Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 582

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца правильного выполнения действий. Метод приучения помогает усвоить важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека.

Наказание ориентировано на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» влияние в подобных ситуациях.

В некоторых классификациях выделяют также методы как соревнование, общественное мнение, доверительная беседа, контроль за поведением, переключение на другие виды деятельности и др.

К средствам воспитания наряду со знаковыми символами, материальными средствами, способами общения, техническими средствами, относится коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, о чем, исходя из их важности в процессе воспитания личности, будем говорить отдельно.
15.2. Типы, виды и стили воспитания
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Такой взгляд на проблему воспитания сформировался не сразу. Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделение труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. В результате у разных социальных групп появились разные педагогические задачи. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?


Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине первого тысячелетия до нашей эры и также утвердилась в Корее и Японии. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации ориентировали молодых людей на бесконечное самосовершенствование. Свою жизнь, по их, мнению, нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану., не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сослов­ный характер.

Центром южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, освещенная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предками. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны. В рамках данной педагогической традиции ни воспитание, ни обучение не считалось всесильными. Врожденные качества и наследственность полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический идеал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие черты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее педагогическая традиция была проникнута глубокой религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.



Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития человека. Базовая педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и противоречивый путь. Следует выделить основные черты педагогической традиции, определившей западный тип воспитания. К ним относятся: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания; преимущественная ориентация на развитие воли и разума; утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, сочетавшееся с гармонизацией отношений с социумом.

На протяжении длительного исторического периода воспитание у восточных славян подразделялось на народное (крестьянское), домостроевское (воспитание в семьях купцов и мещан) и дворянское. С 1917 года в России и ряде стран реализуются идеалы коммунистического воспитания. Последнее предполагает программу всеобщей грамотности и трехступенчатую систему непрерывного образования. С начала 1990-х Россия, Белоруссия и другие республики СНГ перешли к новому этапу решения воспитательных и образовательных задач.

В настоящее время виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

По стилю отношений между воспитанием и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование, упражнение в должном поведении и др.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.


Либеральный стиль (невмешательства) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития своих воспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога – не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять его любые желания и потребности.

15.3. Кризис воспитания
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство. Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Воспитание – и в теории, и на практике – всегда сталкивалось со сложнейшими вопросами человековедения: что такое человек? Чем детерминируются помыслы, желания и поступки людей? Подлинная сущность человека во многом продолжает оставаться загадкой. Его антропологические и психологические свойства весьма противоречивы. Люди могут показывать образцы альтруизма и самоотверженности, порядочности и честности, но могут быть агрессивными, жестокими, завистливыми; даже самым лучшим из них порой трудно противостоять соблазнам богатства, славы, власти. Кровавые войны сопровождают всю многовековую историю человечества. Человек относится к тем немногим живым существам, которые убивают представителей своего рода. С течением времени ситуация не улучшается. Напротив, скорее выявляются признаки противоположного порядка. Учащаются симптомы снижения «этической планки» в сознании и поведении немалого числа людей. Снимаются элементарно необходимые «табу» в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения.

Заметим, впрочем, что жалобы на упадок нравов, на снижение морального уровня молодежи имеют многовековую историю. Известно, что они содержатся даже в сохранившихся манускриптах эпохи египетских фараонов. Но острота проблем в наше время действительно нарастает. Так, английский социолог З. Бауман видит главную причину в нестабильности и противоречиях глобализирующегося мира. Российский философ П.С. Гуревич полагает, что главная беда в том, что психологические ресурсы человека не безграничны. Человеческая психика может не выдержать природных, экологических, экономических катаклизмов.