Файл: Фармакология Харкевич.doc

Добавлен: 03.02.2019

Просмотров: 6939

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47<; ФАРМАКОЛОГИЯ ■:> Частная фармакология

Таблица 8.4. Сравнительная характеристика опиоидных анальгетиков

Препарат

Относительная анальгетическая активность (морфин = 1); в скобках — средние тера­певтические дозы

Анальгети­ческая

эффектив­ность в средних

терапевти­ческих дозах

Длитель­ность

аналые-тического действия

Угнете­ние дыхания

Обсти-нация (запор)

Нарко­генный потен­циал

Агониеты







Морфин

1 (0,01)

+++

4-5

+++

+++

+++

Промедол

0,4-0,5 (0,025)

++/+++

3-4

++/+++

+

++/+++

Агонисты-антагонисты







и частичные агониеты







Пентазоцин

0,3 (0,03)

++

3-4

++/++ +

+

+

Налбуфин

- 1 (0,01)

++/++ +

4-5

++/+++

+

+

Буторфанол

3-5 (0,002)

+ +/+++

3-4

++/+++

+

+

Бупрснорфин

20-60 (0,0002)

++/+++

5-9

++/++ +

+

+

Примечание. Количеством плюсов обозначена выраженность эффекта; ± — маловы-раженный эффект.

Широко используют опиоидные анальгетики для премедикации перед прове­дением хирургических вмешательств. Вводят морфин и при местном обезболива­нии, так как он усиливает действие местных анестетиков.

Последние годы успешно используется трансдермальная система фентанила для лечения хронических болей (пластыри с фентанилом наносят накожно через каждые 72 ч).

При применении опиоидных анальгетиков (например, промедола) для обез­боливания родов следует учитывать, что все они проникают через плацентарный барьер и вызывают угнетение центра дыхания плода. Если, несмотря на предос­торожности, у новорожденного возникла асфиксия, в пупочную вену вводят ан­тагонист опиоидных анальгетиков налоксон.

При болях, вызванных спазмами желчных протоков или мочеточников, а так­же при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечных ко­ликах более показано применение промедола и омнопона, так как они меньше, чем морфин, повышают тонус гладких мышц. Однако и эти препараты в указан­ных случаях целесообразно вводить в сочетании с м-холиноблокаторами (напри­мер, с атропином) или спазмолитиками миотропного действия (типа папавери­на). Иногда опиоидные анальгетики назначают при сильном кашле, а также при одышке, связанной с недостаточностью левого желудочка сердца.

Из побочных эффектов могут быть тошнота, рвота, брадикардия, запор и др. Препараты следует с осторожностью применять у больных с дыхательной недоста­точностью, при нарушенной функции печени. Они противопоказаны детям до 3 лет и в старческом возрасте (вследствие угнетающего действия на центр дыхания).


Агонисты-антагонисты и частичные агониеты опиоидных рецепторов

Агонисты-антагонисты неодинаково действуют на разные типы опиоидных ре­цепторов: одни типы рецепторов стимулируют (агонистическое действие), дру­гие блокируют (антагонистическое действие). К числу таких препаратов относятся пентазоцин, буторфанол, налбуфин (см. табл. 8.3 и 8.4).


Глава 8 Болеутоляющие (анальгезируюшие) средства > 48

1 Различия в анальгетической активности проявляются разными дозами препаратов. Однако для практики более важна аналыетическая эффективность веществ при использовании их в терапевти­ческих дозах. Оказывается, что последняя практически однотипна для всех опиоидных анальгети­ков, приведенных в табл. 8.4.

Первым препаратом этого типа, внедренным в медицинскую практику, был пентазоцин (лсксир, фортрал). По сравнению с фенантреновыми производны­ми в структуре пентазоцина отсутствует один из циклов. Препарат является аго­нистом 6- и к-рецепторов и антагонистом ц-рецепторов. Он уступает морфину по анальгетической активности и длительности действия. Пентазоцин привлек внимание в связи с тем, что при его применении относительно невелик (по срав­нению с опиоидными анальгетиками агонистами) риск возникновения лекар­ственной зависимости (не вызывает эйфорию; может вызывать дисфорию). Он несколько меньше, чем морфин, угнетает дыхание, при его применении реже раз­вивается запор. Пентазоцин вызывает повышение давления в легочной артерии; возрастает центральное венозное давление, что приводит к увеличению пред-нагрузки на сердце. Повышает работу сердца. В связи с этими гемодинамически-ми эффектами пентазоцин не следует применять при инфаркте миокарда. Из же­лудочно-кишечного тракта всасывается хорошо. Пентазоцин является также антагонистом опиоидных анальгетиков агонистов, однако это его действие выра­жено слабо. Проявляется антагонизм, в частности, в том, что при введении пен­тазоцина лицам с лекарственной зависимостью к опиоидным анальгетикам аго-нистам у них развивается абстинентный синдром.

К агонистам-антагонистам относятся также буторфанол (морадол, стадол) и налбуфин (нубаин).

Буторфанол по фармакологическим свойствам сходен с пентазоцином. Явля­ется агонистом к-рецепторов и слабым антагонистом u-рецепторов. Активнее морфина в 3—5 раз. Аналогично пентазоцину повышает давление в легочной ар­терии и увеличивает работу сердца, в связи с чем его не рекомендуется применять при инфаркте миокарда. Дыхание угнетает в меньшей степени, чем морфин. Ле­карственную зависимость вызывает реже морфина. Вводят внутривенно или внут­римышечно, иногда интрапазально (через 3—4 ч).

Налбуфин является агонистом к-рецепторов и слабым антагонистом ц-рецеп­торов. По активности примерно соответствует морфину. Фармакокинетика сход­на с таковой морфина. На гемодинамику практически не влияет. Лекарственную зависимость вызывает редко (примерно с такой же частотой, как пентазоцин). Вводят парентерально через 3—6 ч.

Бупренорфин (бупренекс) является частичным агонистом ц-рецепторов. По анальгетической активности превосходит морфин в 20—60' раз и действует более продолжительно (медленно диссоциирует из связи с опиоидными рецепторами). Эффект развивается медленнее, чем у морфина. Меньше, чем морфин, влияет на желудочно-кишечный тракт. Не повышает давление в желчном пузыре и протоке поджелудочной железы. В меньшей степени задерживает продвижение химуса по кишечнику. Из желудочно-кишечного тракта всасывается относительно хорошо (см. табл. 8.5). Основная часть неизмененного препарата выделяется кишечником, метаболиты - почками. Наркогенный потенциал относительно низкий. Абстинен­ция протекает менее тягостно, чем у морфина.


Вводят парентерально и сублингвально (через 6 ч). При сублингвальном пути введения биодоступность соответствует примерно 50%.


49> ФАРМАКОЛОГИЯ Частная фармакология

Таблица 8.5. Фармакокинетика некоторых анальгетиков центрального действия


Бнедоступ­ность при введении внутрь, %


Скорость накоп-

Связы-

Мета­болизм препара­та, %

Длитель-

Препарат

Начало действия, мин

ления максималь­ной концентрации в плазме крови, мин

вание с белками плазмы крови, %

ность анальгети-

ческого действия, ч

Морфин

12-36

10-15 (в/м)

15-20

33-37

-90

4-6

Фентанил

1-2 (в/в) 7-15 (в/м)

20-40

82-86

-92

1-1,5

Суфентанил

-

1-2 (в/в)


~93

92-94

1-1,5

Налбуфин

8-24

15 (п/к) 2-3 (в/в)

30-80

~50


3-6

Буторфанол

60-70 (и/н)

15 (и/н)

30-60

80-83

-95

4-5

Бупренорфин

40-90 (в/м)

15 (в/м)

30-60 (в/м)

~96

-27

4-8

Парацетамол

70-100

30-40 (вн)

30-90

Незначи­тельное

>95

3-4

Трамадол

68-75

30-60 (вн)

120

-20

60-70

3-5

Примечание: и/н — интраназально, в/в — внутривенно, в/м — внутримышечно, п/к -подкожно, вн — внутрь

Лечение острых отравлений опиоидными анальгетиками сводится к следую­щему. Прежде всего необходимо сделать промывание желудка, а также ввести ад­сорбирующие средства и солевые слабительные. Это особенно важно в случае эн-терального введения веществ и их неполной абсорбции.

При развившемся токсическом действии используют специфический анта­гонист опиоидных анальгетиков налоксон (наркан), блокирующий все ти­пы опиоидных рецепторов. Свойствами агониста опиоидных рецепторов налок­сон не обладает. Он устраняет не только угнетение дыхания, но и большинство дру­гих эффектов опиоидных анальгетиков, в том числе и агонистов-антагонистов. При передозировке бупренорфина налоксон значительно менее эффективен. При введении внутрь препарат всасывается, но большая его часть разрушается при прохождении через печень. Вводят налоксон внутривенно и внутримышеч­но. Действие наступает быстро (примерно через 1 мин) и продолжается до 2—4 ч.

Для внутривенного введения создан и длительно действующий (10 ч) антаго­нист налмефен.

При остром отравлении опиоидными анальгетиками может возникнуть необ­ходимость в искусственном дыхании. В связи со снижением температуры тела та­ких пациентов следует держать в тепле. Если смерть при отравлении опиоидами, которые в основном метаболизируются в организме, например морфином, не на­

Случайная или преднамеренная передозировка опиоидных анальгетиков при­водит к острому отравлению. Проявляется оно оглушением, потерей сознания, коматозным состоянием. Дыхание при этом угнетено. Минутный объем дыхания прогрессирующе падает. Появляется неправильное и периодическое дыхание. Кожные покровы бледные, холодные, слизистые оболочки цианотичны. Одним из диагностических признаков острого отравления морфином и подобными ему веществами является резкий миоз (однако при выраженной гипоксии зрачки рас­ширяются). Нарушается кровообращение. Снижается температура тела. Смерть наступает от паралича дыхательного центра.