Файл: Сборник Составитель В. Г. Смелова м оскв а, 2 0 2 0.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67
Ответ: 1200 снарядов:100 орудий=12 залпов
Тем не менее эффект от акции мог получиться не таким, как ожидалось.
Решением стало увеличение интервала между залпами: в полночь 5 августа стрельба из всех 100 орудий велась через каждые 30 секунд. Сколько минут длился салют?
Ответ: 12 залпов * 30 сек= 360сек=6 минут
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи
Итак, наше погружение в прошлое показало нам, что Курская битва явилась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. По ее итогам гитлеровская Германия на Восточном фронте больше не проводила стратегических наступательных операций. Она перешла к обороне и контратакующим действиям. И никогда уже не имела превосходства над советскими войсками — ни в живой силе, ни в военной технике.
Дорогие ребята!
Теперь, вы узнали какую роль сыграла битва на Курской дуге в годы войны и каких жертв и усилий потребовала победа в ней от «настоящего человека» того времени.
Как вы думаете: нужно ли быть «настоящим человеком» в наше время?
Создайте плакат-обращение к сверстникам, в котором вы, представите свои знания о Курской битве и выскажете свою позицию по данному вопросу.
68
«ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС»
ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ
Автор: Карих Оксана Николаевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир,
ИЗО)
Место проектной задачи в
образовательном процессе
2 класс, 2 четверть
12
Система заданий для решения задачи.
Задание 1. Грамотеи
Ученикам 2 класса пришло письмо от Дедушки Мороза.
Дарагие рибята! Скора мой любимый празник – новый год. Я уже
старинький, нимнога позабыл гарамату. Очинь вас прашу,
испрафьте мне ашипки, а взамен я падарю каждому из вас по
падарку. Расскажите, пожалуста, что вы хатели бы получить?
Жду ответ, дед Марос!
Учащиеся должны написать письмо в ответ, в котором они укажут на ошибки в тексте, объяснят правописание каждого слова с ошибкой, а также напишут, что они хотят получить в подарок.
Задания 2 и 3. Климат и посылка
Ответ от деда Мороза:
12
Источник иллюстрации: mos-holidays.ru
69
«Спасибо вам, ребята! Благодаря вам я вспомнил правила русского
языка! Вы замечательные! Для того, чтобы подарки были доставлены
вовремя и точно по адресу, мне необходимо знать где вы живете? В каком
городе? а заодно, не могли бы вы мне рассказать, какой у вас климат? У нас,
в Великом Устюге, холодно. Зима длится очень долго, а вот лето короткое,
да и жары не бывает. А еще, ребятки, у меня к вам большая просьба! Я
должен точно знать, когда высылать вам подарки! Но для этого нужно
выяснить, сколько будут идти посылки до вас! Жду личной встречи, Дед
Мороз!»
Ученики должны написать ответное письмо, в котором описывают климат Москвы, а также, используя трехдневные наблюдения за погодой, описывают сегодняшнюю погоду.
Затем, используя предоставленные учителем данные о работе почты, высчитывают, сколько будет идти посылка.
Великий Устюг – Вологда – 7 дней
Тотьма – Москва – 9 дней
Тотьма – Вологда – 2 дня
70
Задание 4. Чистый снег
Ответ от Деда Мороза
Дорогие друзья! Большое вам спасибо! Теперь я знаю, что я должен
отправить вам подарки не позднее, чем за две недели до Нового года! Но я
озадачен вашей зимой. У вас есть снег? У нас, в Великом Устюге его очень
много, и он очень чистый. Если у вас снег есть, расскажите мне,
пожалуйста, насколько он у вас чистый? Вы используете его для чего-
нибудь, кроме как игр в снежки? Ваш дед Мороз! Передаю привет от своей
внучки Снегурочки.
Ученики решают, как можно узнать о чистоте снега.
После того, как принято решение его растопить и полученную воду профильтровать через одноразовый платочек, приступают к выполнению опыта.
Затем пишут ответное письмо с полученными выводами.
Задание 5. Рисуем лето
Письмо от Деда Мороза
Дорогие ребята! Мы со Снегурочкой очень расстроены из-за того, что
ваш снег такой грязный. Зато у вас долгое жаркое лето! Моя внучка очень
тоскует по лету, ведь это ее любимое время года. Она просит вас
нарисовать ей 6 картин о лете. Но она большая привереда (ух, и намучился
я с ней…)! Ее любимые цвета – желтый, белый, синий и красный. Прошу
вас, рисовать картины именно этими цветами, иначе она попросту
расстроится! Ждем со Снегурочкой ваши работы, заранее знаю, что они
будут прекрасными. Ваши Дед Мороз и Снегурочка.
Ученики разбиваются на 6 групп, рисуют картины о лете. Сюжет придумывают самостоятельно. А также выходят из ситуации с ограниченным количеством красок путем их смешивания.
