мира располагают возможностями по использованию сети Интернет. Как правило, чаще всего её применение происходит через телефон, которым владеют около 80% населения, проживающего на территории развивающих стран.

Говоря о государствах, отличающихся дешёвой рабочей силой, они не могут показывать конкурентоспособные преимущества наряду с лидерами по вопросу повышения квалификационного уровня сотрудников организаций и предприятий.

Очевидно одно - существует потребность в эффективном развитии цифровой экономики и её положительных сторон, цифровых технологий организаций реального экономического сектора, так как только таким образом они смогут проявиться в той мере, в которой необходимы. Важно, чтобы новые технологии активно использовались всем населением, а не исключительно гражданами избранных стран, малыми элитами, что позволит решить многие проблемы, в том числе устранить проявления дискриминации в данном вопросе.