Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 571

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18.1. Экологическое образование

в условиях экологического кризиса
Понятие «экологическое сознание» очень широко и многомерно. Оно включает в себя отношение человека или масс людей к природе, всей окружающей среде, понимание закономерностей развития биосферы и ноосферы (части биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им) Земли, психические процессы и психические образования (представления, мотивы, привычки, хранящиеся в памяти программы действий), определяющие характер взаимодействия человека с природой и искусственной средой обитания.

Если двадцать–тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас слово «экология» знают даже дети. По общепринятому определению, экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но в сознании большинства людей слово «экология» связано еще с понятиями «тревога», «защита», «сохранение». В то же время технократическая парадигма мышления, свойственная XX веку, настолько сильна, что экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как-то, что заключено в нем самом. До настоящего времени регулирование государством состояния окружающей природы является принудительным и поэтому не может решить проблему ее разрешения. Исходя их этого, все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис – это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Логика исторического развития «западной» цивилизации оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась так называемая парадигма «человеческой исключительности». Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности:

1) высшую ценность представляет человек. Природа объявляется собственностью человечества;

2) иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека;


3) целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей;

4) характер взаимоотношения с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству;

5) природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда»;

6) этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы;

7) дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека;

8) деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, образовательную и т.д. Характерно, что в современном мире ответственные решения в отношении природы принимаются в основном горожанами, которые невольно переносят свой жизненный опыт на мир природы – все можно переставить, передвинуть, изменить направление (как в анропогенной среде). Анропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться. По данным одного из исследований около 90 % читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира: как говорится, катастрофа должна произойти, чтобы доказать, что она вообще возможна. Для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания.

Семидесятые годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологического сознания, поскольку стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни. Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время «нефтяного кризиса», что для современной индустриальной энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы. Пришло понимание того, что неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы может привести к разрыву групповых связей, девальвации нравственных ценностей, к революциям и мировым войнам.

Все это с неизбежностью ставило вопрос о необходимости новой системы взаимоотношения человечества с природой. Базирующееся на новой парадигме («инвайронментальной») экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности.



1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Разумность человека налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?

1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений (тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, существенно ниже, чем в семьях, где животных нет).

3. Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями способствуют как психологической, так и социальной реабилитации личности (исправительные учреждения, психиатрические лечебницы и т.п.).

4. Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности.

5. Познавательная функция. Взаимодействие с миром природы способствует интеллектуальному развитию личности.

6. Функция удовлетворения потребности в компетентности. Взаимодействие с миром природы позволяет существенно повысить самооценку.

7. Функция самореализации. Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность быть значимым для других.


8. Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, – функция партнеров общения.

Обобщая сказанное, можно сказать, что целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Такая личность может быть названа экологической личностью.
18.2. История и перспективы экологического образования
На начальном этапе социогенеза люди еще не отделяли себя от природы, они мыслили себя частью единой Природы. Это и определяло характерную черту экологического сознания в архаическую эпоху – высокую степень включенности человека в мир природы. Первобытный человек наделял природное окружение своими собственными свойствами. Для первобытного человека природа не только «враждебное окружение» или «поставщик полезного продукта», но и его «родной дом».

В эпоху античности начинает складываться психологическая противопоставленность человека и природы, меняется отношение к ней, хотя природа являлась для античного человека, как материальной, так и духовной ценностью. Но в целом, античность явилась еще одним шагом на пути отчуждения человека от природы и, в определенном смысле, подготовила их противопоставленность в последующие века.

Появление монотеистических религий, в частности, христианства явилось также своеобразным этапом отчуждения человека от природы. Природные объекты, лишенные «права на душу», лишаются и своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть полезными ему. Таким образом, христианство сформировало объектное восприятие мира природы. Оно освободило человека от обязанности боготворить природу, дало ему неограниченную свободу в обращении с природой, превращенной в «сырье», лишенное какого бы то ни было священного смысла. Другими словами, христианство завершило отчуждение человека от природы в религиозной форме.

Но впереди еще ждало отчуждение от природы, освященное наукой. Природа была признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса. В новое время сформировалось экологическое сознание, которое характеризуется: полной психологической противоположностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.


Таковы культурно-исторические истоки доминирующего сейчас антропоцентрического экологического сознания.

Социальные истоки возникновения так называемого «нового экологического сознания» можно проиллюстрировать на примере истории США. На начальном этапе – это история новых земель на Западе. Наличие открытой границы сформировало представление о возможности неограниченного экстенсивного роста. Но к середине XIX века запас свободных земель исчерпался – это был первый «экологический кризис», который вызвал переход к технологическому, урбанистическому направлению развития американской цивилизации. В XIX веке складывается новая общетеоретическая и мировоззренческая ориентация (инвайронментализм), в центре внимания которой оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Принципиально изменяется вектор экологического сознания: прагматизм сменяется «дальним прагматизмом», утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Существенный шаг был сделан в сформировавшемся в России во второй половине XIX в. философском течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Н.А. Бердяева, Н.В. Киреенского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского и многими другими. Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек – составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, что Человек и все, что его окружает, – это частицы единого, Вселенной.

«Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца» – утверждал Н.Ф. Федоров.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского. Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратиться в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума – ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

По мнению представителей «универсальной этики» (Горо, Ганди, Швейцер и др.), представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.

Идеи «универсальной этики» стали идеологической базой такого направления американского инвайронментализма, как биоцентризм. Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающее в себе основополагающие принципы жизнедеятельности всего живого. Мир, по их мнению, – это единое целое, в котором нет разделения на человеческое и не-человеческое. Все живые существа имеют равное право жить и процветать. Человек может использовать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для самообеспечения существования человеческого вида. Материальные стандарты должны быть резко снижены, но вот качество жизни как удовлетворение духовных потребностей должно быть существенно улучшено.