Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 573

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Темпераментом называют совокупность свойств, характеризирующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. На протяжении всей истории развития науки исследователи стремились упорядочить данные по динамике психических процессов, выделить характерные типы темперамента по различным основаниям. Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.). Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют темперамент. Первую классификацию темпераментов предложил Гален (II в. н.э.), последнее из ее описаний принадлежит немецкому философу И. Канту. Им была дана характеристика четырем типам темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго.

В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент физиологическую базу на основе изучения высшей нервной деятельности. Эту попытку осуществил русский физиолог И.П. Павлов. Ученый исходил из того, что определенное сочетание трех свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность) образует тип высшей нервной деятельности, который лежит в основе каждого из четырех типов темперамента.


С точки зрения Павлова, холерическому темпераменту соответствует сильный, неуравновешенный, быстрый тип нервной системы; сангвиническому – сильный, уравновешенный, быстрый тип; флегматическому – сильный, уравновешенный, медленный тип; меланхолическому – слабый, неуравновешенный, медленный тип.

Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внес швейцарский ученый К. Юнг, который выделил два психологических типа: экстравертированный и интровертированный. Для экстравертов характерны: направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертов характерны: фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения в движениях и речи.

Представителей конституционального подхода к темпераменту связывало убеждение в том, что тип темперамента и даже неудачи индивида обусловлены характеристиками его тела. Э. Кречмер и У. Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека (астеник, атлетик, пикник – Э. Кречмер; эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный – У. Шелдон).

Однако конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, ибо классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристиками телосложения и типом темперамента.

Каждый темперамент имеет и сильные и слабые стороны. Так, например, индивиды с сильным типом высшей деятельности (ВНД) эффективнее работают в условиях высокого психического напряжения, более устойчивы к состояниям фрустрации, стрессу; принимают более взвешенные решения в аварийных ситуациях.

Индивиды со слабым типом ВНД имеют лучшие показатели переключаемости внимания; более выносливы к состоянию монотонии при выполнении однообразной работы; эффективно действуют в типовых ситуациях, но проявляют растерянность в ситуациях экстремальных.

Интроверты лучше работают по критериям точности и надежности, но более склонны к реакциям страха и тревожности в процессе работы.



Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента.

В частности:

– резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»;

холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе;

меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и в новой обстановке;

флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени;

сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость, а также связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.


7.2. Характер личности и его формирование
Понятие «характер» многолико, хотя, пожалуй, оно является одним из наиболее часто употребляемых в повседневной жизни. В психологии существуют разные взгляды на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях.

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, проявляющиеся систематически в различных ситуациях.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

– по отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

по отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность);

по отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм).

Характер формируется на основе темперамента, во многом формируется под влиянием окружающей человека социальной среды, определяет содержание поведения и деятельности. Характер человека – всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. К примеру, классификация немецкого ученого К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. По наблюдениям К. Леонгарда, у 20–50 % людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.


Акцентуации характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип. Его можно узнать по склонности к чрезмерно повышенному настроению, оптимизму. Склонен к позерству, непостоянен в профессиональных интересах. Авантюрист по натуре. растрачивает богатый от природы потенциал неэффективно.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, апатичностью. Работу на скорость не любит, но относится добросовестно. Плохо адаптируется к обстановке, к новым людям. К лидерству не стремится, ценит дружбу. Борец за справедливость.

Циклотимный тип. Характерна неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций. Колебания работоспособности, энергии и настроения приводят к работе рывками.

Демонстративный тип. Выделяется стремлением быть в центре внимания, склонен к бахвальству, стремлению к яркому, экстравагантному. В работе склонен уходить от решения неотложных вопросов, симулировать недомогание, строить интриги. Устремлен к руководящим должностям и престижным профессиям.

Педантичный тип. Настроение ровно. Твердо придерживается усвоенных правил, традиций, взглядов. В работе сверхточен, аккуратен и обязателен. Смысл его жизни – порядок. Сам он – «человек – инструкция». Трудно переключается с одного занятия на другое.

Застревающий тип. Часто предан одной навязчивой идее, ради которой способен на самопожертвование. Долго помнит обиду, склонен к мести. Может злоупотреблять властью и терроризировать сотрудников. В работе любит, когда ему подражают, признают и подчеркивают заслуги.

Тревожный тип. Человек с заниженной самооценкой. Перед всем новым теряется. Инициативу не проявляет. Осторожен. Работает по указке. С людьми дружелюбен. Болезненно переносит насмешки.

Возбудимый тип. Раздражителен, склонен к приступам гнева, импульсивен. В состоянии эмоционального возбуждения может нагрубить, применить «рукоприкладство». Поведение его предсказать трудно. Часто – любитель крепких напитков, обильный еды. В нормальном состоянии энергичен, деловит, добросовестно исполняет свои обязанности по работе, хороший семьянин.