Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л е к ц и я 3. Механизмы психического отражения
3.1. Ощущения и восприятие
В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира, т.е. его отражение.
Каким же образом происходит отражение мозгом окружающего мира? Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей действительности и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств.
Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Под ощущением понимают отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды ощущений. Существуют несколько видов ощущений.
Зрительные – это ощущения света с помощью глаза.
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха.
Вибрационные ощущения позволяют реагировать на вибрацию предметов, ощущать ее ритмичность. Развиты у глухих и слепых.
Обонятельные ощущения связаны со способностью чувствовать запахи.
Вкусовые ощущения сигнализируют о мере пригодности пищевых продуктов для употребления.
Кожные ощущения – тактильные дают знание о ровности и рельефности поверхности предметов, которые ощущаются при их ощупывании. Тактильные ощущения играют большую роль в восприятии формы, размера предметов, расположении их в пространстве.
Температурные ощущения сигнализируют о степени благоприятности окружения для жизнедеятельности, о здоровье человека.
Двигательные – это ощущения движения и положения частей тела.
Органические ощущения (голод, жажда и др.) появляются только тогда, когда в работе организма происходят сбои.
Осязательные ощущения – это сочетание кожных и двигательных ощущений при соприкосновении с предметами.
Ощущения равновесия отражают положения, занимаемое нашим телом в пространстве.
Болевые ощущения имеют защитное значение: сигнализируют человеку о неблагополучии в его организме.
Общие закономерности ощущений. Каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов: пороги ощущений, адаптация и взаимодействие, контраст и синестезия.
Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, воспринимаемого адекватного, без болевого ощущения.
Различительный порог – минимальное изменение силы раздражителя для восприятия его как неравного.
Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к тем или иным условиям. Эта способность называется адаптацией ощущений (привыкание к темноте и др.).
Анализаторные системы довольно успешно взаимодействуют между собой.
Ослабление одних раздражителей ведет к росту чувствительности других. Повышение чувствительности в результате взаимодействия или появления других раздражителей называется синестезией. Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, отдельные из которых в свою очередь влияют на температурную чувствительность.
Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает информацию не только об определенных свойствах и качествах объектов или явлений, ощущая их, но и знания о самих предметах как целостностях. Целостное их отражение человеком характеризует процесс чувственного познания – восприятие. В результате восприятия возникают субъективные образы предметов – представления. Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия. Различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Около 90 % информации нам поставляют глаза.
Мы остановимся более подробно на сложных видах восприятия, к которым относятся, восприятие времени и пространства.
Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг друга, их форму и величину, человек основывается на зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущениях.
Более сложным является восприятие времени – процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие отрезки времени. Когда речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью и каков ее характер. Время, заполненное работой, протекает гораздо быстрее. Наиболее коротким нам кажется отрезок времени, в течение которого надо успеть сделать многое.
Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Установлено, что восприятие времени – самая трудная задача для детей.
К свойствам восприятия относятся апперцепция, константность, целостность, категориальность.
Восприятие зависит от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией.
Окружающий мир мы воспринимаем как относительно устойчивый и постоянный. Эта особенность восприятия называется константностью.
Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущения необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.
Восприятие не сводится только к созданию новых образов, человек способен осознавать процессы собственного восприятия. В этом заключается его категориальность.
Нарушения восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям (хлопанье двери звучит как выстрел и т.п.). Эти изменения восприятия называются гиперестезией. Противоположные состояния – гипостезия выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением.
Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникающие без наличия реального объекта, как следствие насыщенности восприятия внутренними образами.
Иллюзии – ошибочные восприятия вещей или явлений. Главная их особенность – обязательное наличие подлинного объекта, хотя и ошибочно воспринимаемого. Иллюзии делятся на: аффективные, вербальные и перейдолические.
Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом (случайный прохожий кажется грабителем и т.п.).
Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих (кажется, что разговоры содержат угрозы и т.п.).
Перейдолические иллюзии вызываются общей пассивностью. Узоры на обоях, трещины на потолке и т.п. воспринимаются как яркие фантастические картины.
3.2. Память и внимание
Память является краеугольным камнем психической жизни человека. Благодаря памяти он может приобретать необходимые для деятельности знания, умения, навыки. Память – необходимое условие психического развития человека. Благодаря памяти сохраняется «Я» человека, осознается единство его прошлого и настоящего. Человек, лишенный памяти, как доказал И.М. Сеченов, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть.
Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. В памяти различают такие основные механизмы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
В зависимости от материала, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память.
По продолжительности удержания материала память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.
Доказывать значение памяти в жизни человека, пожалуй, излишне. Прежде всего, нужно выяснить, что такое «хорошая» и «плохая» память. К качествам памяти относятся быстрота запоминания, прочность сохранения, точность памяти, готовность памяти (умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент).
К функциям памяти относят запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: полно и прочно запоминается то, что вызывает у нас интерес и эмоции. Запоминание может быть механическим и смысловым. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Для запоминания полезнее два раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем десять раз перечитывать его невнимательно.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала, Оно может протекать на уровне узнавания, на уровне воспроизведения в узком смысле слова и на уровне припоминания.
Забывание – процесс необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчается возможность обобщения.
На забывание влияют возраст, характер, наложение другого материала, подавление (по З. Фрейду, вытеснение следов памяти в область бессознательного).
Но забывание, конечно, не всегда положительное явление. Это может быть следствием расстройства памяти: старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство и не помнит ближайшие события; сотрясение мозга; раздвоение личности с забыванием всего о себе.
Проявления памяти разнообразны. Различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.
Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия.
Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.
Смысловая (словесно-логическая) память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.
Образная память – память на представления. Выделяют пять подвидов образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.
Запоминание, как и другие психические процессы, бывает непроизвольным и произвольным. На непроизвольное запоминание влияет яркость, эмоциональная окрашенность объектов, интерес. Произвольное запоминание имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания.
Выделяют также память кратковременную (процесс непродолжительный – несколько секунд или минут) и долговременную с длительным сохранением воспринятого материала.