Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любовь – это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим. Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала.
Профессиональная заинтересованность является важнейшим психическим состоянием, которое сопровождается приятными эмоциональными переживаниями. Человек, имеющий высокий профессиональный интерес, работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.
Стресс и стрессовые ситуации. Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния, к примеру, стресс, фрустрация и т.п. В переводе с английского, стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может стать причиной стресса.
К понятию и состоянию стресса близко понятие фрустрации. Фрустрация – переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, мешающими удовлетворению потребностей.
Стресс не опасен, если он находит целесообразный выход, компенсируется расслаблением. По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшающий протекание психофизиологических функций.
К признакам стрессового напряжения относят невозможность сосредоточиться на чем-либо; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; повышенная возбудимость; потеря чувства юмора; пристрастие к спиртным напиткам; постоянное ощущение недоедания; невозможность вовремя закончить работу и т.п.
Причинами стрессового напряжения могут быть следующие:
– вам гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы;
– вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно спешите;
– вам постоянно хочется спать;
– вам почти ничего не нравится;
– вы постоянно чувствуете неудовлетворенность жизнью;
– не с кем поговорить о своих проблемах и т.п.
Как же пережить стресс? Приведем несколько советов. Учитесь планировать, признавайте и принимайте ограничения. Развлекайтесь, будьте положительной личностью. Учитесь терпеть и прощать. Избегайте ненужной конкуренции. Рассказывайте о своих неприятностях.
Среди способов успокоения выделяют такие, как отвлекающие приемы (чтение, переключение на занятие любимым делом), интенсивная мышечная нагрузка; снижение значимости неприятного события; извлечение пользы из неудачи); сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем; общение с близким человеком.
Сенсорная депривация. Чтобы выжить, любой организм должен находиться в равновесии с окружающей средой. Когда человеческому организму не хватает каких-либо питательных веществ, на психологическом уровне это переживается как эмоция голода, не хватает воды – жажда. Сколько же у человека таких «жажд»?
Оказывается, что одна из самых острых жизненных потребностей человека – потребность в нормальном потоке ощущений, которые питают человеческий мозг, доставляют ему своевременно необходимые впечатления. Для нормальной психологической деятельности человеку необходим полный поток ощущений. И если он отсутствует, возникает проблема, которая называется сенсорная депривация (ощущения космонавта в космическом корабле; спелеолога – в пещере и т.п.).
Каждый человек переживает потерю любого из каналов связи с окружающей сферой как величайшую трагедию. С потерей органа чувств не просто выпадает какая-то часть из спектра переживаний, но перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим. Психика – целостная система, и при потере отдельных органов чувств мы наблюдаем явление компенсации: сохранившиеся органы ощущений частично берут на себя функции утраченных. Адаптация к среде происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (например, постоянство температуры тела). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (например, человек не теряет способности искать выход из сложившейся крайне сложной психологической ситуации).
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде. Например, молодой специалист адаптируется к новому трудовому коллективу, усваивая его ценности, установки, традиции. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведениия); и патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).
Процесс противоположный адаптации, носит название дезадаптации. Он предполагает потерю способности человека приспособиться к состоянию среды. Дезадаптация проявляется в поведении, отклоняющемся от нормы – образа поведения, принятого в данном обществе или группе (девиантное либо делинквентное поведение).
6.3. Воля как психический процесс регуляции деятельности
Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля – это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность в достижении цели. Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку бывают двух видов: внешние и внутренние. Внешние трудности и препятствия – это объективные трудности, неожиданные условия, обстоятельства. Внутренние – это упорное нежелание человека делать то, что необходимо делать. К ним относятся: инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и др.
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, которые могут быть как простыми, так и сложными.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться (например, студент идет в магазин, чтобы приобрести ручку).
Структуру сложного волевого действия составляют три звена: осознание и постановка цели, планирование и исполнение. Как правило, начальным моментом волевого действия является осознание, мысль о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Постановка цели сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека (например, студент стоит перед выбором: сходить на вечеринку или подготовиться к семинарскому занятию). После определения и постановки цели происходит планирование и исполнение. Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.
К волевым качествам относят: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку (самообладание), инициативность, дисциплинированность, мужество. Воля тесно связана с другими сторонами психики: потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами.
Чувства оказывают на волю двоякое влияние: будучи положительными, они в большинстве случаев укрепляют волю, отрицательными – ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами.
Развитие, условия воспитания и нарушения воли. Первые признаки проявления волевых действий наблюдается в возрасте 2–4 лет. Считают, что воля развивается поэтапно.
В возрасте 25–30 лет волевое развитие человека практически прекращается. Условия воспитания воли разноплановы и специфичны для каждого конкретного человека.
Первое условие сильной воли – наличие цели в жизни.
Второе условие – необходимость быть хозяином своей жизни.
Третье условие – бесстрашно идти навстречу жизненным барьера.
Четвертое условие – осознанная замена «надо» на «хочу».
Для воспитания сильной воли, как показывает опыт, требуется:
– честно признаться себе в своих слабых сторонах;
– осознать, чего ты хочешь добиться в жизни;
– наметить основные вехи движения к цели;
– доводить любые начатые дела до конца;
– уметь себя ограничивать, не хвататься за многие дела одновременно;
– любое дело выполнять старательно;
– научиться радоваться завершенной работе;
– иметь перед собой образцы почитаемых волевых людей.
Волевые качества личности могут патологически нарушаться. Это связано с поражением отдельных участков коры головного мозга. Так, поражение любых долей коры приводит к нарушению способности человека удерживать цель своих произвольных действий (апраксия). Внешне это проявляется в последовательности хаотических прерываний уже начатых действий. Из-за чрезмерно сильного торможения коры подавляются побуждения к деятельности (абулия). При этом человек осознает необходимость действовать, но это не вызывает у него никаких волевых усилий.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Эмоции и психические состояния личности
1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.
2. Психические состояния личности.
3. Воля как психический процесс регуляции деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Зачем нужны эмоции и чувства?
2. Дайте определение эмоциям и чувствам.
3. Свойственны ли чувства животным?
4. Охарактеризуйте такие виды эмоциональных состояний, как настроение, аффект, страсть.
5. Какие чувства мы называем высшими и почему?
6. Опишите приемы для снижения эмоционального напряжения.
7. Приведите примеры наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека.
8. Назовите типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей.
9. Что такое состояние психической напряженности, стресса и фрустрации?
10. Что относят к признакам и причинам стрессового напряжения?
11. Назовите основные приемы успокоения.
12. Что такое воля и какие функции она выполняет?
13. Какова структура волевого действия?
14. Что мы относим к волевым качествам?
15. Каковы условия воспитания воли?
16. Как проявляются нарушения воли?
Темы рефератов
1.Эмоции и личность.
2. Как справиться со стрессом.
3. Агрессивное поведение как причина конфликта.
Б л о к 6. Индивидуально-психологические особенности
личности
Л е к ц и я 7. Индивидуально-психологические особенности
личности
7.1. Темперамент как биологический фундамент личности
Темперамент – одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. Другими словами, знание темперамента индивида дает ответ на вопрос, как тот действует в той или иной ситуации, но не чем обычно занимается.