Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дефект мотивации проявляется и в детском аутизме, связанном с дефицитом побуждений к активности любого типа.

Деформация мотивационной сферы личности происходит и при различного рода заболеваниях. Так, при всех видах психопатии общим является резкое ослабление управляющей функции мотивов, особенно в тех ситуациях, где поведение должно регулировать чувство совести. Для возбудимого типа психопата («тирана семьи») характерны махровая эгоистическая направленность, грубый произвол, склонность к тирании, завышенные требования к другим. Тормозные психопаты (астенические «самоеды») отличаются потребностно тревожностью, приводящей к нерешительности, комплексу неполноценности, педантичности, уходу от действительности.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Направленность личности
1. Мотивация поведения человека.

2. Направленность как одна из ведущих характеристик личности.

3. Развитие и нарушения мотивационной сферы.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение мотивации.

2. Согласны ли вы с утверждением, что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности?

3. В чем отличие между нуждой и потребностью?

4. Назовите основные виды потребностей.

5. Какие потребности играют главную роль в развитии индивида и в развитии личности?

6. Мотив – мотивация – мотивировка: в чем заключается различие между данными понятиями?

7. На какие вопросы, по мнению С.Л. Рубинштейна, надо ответить, чтобы всесторонне описать личность?

8. Что понимают под направленностью?

9. Какие выделяют качества направленности?

10. Назовите основные виды направленности.

11. В чем суть теории иерархии потребностей по А.Маслоу.

12. Как вы понимаете утверждение – каждому возрасту своя мотивационная сфера?

13. Какие факторы становятся причинами расстройств мотивационной сферы?

14. Дайте краткую характеристику таких расстройств мотивационной сферы, как неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.
Темы рефератов

1.Классификация человеческих потребностей.

2. Мотивация и личность.
Б л о к 5. Эмоции и психические состояния личности

Л е к ц и я 6. Эмоции и психические состояния личности
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Человек – это не только разумное существо, но и переживающее, чувствующее существо. Он не только познает объективную и субъективную действительность, но и как-то относится к предметам, событиям, другим людям, к своей личности. Одни явления радуют его, другие печалят, третьи возмущают, четвертые восхищают, пятое он любит, шестое ненавидит и т.д. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть – все это различные формы субъективного отношения человека к действительности – эмоции и чувства.

Эмоциями и чувствами называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Данные понятия нередко употребляются как синонимы, хотя и отличаются друг от друга. Эмоции – простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства – более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Сложность чувства заключается в том, что оно включает в себя гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувство долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции, эмоциональные проявления регулируются социальными нормами.

Чувства человека отличаются большим разнообразием свойств и оттенков. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности: удовольствие, радость, восторг, любовь и т.д.

Вторую группу составляют чувства и эмоции, выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо: боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Таким образом, положительные эмоции – приятные для человека чувства, отрицательные – неприятные.

Чувства и эмоции выполняют в жизни человека различные функции:

оценивающую – положительные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.);

– побуждающую – чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;



– направление внимания – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Эмоциональные состояния. Практически всегда мы находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистическом, грустном, печальном, подавленном, мрачном и т.д. Выделяют несколько видов таких состояний: настроение, аффект, страсть.

Настроение – длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго – неделями, месяцами. Нередко от настроения одного человека во многом зависит настроение окружающих. Умение управлять своим настроением – это особенность культурно развитой личности.

Аффект – эмоциональное состояние, бурная, кратковременная, эмоциональная вспышка, которая захватывает личность полностью. Человек теряет самоконтроль, власть над собой. Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство Иваном Грозным своего сына.

Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности. Страсть – великая сила, она может быть пагубной и даже роковой, но может быть позитивной и великой.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, отношением к жизни, людям, с убеждениями и взглядами. К ним относят чувства нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является главной ценностью нравственных чувств.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, честь, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувство симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и др. Эти чувства активизируют психические процессы. К интеллектуальным чувствам относят также юмор, иронию, сарказм, цинизм.


Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником является природа, произведения искусства, люди. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений.

Развитие и нарушения эмоциональной сферы личности. Люди отличаются друг от друга эмоциональной впечатлительностью: одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка взволнуют, у третьего вызывают сильнейшие переживания. Диапазон различий очень широкий – от весьма чутких до чрезвычайно сдержанных (с «каменным» сердцем).

Со временем человек учится управлять своим эмоциональным состоянием. Конечно, это требует, прежде всего, волевых усилий. Вместе с тем имеется ряд психологически оправданных приемов для снижения эмоционального напряжения:

релаксация (снятие мышечной напряженности);

позитивное стимулирование хорошего настроения за счет периферических изменений (если встал «с левой ноги», то улыбнись себе);

«загон страстей в мышцы» (по И. Павлову): плохое настроение можно «затоптать», пройдя несколько километров средним темпом;

искусствотерапия (улучшение настроения под влиянием музыки);

смехотерапия (имеются данные, что каждому человеку следует смеяться как минимум 10 минут в день, причем женщине это время надо «набирать» за 13–16 раз, а мужчине – не менее чем за 17 раз);

– медитация и др.

Отсутствие навыков управления эмоциями приводит к различного рода нарушениям. Список наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека довольно велик.


Эмоциональная анестезия – состояние, характеризующееся снижением эмоциональной чувствительности к внешнему миру, оцепенением как следствием посттравматических стрессовых расстройств.

Идеосинкразия – крайняя степень невыносимости к конкретным раздражителям (скрежет трамвайных тормозов, запах свежей рыбы).

Эмоциональная депривация – проявляется в отсутствии эмпатии или эмоциональных реакций на эмоции, исходящие от других людей.

Эмоциональная неадекватность – отстраненность от реальности и погружения в себя (аутизм), несоответствие мимики эмоциональному состоянию, несоответствие переживаний текущей ситуации.

Гипомимия – малоподвижность или полная неподвижность лицевой мускулатуры.

Невротические страхи (фобии) – боязнь абстрактных или конкретных объектов, ситуаций, явлений и процессов (острых или больших предметов, темноты, высоты, малого или большого пространства и др.).

Аффективная ригидность – чрезмерная злопамятность, обидчивость, мстительность.
6.2. Психические состояния личности
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической жизни.

Психическое состояние – это реакция личности в целом на воздействие внешних или внутренних факторов.

Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям:

а) в зависимости от ведущих компонентов – интеллектуальные; волевые, эмоциональные;

б) от времени протекания – кратковременные, длительные;

в) от влияния на личность – стенические (повышающие жизнедеятельность и активность) и астенические;

г) от степени осознанности – состояния более или менее осознанные.

Можно выделить типичные положительные психические состояния, свойственные большинству людей (любовь, счастье, профессиональная заинтересованность). К отрицательным психическим состояниям относят стресс, фрустрацию, агрессию. В особую группу выделяют специфические состояния сознания (сон, бодрствование).

Счастье. Это состояние знакомо каждому человеку. Настоящее счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей многомерности бытия. Способность к счастью – это своего рода талант. К особенностям счастья относится то, что оно существует только во взаимодействии людей, оно никогда не бывает абсолютным и вечным, в основе счастья могут лежать как моральные ценности, так и антиценности (Пушкинский скупой рыцарь).