Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постиндустриальный мир – это не только автоматизация производства, новые информационные технологии и т.п. Это и становление нового типа человека, определение его места в современном социуме. Тут сталкиваются принципиально разные, даже противоположные тенденции. С одной стороны – расширяется демократизация общества, с другой – усиливается фактическое неравенство. Стремительно растут крупнейшие города, которые должны являться концентрацией высших достижений культуры. Но люди в них, особенно прибывающие из сельской местности, чувствуют себя изолированными одиночками. Угрожающие размеры принимает детская и юношеская преступность в Западной Европе, где обыденными стали кровавые драки между криминальными юношескими шайками. Идеологической «подпиткой» преступных молодежных групп нередко выступают лозунги националистического экстремизма и расизма. Способствует увеличению правонарушений и преступлений среди молодежи обширное «социальное дно»: бомжи, нищие, алкоголики, наркоманы, проститутки.
Одним из показателей общественного прогресса является удлинение периода детства, когда индивид еще не участвует в производительном труде и активной общественной жизни. Но это не обходится без противоречий. В современном мире обостряется проблема взаимоотношения «отцов» и «детей», что в значительной мере связано с проблемами акселерации.
Противоречива роль средств массовой информации. Их большое образовательное значение неоспоримо. Однако многие телепередачи и кинофильмы фактически пропагандируют в той или иной форме насилие, жестокость, необузданную сексуальность. Перед их воздействием на молодежь нередко оказываются бессильными и семья, и школа. Американские социологи и психологи на основе многочисленных исследований констатировали «драматическую связь» между показом насилия на телеэкранах и преступностью молодежи.
Необходима реализация продуманной государственной политики, способной оградить граждан от посягательств на нравственные основы цивилизованного общества. Свобода слова – великое завоевание, но она не должна ставиться выше морали, а тем более – в противовес ей. С целью противодействия тенденциям, связанным с половыми извращениями, в ряде стран Европы введены специальные курсы полового воспитания. Возраст сексуального дебюта заметно снижается; молодые люди раньше, чем прежде, начинают половую жизнь. Естественно, нужно чтобы они избегали связанных с ней опасностей и нежелательных последствий. Следовательно, важнейшей функцией учебных курсов полового воспитания должны быть не только рекомендации по половой гигиене, но, в первую очередь, воспитание чувств, утверждение высоконравственных отношений между мужчиной и женщиной.
В странах Севера глубокую трансформацию переживает семья. Жесткая структура авторитарной семьи с непререкаемым авторитетом мужа и подчиненным положением жены уступает место новым отношениям, где женщина чувствует себя все более равноправной и во многом именно она определяет нормы семейной жизни. Такая трансформация в целом безусловно прогрессивна; вместе с тем, она создает и ряд проблем, делает семью менее стабильной. В большинстве стран Европы и в Северной Америке уменьшается число заключаемых браков и одновременно растет число разводов.
Какие мировоззренческие и теоретические ориентиры должны лежать в основе осмысления и решения актуальных вопросов воспитания? Эта проблема сохраняет большую остроту во всем мире. В нашей стране до недавнего времени фактически отсутствовала проблема выбора какого-либо подхода. Марксизм являлся не только единственной легальной философией, но и единой государственной идеологией. С конца 1980-х гг. ситуация в корне изменилась: перед педагогами открылись широкие возможности разработки разнообразных концепций воспитания с учетом и отечественного исторического наследия, и зарубежного опыта, и достижений современной науки.
В современных условиях становится все более очевидным, что во всем мире для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека необходимы прежде всего не трансформации общественных структур, а глубокие изменения в сознании и поведения современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, представления о добре и зле. Задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества.
Гуманизм как идеология внутренне противоречив. Как совместить провозглашение приоритета интересов каждой отдельной личности с объективными потребностями общества и государства? Каждый индивид должен заново усвоить какие-то элементарные гуманистические ценности. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей, интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития и способствовать их достижению, не снимая при этом меру ответственности за результаты.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Воспитание и развитие личности
1. Развитие личности как педагогическая проблема.
2. Типы, виды и стили воспитания.
3. Кризис воспитания.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.
2. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.
3. По каким показателям можно судить о воспитанности человека?
4. Какие методы используются для решения воспитательных задач?
5. Можно ли отнести коллектив к средствам воспитания? Почему?
6. Выделите важнейшие особенности исторических типов воспитания человека.
7. Каковы педагогические традиции, сложившиеся в период великих древних цивилизаций.
8. Дайте характеристику восточному и западному типу воспитания человека.
9. В чем специфика педагогических традиций в Беларуси?
10. Как классифицируются виды воспитания в настоящее время?
11. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?
12. Какая из моделей воспитания вам больше всего понравилась, какую из них вы бы выбрали для воспитания своих детей?
13. В чем заключается противоречивость антропологических и психологических свойств человека?
14. Охарактеризуйте роль средств массовой информации с позиций их противоречивости.
15. Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека?
Темы рефератов
1. Общение как фактор развития личности.
2. Компьютерная поддержка воспитания.
Л е к ц и я 16. Коллектив в социальном пространстве
воспитательного процесса
16.1. Воздействие общности на индивида
Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.
Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.
Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором выражается человеческое «Я».
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль.
Как подчеркивает Р.С. Немов, если о положительном воздействии коллектива на личность (группы на индивида) написано довольно много, то о фактах отрицательного воздействия известно немного.
К примеру, в социальной психологии были исследованы те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, которые назвали «обезличивание» и «деиндивидуализация».
Было показано, что когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».
В группах протекают такие динамические процессы, как давление на членов группы; подчинение авторитету, ухудшение в присутствии других сложных видов деятельности, социальная леность (в случае, если результат работы не оценивается персонально, то люди склонны прилагать меньше усилий, в результате чего работоспособность всей группы не превышает половины от суммы работоспособности каждого из ее членов) и т.п.
Отрицательные взаимоотношения в группе ведут к задержкам в развитии личности в группе, а в некоторых, особо неблагоприятных условиях – и к деградации личности, если она вынуждена очень долго находиться в данной группе, будучи сама по себе неустойчивой.
Тем не менее, следует подчеркнуть, что вне общества человек не становится личностью. Коллектив – частичка общества, а поэтому человек с самого рождения «предназначен» коллективу, обязан влиться в него.
16.2. Коллектив и личность
Вопрос об отношениях коллектива и личности, как указывает И.П. Подласый, – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на опыт мировой педагогической мысли.
Процесс включения человека в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Люди, к примеру, учащиеся, по разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).
Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.
По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует.
Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.