Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования поволжский государственный технологический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой УиП

_______________/Т.В.Ялялиева

«____»___________ 20__г.
ОТЧЕТ

по учебной практике

(вид практики)

в Центре развития компетенций ПГТУ

(наименование профильной организации/структурного подразделения ПГТУ)

Тип практики ознакомительная

Сроки практики 30.01.2023 по 28.02.2023

Выполнила студентка гр.УКм-11о

Тимакова А.С.____________

Руководитель практической подготовки от Центра развития компетенций ПГТУ
Заведующая отделом ИДПО Сергунина И.Ю

Дата « 28 » февраля 2023 г.
Руководитель практической подготовки от ПГТУ

Доцент кафедры УиП ________________ Царева Г.Р.

Дата защиты 28.02.2023

Оценка _________________________

Йошкар-Ола

2023

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы бенчмаркинга 4

1.1.Бенчмаркинг в менеджменте качества образовательной организации 4

1.2 Инструменты бенчмаркинга и его технологии 6

2. Ознакомление с СМК и деятельностью ФГБОУ ВО «ПГТУ», используемыми для их поддержки цифровыми и информационными технологиями 12

2.1 Анализ основных документов 12

2.2 Анализ документированной процедуры системы менеджмента качества и карты процесса управления рисками 17

3. Ознакомление с деятельностью, системой менеджмента качества 21

3.1 Анализ системы менеджмента качества на примере пивоварни «Старый Георг» 21

3.2 Автоматизация структурного подразделения с помощью программных продуктов компании «1С» 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Расширение спектра образовательных услуг и развитие сектора негосударственных вузов на фоне демографическою спада в России ставят перед экономической наукой задачу поиска оптимальных путей и способов обеспечения конкурентоспособности российских вузов на региональном, национальном и мировом уровнях. Одним из направлений ее решения является применение современных подходов к управлению качеством образовательных услуг. К наиболее перспективным из них относится бенчмаркинг.


Исследователи констатируют тот факт, что в управлении вузами все чаще используются, во-первых, зарубежные технологии и, во-вторых, технологии, которые разрабатывались и традиционно используются на предприятиях и в коммерческих структурах. Можно согласиться с тем, что «практика последнего десятилетия во всех сферах жизни современного российского общества, в том числе и в образовании, показала недостаточную эффективность некритического заимствования западных моделей управления, их переноса в российскую действительность без предварительной адаптации»

В соответствии со сказанным, целью данной статьи является разработка и обоснование содержания и технологий бенчмаркинга как одного из направлений деятельности вуза культуры и искусств в области качества образования.

1. Теоретические основы бенчмаркинга




    1. Бенчмаркинг в менеджменте качества образовательной организации


Бенчмаркинг - это сравнение деятельности собственного предприятия с лучшими на рынке или внутри отрасли компаниями, взятыми в качестве эталонного образца, с целью их изучения, получения полезного опыта и дальнейшего внесения изменений в свою деятельность для улучшения собственных показателей эффективности, повышения или сохранения конкурентоспособности.

Впервые эта техника появилась в США. Ее задача - помочь предприятию усовершенствовать бизнес в целом либо определенный вид выпускаемой продукции.

Суть его заключается в том, чтобы найти предприятия, на которых процессы устроены лучше, чем в собственной компании; изучить их, провести сравнительный анализ и дать оценку процессам; затем на основе полученных данных внедрить в свой бизнес наиболее подходящие для собственного предприятия.

Наиболее важной задачей бенчмаркинга считается достижение следующих результатов:

  • совершенствование менеджмента;

  • улучшение ассортимента продукции и ее качества;

  • усиление технической оснащенности компании;

  • усовершенствование структуры прибыли;

  • повышение эффективности маркетинга.

Для этого необходимо постоянно искать и изучать опыт ведущих предприятий в своей отрасли или занимающих лидирующее положение на рынке сбыта, перенимать у них передовые технологии, методы и инструменты работы.
Принципами бенчмаркинга являются: лидирующая роль руководства; вовлечение сотрудников; системный подход; процессноориентированный подход; принятие решений, основанное на фактах и данных; ориентация на потребителя; постоянное улучшение. Как видно из приведенного перечня, эти принципы совпадают с принципами менеджмента качеств в различных системах качества, в том числе в системе ИСО.



Наконец, к методам бенчмаркинга относят экспертную оценку; статистические методы; формальную оценку по заданным критериям, системам оценки. Можно предложить следующие основные характеристики бенчмаркинга: постоянное улучшение деятельности организации, внедрение процессного подхода, измерение и сравнение показателей. Как отмечает Е. А. Михайлова, «согласно концепции бенчмаркинга, любой бизнес-процесс должен быть промаркирован, то есть должен иметь несколько без труда распознаваемых точек, по которым можно, во-первых, определить, насколько успешно протекает бизнес-процесс, а соответственно, насколько успешно компания работает в данный момент, и, вовторых, спланировать внедрение изменений, способных отслеживать будущие достижения компании в области совершенствования бизнес-процессов».

Как уже говорилось, основные характеристики бенчмаркинга соответствуют основным характеристикам менеджмента качества. Следовательно, бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений деятельности вуза в области качества образования. Наряду с бенчмаркингом, этой же цели служат:

  • всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM);

  • система сбалансированных показателей (Balanced Score Card – BSC);

  • стандартизация менеджмента качества по версии ИСО 9001:2015 (ISO).