71
После того, как картины нарисованы, пишут письмо, в котором объясняют Снегурочке сюжет картины и принцип смешивания красок для достижения необходимого цвета.
Задание 6.
Письмо от Деда Мороза
Дорогие друзья! Ваши картины – загляденье! Мы с дедушкой развесили
их по всей усадьбе, налюбоваться не можем! Дедушка сейчас занят
отправлением ваших подарков, а я в свою очередь обращаюсь к вам – не
хотите ли и вы сделать дедушке подарок в ответ к этому чудесному
празднику? Он, благодаря вам, увлекся повторением правил по русскому
языку, а также перечитывает географические справочники. Но он
постоянно теряет страницу, на которой остановился! Может быть вы
сможете смастерить ему своими руками закладки? Но он страшный
педант. Все закладки, что у него были раньше, но он их растерял, были
одного и того же размера: в длину 10 см, в ширину 4 см. Наверху закладки
обязательно должна быть кисточка – он их обожает. Ну а рисунок на
закладки – на ваш вкус, глядя на ваши картины, я уверена, он у вас
прекрасный. Жду нашей с вами встречи, Снегурочка!
По описанию закладки, ученики выводят ее схему:
72
После чего, делают закладки, учитель обязуется отправить их деду
Морозу. Спустя некоторое время, ученики получают последнее письмо:
Милые, дорогие ребята! Я получил ваши закладки – они чудесные,
красивые, яркие! Они мне очень пригодились! Для каждой закладки нашлась
своя книга. Очень скоро наступит Новый год, и вы получите подарки от
нас. Желаем вам в новом году не болеть, хорошо учиться, радоваться и
радовать своих близких и друзей! Ждем с нетерпением нашей встречи,
ваши Дед Мороз и Снегурочка!
ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ»: ПЕРЕРАБОТКА МУСОРА
Автор: Анисимова Наталия Николаевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (окружающий мир,)
Место проектной задачи в
образовательном процессе
3–4 класс
13
Содержание проектной задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации
На данный момент вопрос экологии стоит очень остро во всём мире.
Одной из главных задач является найти способы переработки и вторичном использовании тех продуктов производства, которые в природе разлагаются несколько десятилетий.
2. Формулировка задачи
Мы с вами попробуем решить эту задачу и предложим свои варианты решения проблемы. Для этого мы отправимся с вами в путешествие на поезде под названием «Планета Земля».
13
Источник иллюстрации: /lh3.googleusercontent.com
73
3. Система заданий для решения задачи
Станция 1. «Мусорный полигон»
Учащимся предлагается перечень/изображения следующих предметов
Алюминиевые банки, картон, пластиковый пакет, очистки от овощей,
цветная бумага, стекло, шерстяной носок, пенопласт, батарейки, кожаная
обувь, колготки, ветка, футболка, фантик из под конфеты.
Сравните представленные предметы, и расположите их в порядке убывания по времени разложения в природе. Также укажите верное, по вашему мнению, время, за которое данные предметы разлагаются.
Станция 2. «Центр исследования разложения продуктов»
Сейчас вы попробуете себя в роли ученых-исследователей и проведете эксперимент. Для этого вам потребуется сравнить влияние внешнего воздействия на скорость разрушения и в дальнейшем разложения бумаги и пластикового пакета.
Эксперимент 1: Механическое воздействие
Нужно потереть в руках бумагу и пластиковый пакет, а затем попробовать их разорвать руками на мелкие части.
Эксперимент 2: Испытание водой
В 2 сосуда с водой опустить кусочки бумаги и пластикового пакета, которые получили в предыдущем эксперименте, подождать 10 минут.
Сделать выводы: на какой из предметов воздействие оказало большее разрушительное действие.
Станция 3. «Завод по сортировке»
На столе находятся 4 контейнера с надписями: «Бумага», «Алюминий»,
«Пластик», «Стекло», а также мусор, который нужно распределить правильно в каждый из контейнеров. На выполнение задания дается 5 минут.
Станция 4. «Сохрани жизнь»
Каждый год планета теряет 30000 видов живых организмов. С 1970 года численность диких животных сократилось на 25–30%. Если использовать
74 вторично пластик, стекло, алюминий и другие предметы, мы сократим потребление и уменьшим разрушающие выбросы в природу. Таким образом, мы сохраним жизнь сотне тысяч живых существ.
На данной станции мы будем изготавливать коврик для ванной из полиэтиленовых пакетов. Для этого нам потребуется: полиэтиленовые пакеты любого цвета 50–100 шт., ножницы, крючок для вязания.
Процесс изготовления: разрезать полиэтиленовые пакеты на полоски шириной 2 см., связать их вместе, а затем смотать в клубок. Крючком связать коврик.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи
Станция 5. «Издательский дом»
Наше путешествие заканчивается на данной станции. Ребята, мы с вами проехали много станций, многое узнали. Предлагаю вам разработать свою рекламную акцию по защите природы. Это может быть буклет, газета, журнал.
