Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 581
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности;
– дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
– демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям участие их в управлении учебным заведением, утверждающая демократический стиль руководства;
– гуманитаризация, предполагающая в учебных планах увеличение объема социально-гуманитарных дисциплин;
– деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:
1) быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы;
2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует увеличению разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей;
3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации, что предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы зачетных (кредитных) единиц при освоении образовательных программ и др.;
4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Вузовская наука и практика должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс;
5) повышение роли непрерывного самообразования: в условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В этой связи важной задачей выступает формирование у специалистов потребности в постоянном самообразовании;
6) изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта в активную позицию субъекта обучения.
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь выступает:
– повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
– формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
– воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности.
Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:
– структурно-организационных изменений;
– содержательно-технологических инноваций;
– создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
Структурно-организационные изменения направлены на поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов; интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: ССУЗ – вуз) и др.
Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ. Во-вторых, создание и использование учебно-методических комплексов в рамках блочно-модульной технологии обучения.
Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов включает следующие виды: нормативно-правовое (Закон о высшем образовании, государственный Классификатор специальностей и квалификаций); кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и др.); материально-техническое (обновление материально-технической базы, ТСО и др.); финансовое (повышение эффективности научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Введение в курс «Основы педагогики»
1. Педагогика в системе наук о человеке.
2. Образование как социокультурный феномен.
3. Современное состояние образования.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте происхождение слова «педагогика».
2. Назовите и дайте краткую характеристику институтам воспитания и обучения, существовавшим в Древней Руси.
3. Каковы объект и предмет педагогической науки?
4. Охарактеризуйте формы и типы связей педагогики с другими науками.
5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования?
6. Почему в современных условиях образование выступает в качестве общечеловеческой ценности?
7. Охарактеризуйте важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые оказывают влияние на развитие образования в Республике Беларусь.
8. Каковы основные глобальные проблемы человечества? Какова роль образования в их решении?
9. В чем заключается основной недостаток существующей системы образования, одно из его главных противоречий?
10. Охарактеризуйте образовательные модели, соответствующие каждой из основных функций образования.
11. Очертите круг негативных тенденций в образовании.
12. Назовите основные принципы обновления общего и среднего образования в Республике Беларусь.
13. Назовите важнейшие особенности развития системы высшего образования.
14. Охарактеризуйте стратегические цели реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.
Темы рефератов
1. Роль высшего образования в современной цивилизации.
2. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.
Б л о к 2. Воспитание и развитие личности
Л е к ц и я 15. Воспитание и развитие личности
15.1. Развитие личности как педагогическая проблема
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимают целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.
В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.
Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.
Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышлене и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик к личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).
В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. При этом следует подчеркнуть, что только активность и собственное стремление человека к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие.
Таким образом, среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся: генетическая наследственность и состояние здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных целей и действий.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: «добро» как поведение на благо другого человека, «истину» как руководство при оценке действий и поступков, «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных задач. Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Педагогическое требование помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (приказ) и косвенные (совет, просьба).
– дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
– демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям участие их в управлении учебным заведением, утверждающая демократический стиль руководства;
– гуманитаризация, предполагающая в учебных планах увеличение объема социально-гуманитарных дисциплин;
– деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:
1) быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы;
2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует увеличению разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей;
3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации, что предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы зачетных (кредитных) единиц при освоении образовательных программ и др.;
4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Вузовская наука и практика должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс;
5) повышение роли непрерывного самообразования: в условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В этой связи важной задачей выступает формирование у специалистов потребности в постоянном самообразовании;
6) изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта в активную позицию субъекта обучения.
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь выступает:
– повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
– формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
– воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности.
Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:
– структурно-организационных изменений;
– содержательно-технологических инноваций;
– создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
Структурно-организационные изменения направлены на поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов; интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: ССУЗ – вуз) и др.
Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ. Во-вторых, создание и использование учебно-методических комплексов в рамках блочно-модульной технологии обучения.
Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов включает следующие виды: нормативно-правовое (Закон о высшем образовании, государственный Классификатор специальностей и квалификаций); кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и др.); материально-техническое (обновление материально-технической базы, ТСО и др.); финансовое (повышение эффективности научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Введение в курс «Основы педагогики»
1. Педагогика в системе наук о человеке.
2. Образование как социокультурный феномен.
3. Современное состояние образования.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте происхождение слова «педагогика».
2. Назовите и дайте краткую характеристику институтам воспитания и обучения, существовавшим в Древней Руси.
3. Каковы объект и предмет педагогической науки?
4. Охарактеризуйте формы и типы связей педагогики с другими науками.
5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования?
6. Почему в современных условиях образование выступает в качестве общечеловеческой ценности?
7. Охарактеризуйте важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые оказывают влияние на развитие образования в Республике Беларусь.
8. Каковы основные глобальные проблемы человечества? Какова роль образования в их решении?
9. В чем заключается основной недостаток существующей системы образования, одно из его главных противоречий?
10. Охарактеризуйте образовательные модели, соответствующие каждой из основных функций образования.
11. Очертите круг негативных тенденций в образовании.
12. Назовите основные принципы обновления общего и среднего образования в Республике Беларусь.
13. Назовите важнейшие особенности развития системы высшего образования.
14. Охарактеризуйте стратегические цели реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.
Темы рефератов
1. Роль высшего образования в современной цивилизации.
2. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.
Б л о к 2. Воспитание и развитие личности
Л е к ц и я 15. Воспитание и развитие личности
15.1. Развитие личности как педагогическая проблема
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимают целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.
В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.
Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.
Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышлене и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик к личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).
В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. При этом следует подчеркнуть, что только активность и собственное стремление человека к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие.
Таким образом, среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся: генетическая наследственность и состояние здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных целей и действий.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: «добро» как поведение на благо другого человека, «истину» как руководство при оценке действий и поступков, «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных задач. Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Педагогическое требование помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (приказ) и косвенные (совет, просьба).