Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 575
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива – первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наиболее активным членам коллектива руководитель поручает отдельные направления работы в коллективе, что зарождает систему самоуправления коллективом.
Создается демократическая структура и самоуправление в коллективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций.
В настоящее время все шире стали использоваться демократические методы изучения общественного мнения, настроений, выявления микрогрупп, лидеров, а их данные учитываются при совершенствовании работы в коллективе.
Особенно велики возможности педагогики в организации и методике работы с коллективом. Значительный педагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др.
Непременное направление работы – создание движения коллектива и его членов к цели на основе широкой гласности и наполняемое переживанием удовлетворения и радости.
Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности – участие групп и отдельных представителей в различного рода мероприятиях.
Необходимое направление работы – постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагогический анализ и оценка его, помощь в преодолении чрезмерных трудностей и коррекция негативных отклонений.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Коллектив в социальном пространстве
воспитательного процесса
1. Воздействие общности на индивида.
2. Коллектив и личность.
3. Педагогический потенциал коллектива.
Контрольные вопросы и задания
1. Согласны ли Вы с утверждением, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний? Почему?
2. В чем состоит положительное влияние группы на формирование и развитие личности?
3. Назовите факты отрицательного влияния группы на личность.
4. Есть ли альтернатива коллективному воспитанию?
6. Какие типы взаимоотношений личности и коллектива вы знаете?
7. Может ли коллектив препятствовать развитию личности?
8. В чем заключается двойственное влияние на психологию и поведение личности средне- и слаборазвитых в социально-психологическом отношении коллективов?
9. В чем заключается суть концепции Р.С. Немова по перестройке системы воспитания? Со всеми ли положениями данной концепции можно согласиться?
10. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогический потенциал коллектива?
Темы рефератов
1. Явление деинвидуализации личности в коллективе, его причины и следствия.
2. Противостояние: индивидуализм – коллективизм.
Б л о к 3. Семейное воспитание и семейная педагогика
Л е к ц и я 17. Семейное воспитание и семейная педагогика
17.1. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса
Любое явление жизни разворачивается в пространстве и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.
Воспитательный процесс также конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего. Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений. Все это создает социальную ситуацию развития человека.
Для каждого человека социальная ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержит в своем особом сочетании общечеловеческий, исторический, семейный, групповой элементы и разворачивается как микросреда (ближайшее окружение человека).
В социуме как в предназначенном для жизни пространстве человек проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность.
Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства, и, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь. Основной перечень слагаемых социального пространства – семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр.
Все отчетливее обнаруживается стирание границы между миром взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социального пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.
Семья как основное слагаемое социального пространства выполняет следующие функции: в семье формируются уникальные качества человека; семья осуществляет социализацию личности, воспроизводит полноправных членов общества; семья обеспечивает преемственность традиций, семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина; семья оказывает существенное влияние на выбор профессии.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие.
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплат, продуктов питания, товаров и т.д.).
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье: средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.
4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально бытовых и моральных причин.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей.
6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.
7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.
Некоторые исследователи (Р. Хоментаускас) считают, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:
– ребенок – не просто продукт воспитательных воздействий родителей, он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок – воспитатель себя;
– дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;
– на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.
Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:
– выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
– ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
– уверенность в своих силах и самодостаточность;
– умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
– способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.
17.2. Влияние семьи на формирование «Я – концепции» личности
Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки являются, прежде всего, внутренняя установка матери на принятие ребенка и уровень ее собственной самооценки, а также дисциплинирующее начало в семейном воспитании.
Установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Концепция собственной ценности созревает у ребенка интуитивно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают не только в роли проводников этих установок, но и в качестве моделей для подражания. Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ним пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и защищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на «Я – концепцию» ребенка оказывают активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.
На основании приведенных фактов можно сделать вывод, что тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я – концепции». Р. Бернс объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа «Я – концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым. Другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.
Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. Именно с отцом девочка будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Мальчик, взрослея, в поисках спутницы жизни будет ориентироваться на мать. В случае, если мать позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, у него может сложиться искаженное представление о женщинах вообще.
Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличению «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано женское поведение.
Большое влияние на формирование «Я – концепции» и вообще на развитие ребенка оказывает стиль семейного воспитания.
В семейном воспитании выделено два стиля – демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.