Таким образом, деятельность вуза по обеспечению качества образования может быть рассмотрена как система, одним из компонентов которой является бенчмаркинг. Анализ практики бенчмаркинга зарубежных вузов показал следующее. Во-первых, эта деятельность в вузах осуществляется преимущественно как проектная. По форме проекты могут быть сетевыми (с участием нескольких вузов) и индивидуальными (проводятся отдельным вузом). Во-вторых, они могут быть аналитическими (определяются перечни показателей, по которым следует проводить оценку качества) и диагностическими (применение процедур измерения и оценки выявленных показателей). В-третьих, бенчмаркинговые проекты могут проводиться вузом самостоятельно или с привлечением консалтинговых агентств.

1.2 Инструменты бенчмаркинга и его технологии


Бенчмаркинг является составной частью работы маркетинговых служб предприятий, занимающихся исследованием различных процессов в области маркетинга и разработкой стратегических деловых планов.

В процессе бенчмаркинга компания должна выявить, изучить, проанализировать имеющиеся на сторонних предприятиях стандартные методы достижения эффективности в бизнесе и управлении компанией.


После тщательного анализа необходимо отобрать приемлемые для собственного бизнеса стандарты и адаптировать их для применения на своем предприятии.

Из этого можно сделать вывод, что бенчмаркинг основан на классических приемах анализа, сопоставления и сравнения.

Для этого используют следующий набор техник:

  • модели;

  • инструменты;

  • технологии.

Любая модель бенчмаркинга может быть отнесена к одной из двух групп.

Группа 1

Принадлежащие к государственному сектору:

  • CAF, предполагающая оценку согласно общей схеме (это общепризнанная модель управления качеством с комплексной методикой по оценке, анализу и совершенствованию деятельности публичных организаций);

  • ЭПУС (российский вариант системы CAF);

  • EFQM — модель, предназначенная для госучреждений, стимулирующая последних повышать эффективность в сфере управления и качество производимой продукции. В том числе ее активно используют в образовательной среде. Ее создатель — Европейский Фонд Управления Качеством.

Группа 2

Принадлежащие к частному сектору:

  • «Колесо бенчмаркинга», состоящее из пяти этапов — планирования, поиска, наблюдения, анализа и адаптации;

  • цикл PDCA или Деминга-Шухарта, подразумевающий непрерывность совершенствования исследуемых процессов (Plan-Do-Check-Act или планировать-сделать-проверить-воздействовать);

  • модель Ивао Кобаяси «Система 20 ключей» — программа преобразований на предприятии, состоящая из 20-ти различных процессов (ключей), которая позволяет улучшить качество продукции и поднять производительность труда, что в результате повышает конкурентоспособность фирмы;

  • модель, разработанная IBM-компанией, состоящая из пяти фаз;

  • модель Кэмпа Роберта Ли, представляющая собой алгоритм из 12-ти последовательных шагов;

  • модель, созданная компанией Weyerhaeuser по принципу 33-х ступеней.

Отраслевой анализ необходим для того, чтобы выявить особенности той отрасли, в рамках которой предприятие реализует свою деятельность - без этого невозможно осуществить процедуру бенчмаркинга. Поэтому передовая технология бенчмаркинга - это анализ отрасли.

В целом же технологии бывают трех видов:

  • Управленческие методы, состоящие из: краудсорсинга; геймификации; экспертных и прочих опросов; круглых столов; фокус-групп.

  • Статистические методы кластерного и корреляционного анализа, ранжирования показателей.

  • Сгруппированные по организационному методу - как коллективные (в виде групп обмена опытом, кругов сравнения, сетей), так и самостоятельные.


В начале процедуры отраслевого анализа следует определить, насколько прибыльной является данная отрасль, перспективность и предпосылки ее роста и развития. Для этой цели производят деление рынка на сектора, имеющие максимальную прибыльность.

После этого переходят к выявлению основополагающих факторов, являющихся причиной их успешности. Среди них могут оказаться:

  • обновление технических и функциональных характеристик товара;

  • наличие необычной, привлекающей внимание упаковки;

  • налаживание эффективной системы сбыта продукции;

  • снижение цен.

Следующий шаг - провести сравнительный анализ среди выявленных факторов: в какой степени они влияют на общую прибыльность предприятия.

Еще одна современная технология бенчмаркинга - оценка внутренней и ближней внешней маркетинговой среды. Необходимо оценить:

  • эффективность результатов маркетинговой деятельности предприятия;

  • качество мотивационной системы;

  • работу персонала;

  • степень и качество обслуживания клиентов;

  • степень лояльности покупателей;

  • степень удовлетворенности потребителей.

Применение тех или иных инструментов бенчмаркинга зависит от стоящих перед ним в каждом конкретном случае задач.

Необходимо учитывать, что пользу эта процедура будет приносить только при непрерывности процесса постоянного нахождения и анализа (с последующим использованием на благо своего предприятия) лучших методов работы конкурирующих компаний.

Это объясняется тем, что окружающие условия в отрасли и на рынке постоянно видоизменяются, что отражается и на изменении маркетинговой политики конкурирующих организаций.

Среди методов бенчмаркинга особая популярность принадлежит:

  • анкетированию, проведению фокус-групп, опросам;

  • анализу используемой рекламы и методов пиара;

  • прогнозированию с использованием информационных технологий;

  • работе по обмену опытом с конкурентами.

Основные инструменты бенчмаркинга — это оценочные листы, матрицы и анкеты. Они довольно результативны при проведении процедуры сравнительного анализа различных бизнес-процессов.

При объединении двух видов бенчмаркинга (общего и касающегося бизнес-процессов) можно добиться наиболее успешных достижений. Показатели, на которые следует ориентироваться при такой комбинации: