Файл: Фармакология Харкевич.doc

Добавлен: 03.02.2019

Просмотров: 6930

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31; ФАРМАКОЛОГИЯ ■:- Частная фармакология

частому открыванию хлорных ионофоров и развитию гиперполяризации. Усили­вается процесс торможения, что и лежит в основе развивающегося снотворного и седативного эффектов.

Золпидем (ивадал) является производным имидазопиридина. Оказывает выраженное снотворное и седативное действие. В незначительной степени вы­ражены анксиолитический, мышечно-расслабляющий, противосудорожный и амнестический эффекты. Избирательно взаимодействуете первым подтипомбен-зодиазепиновых рецепторов (BZ,-, или о^-подтип). Мало влияет на фазы сна.

Из побочных эффектов возможны аллергические реакции, гипотензия, воз­буждение, галлюцинации, атаксия, диспепсические явления, сонливость в днев­ное время. Феномен «отдачи» выражен в небольшой степени. При длительном приеме возникают привыкание и лекарственная зависимость (психическая и фи­зическая), поэтому желательно непродолжительное применение препарата (не более 4 нед).

Сходен с золпидемом препарат зопиклон (имован). Это производное цикло-пирролона. Обладает снотворным, седативным, анксиолитическим, мышечно-рас-слабляющим и противосудорожным эффектами.

При длительном применении возникают привыкание и лекарственная зави­симость (психическая и физическая). Из побочных эффектов отмечаются метал­лический горький вкус, иногда тошнота, рвота, головная боль, головокружение, аллергические реакции. Возможны психические и поведенческие расстройства, на­рушение координации. Феномен «отдачи» выражен в небольшой степени. Длитель­ность применения следует ограничивать 4 нед. В этом случае привыкание и лекар­ственная зависимость могут не выявляться, а побочные эффекты незначительны.

При передозировке золпидема и зопиклона в качестве антидота используют флумазенил.

7.2. СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА С НАРКОТИЧЕСКИМ ТИПОМ ДЕЙСТВИЯ

Значительное число таких снотворных относится к производным барби­туровой кислоты.

Показано, что барбитураты взаимодействуют с аллостерическим участком ГАМКд-бензодиазепин-барбитуратного рецепторного комплекса и повышают аф­финитет ГАМ К к ГАМКд-рецепторам (см. рис. 7.1). Это приводит к более длитель­ному открыванию в нейрональных мембранах каналов для ионов хлора и увеличе­нию их поступления в клетку. При этом тормозной эффект ГАМ К усиливается. Таким образом, и в случае барбитуратов успокаивающий и снотворный эффекты также в значительной степени обусловлены их ГАМК-миметическим действием. Однако есть основания считать, что барбитураты, взаимодействуя с мембраной нейронов и изменяя ее физико-химические свойства, нарушают функцию и других ионных ка­налов (натриевых, калиевых, кальциевых). Обсуждается также значение антагониз­ма барбитуратов в отношении ряда возбуждающих медиаторов (глутамата и др.).


К группе барбитуратов относятся фенобарбитал (люминал, фенобарбитон), этаминал-натрий (пентобарбитал-натрий, нембутал) и другие препараты.

Выделяют препараты длительного действия (фенобарбитал) и средней продол­жительности действия (этаминал-натрий). Однако, согласно клиническим на­блюдениям, снотворные из обеих групп способствуют развитию сна длительнос­тью около 8 ч. Разная продолжительность действия проявляется в выраженности последействия и степени кумуляции.


Глава 7 ';- Снотворные средства <• 32

В прекращении снотворного действия барбитуратов принимают участие разные процессы. Один из них — энзиматическая инактивация веществ микросо-мальными ферментами печени. Чаще всего происходит окисление (гидроксили-рование радикалов при С5). В связи с этим при патологии печени, сопровождаю­щейся снижением активности ее ферментных систем, длительность действия барбитуратов увеличивается. Последнее, естественно, относится к тем препара­там, основное количество которых подвергается биотрансформации (этаминал-натрий). Следует учитывать, что барбитураты (особенно фенобарбитал) вызыва­ют индукцию микросомальных ферментов. Поэтому при повторном введении барбитуратов скорость их метаболизма возрастает. Очевидно, что последнее яв­ляется одной из важных причин развития привыкания к ним. Кроме того, индук­ция микросомальных ферментов сказывается на скорости биотрансформации со­единений из других химических групп.

Продолжительность действия ряда производных барбитуровой кислоты зави­сит и от скорости их выведения почками. Это относится к соединениям, которые в значительной степени выводятся почками в неизмененном виде (фенобарби­тал). При нарушении функции почек действие таких барбитуратов заметно про­лонгируется.

Длительность снотворного эффекта зависит также от перераспределения ве­ществ в организме. Имеются в виду главным образом снижение содержания бар­битуратов в тканях мозга и их депонирование в жировой ткани в случае высокой липофильности соединений.

При применении барбитуратов (даже однократном) на следующий день после пробуждения может отмечаться последействие — ощущение вялости, разбитости, нарушение психомоторных реакций, внимания. Чем медленнее выводится (инак-тивируется) препарат, тем выраженнее последействие. Так, снижение содержа­ния фенобарбитала в плазме крови на 50% от введенной дозы (tl/2) происходит примерно через 3,5 дня, поэтому последействие наблюдается относительно час­то. В меньшей степени оно отмечается после применения этаминал-натрия (его t 2 составляет 30—40 ч).

Для барбитуратов при повторном их применении характерна материальная кумуляция. Наиболее выражена она у препаратов, медленно выделяющихся из организма (например, у фенобарбитала).

При длительном применении барбитуратов развивается дефицит фазы «быст­рого» сна. Как отмечалось, при резкой отмене препаратов возникает так называ­емый феномен «отдачи», который может сохраняться несколько недель.

Непрерывное длительное применение барбитуратов приводит к развитию при­выкания и может быть причиной лекарственной зависимости (психической и фи­зической). При ежедневном использовании барбитуратов привыкание к ним выявляется примерно через 2 нед после начала приема. Скорость развития лекар­ственной зависимости в значительной степени определяется дозой препарата. Если дозы достаточно велики, лекарственная зависимость может развиться через 1—3 мес. Отмена препарата при наличии лекарственной зависимости сопровождается тя­желыми психическими и соматическими нарушениями (синдром абстиненции). Возникают беспокойство, раздражительность, страх, рвота, нарушение зрения, су­дороги, ортостатическая гипотензия и др. В тяжелых случаях может наступить смерть.


Вводят барбитураты обычно внутрь, реже — ректально. Они хорошо всасыва­ются из желудочно-кишечного тракта. Частично связываются с белками плазмы крови (преимущественно с альбуминами). Легко проникают через тканевые ба­рьеры. Выделяются почками.


33-с- ФАРМАКОЛОГИЯ -v Частная фармакология

1 Уменьшение количества выделяемой мочи. От греч. oligos — малый, игоп моча. г Прекращение отделения мочи почками. An (греч.) — отрицание.

В основном барбитураты назначают в качестве снотворных средств (за 30-60 мин до сна). Однако в последнее время их использование резко уменьшилось в связи с появлением агонистов бензодиазепиновых рецепторов. Фенобарбитал в качестве снотворного средства практически не применяют. Используют барбиту­раты и как седативные средства (1/3—1/5 и менее от снотворной дозы). Кроме того, фенобарбитал является противоэпилептическим препаратом (см. главу 9).

При использовании барбитуратов в терапевтических дозах каких-либо существен­ных нарушений со стороны внутренних органов и их систем обычно не наблюдает­ся. Вместе с тем возможны аллергические реакции (кожные поражения, желтуха, лихорадка и др.). Наиболее часто они возникают при назначении фенобарбитала.

Острые отравления барбитуратами возникают в результате случайной или пред­намеренной передозировки. Наступает угнетение ЦНС. При тяжелом отравле­нии развивается кома, сознание отсутствует, рефлекторная активность подавле­на. Угнетаются центры продолговатого мозга. В связи с угнетением дыхательного центра снижается объем дыхания. Падает артериальное давление (гипотензия связана не только с центральным действием, но также с угнетающим влиянием веществ на сердце, ганглии, а также с прямым миотропным сосудорасширяющим действием). Нарушается функция почек.

Лечение острых отравлений заключается в ускорении выведения препарата из организма и в поддержании жизненно важных функций. Если введенный бар­битурат полностью не всосался из желудочно-кишечного тракта, делают промыва­ние желудка, дают адсорбирующие средства, солевые слабительные. Для ускоре­ния выведения уже всосавшегося вещества назначают большие количества раст­воров электролитов и осмотические мочегонные или фуросемид (см. главу 16), вы­зывающие быстрое и значительное увеличение диуреза (так называемый форсиро­ванный диурез). Выведению барбитуратов может также способствовать примене­ние щелочных растворов. При очень высоких концентрациях барбитуратов в крови проводят гемосорбцию, а также перитонеальный диализ и гемодиализ.

Одна из основных задач лечения отравлений барбитуратами заключается в налаживании адекватного дыхания и устранении или предупреждении гипоксии. В тяжелых случаях проводят искусственное дыхание. Аналептики (бемегрид, ко-разол и др.; см. главу 12) назначают только при легких формах отравления; при тяжелом отравлении они не только не способствуют восстановлению дыхания, но могут даже ухудшить состояние пациента. Следует учитывать возможность развития пневмонии. При возникновении гипотензии, коллапса вводят кровь, кровезаменители, а также норадреналин. При почечной недостаточности (оли-гоурия1, анурия2) нередко показан гемодиализ. Прогноз зависит от дозы снотвор­ного вещества, своевременности начала лечения, состояния организма.