Вы должны будете указать информацию об экологической ситуации на нашей планете, о способах переработки мусора в разных странах и предположить, что может быть с нашей планетой через 100 лет, если мы будет также мусорить.
75
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«ГДЕ ЦВЕТЫ, ТАМ И КРАСОТА»
«
ЗДРАВСТВУЙ, РОЗАРИЙ!»
Автор: Ракушина Елена Сергеевна
Краткое содержание проекта
Выращивание роз из подаренных учителю на Первое сентября цветов в условиях школьного кабинета.
Основополагающий вопрос проекта
Можно ли самостоятельно вырастить розу из срезанных цветов?
14
Цель проекта: узнать ответ на основополагающий вопрос проекта, вырастить розу из черенка.
Проектные задачи
1. Изучить теоретический материал по теме проекта;
2. Освоить разные способы укоренения черенков;
3. Произвести обработку и посадить черенки;
4. Оформить проект и представить на защиту.
Учебные задачи
1. Изучить теоретический материал. Подготовить презентацию и сообщение.
2. Изучить способы укоренения черенков розы.
3. Исследовать влияние обработки раствором марганцовки, препаратом
«Корневин», древесного угля на скорость укоренения черенков розы.
4. Сопоставить полученные результаты с теоретическим материалом.
5. Сделать выводы на основе работы.
14
Источник иллюстрации: wikimedia.org
76 6. Разработать рекомендации по способам укоренения черенков.
7. Подготовить презентацию и сообщение по теме проекта.
8. Провести самоанализ собственной деятельности.
Предметы интеграции: окружающий мир (биология, экология, экономика), литературное чтение, технология.
Форма выполнения проекта: распределение по исследовательским группам (2–
4 человека).
Примерная продолжительность проекта: долгосрочный проект: 8–10 недель.
Дидактические цели:
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями наблюдать, формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
формирование целостной научной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой.
Ожидаемые результаты:
освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
77
формирование систематизированных представлений об условиях, необходимых для жизни растения, роли растений в жизни людей, бережном отношении человека к растениям;
формирование первоначальных умений наблюдения за ростом растений и фиксации изменений.
После выполнения проекта школьники будут знать/понимать: что такое черенок, его строение; методы обработки черенка; физиологическое значение черенкования, как способа вегетативного размножения растений; уметь:
вести протокол исследования;
пользоваться цифровым фотоаппаратом для протоколирования результатов исследования;
вычислять проценты;
анализировать полученные результаты;
делать выводы на основе полученных результатов;
представлять результаты в словесной форме, в форме таблиц, графиков, диаграмм, с использованием программ MS Word, MS Power Point.
разрабатывать рекомендации по оптимальным способам укоренения черенков розы на основе полученных результатов;
1. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Цифровое оборудование: компьютер(ы) с выходом в сеть Интернет; фотоаппарат.
Лабораторное оборудование: стеклянные банки объемом 200-250 мл, пластиковые стаканы емкостью 0,5 л.
Расходные материалы: клубни картофеля, древесный уголь, готовая почвенная смесь «Универсальная», песок, дренаж, марганцовокислый калий KMnO4 кристаллический, препарат «Корневин», газеты, полиэтиленовый пакет, водопроводная вода.
78
Примерный план реализации проекта
Этапы проекта
Шаги
Содержание деятельности
Методы
I. Подготовительный
1
Анализ интересов учащихся.
Анализ первоначальных навыков и умений учащихся.
Организация работы в исследовательских группах: распределение учащихся, выбор консультантов.
Постановка цели и задач.
Планирование работы
Анкетирование.
Беседа.
II. Теоретический
2
Сбор информации по теме проекта: Что такое черенок.
Условия прорастания черенков.
Обработка черенков: замачивание, обработка раствором марганца, препаратом «Корневин».
Подбор источников, анализ литературы.
3
Анализ подобранной информации по теме проекта. Подготовка тематического материала к представлению: реферат 10-12 страниц
–
MS
Word; презентация
MS PowerPoint
– 6-7 слайдов; план устного выступления
Анализ, обработка материала, преобразование информации из одной форму в другую.
4
Представление теоретической части материала
Устное выступление, презентация.
Сдача рефератов.
5
Устное выступление, презентация.
Сдача рефератов
Самооценка.
III
Экспериментальный
6
Подготовка необходимого оборудования
Организация работы в группах.
7
Исследование способов укоренения черенков розы
Проведение исследования.
8
Обработка полученных экспериментальных данных
Анализ результатов.
9
Подготовка рекомендаций по оптимальным способам укоренения черенков розы на основе полученных результатов.
Разработка рекомендаций.
IV Итоговый
10
Сбор всего материала в единое целое, подготовка к представлению.
Написание реферата в MS Word. Подготовка презентации в PowerPoint
Практическая работа с собранной информацией
11
Представление результатов проекта. Защита проекта
Выступление на школьной конференции,