Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шестая роль – это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью.

Седьмая роль – защитник окружающей среды.

Человек в системе образования – это перманентное состояние человека XXI века. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, – важная задача образования.

Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная личность», ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

Системообразующими компонентами личности, способной быть субъектом культуры XXI века, являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.

Педагогическая позиция по отношению к самому себе – это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Она проявляется в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни.
19.2. Акмеологические основы самосовершенствования личности
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греческого акме – вершина) – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология и акмеология личности.

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.


Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегративного качества, как интрогенная активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

Как отмечалось выше, «человек в системе образования» – это перманентное (постоянное, непрерывное) состояние человека XXI века.

Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование рассматривается обычно в двух значениях: как «самообучение», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала – образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала – образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.



Для решения различных профессиональных задач человек постоянно оценивает себя, свои возможности, соотносит их с конкретными. Если при этом формируется неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, создается ситуация психологического напряжения и для самого профессионала, и даже его коллег и близких. Завышенная самооценка сопровождается недооценкой реальных обстоятельств деятельности, что приводит его в стрессовое состояние, когда человеку трудно справиться с собой.

Заниженная самооценка сопряжена с переоценкой внешних обстоятельств. Она порождает апатию, неуверенность человека в себе и также отрицательно влияет на него.

Объектом самовоспитания человека являются как профессионально необходимые качества, отсутствие которых препятствует профессиональной деятельности, так и желательные, хотя и не необходимые свойства. Выделяют еще свойства, мешающие профессиональной деятельности, а также недопустимые в ней.

Человек, избравший определенную сферу деятельности, рассчитывает на перспективную карьеру.
19.3. Карьера как условие и уровень его самореализации
Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, вызванных стремлением к личному благополучию и проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности. В русском языке это качество запечатлено как «карьеризм».

Мы рассматриваем карьеру как естественную потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.

Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и неуязвимым.

Естественно и нравственное стремление каждого человека к своему духовному бессмертию, к увековечиванию своего личностного вклада в культуру общества.

Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:

признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности;


осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;

обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;

способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.

В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

Сущностной характеристикой карьеры является продвижение вперед, активность человека в освоении и совершенствовании способов профессиональной деятельности с учетом развития общества.

Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов. При каких условиях карьера человека складывается эффективно? Отвечая на данный вопрос, Г.С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем он мечтает. В третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.

Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к важным выводам.

1. У каждого из них была достойная цель, основные критерии которой следующие: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению ее можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

2. Разрабатывался план достижения достойной цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий – норма жизни человека. Обязательный элемент плана – контроль за его выполнением, контроль темпов продвижения к цели. Без систематического отчета самому себе не может быть серьезной работы. Человек должен точно знать, сколько времени он тратит на достижение достойной цели. Контроль осуществления планов обеспечивает реальное выполнение объема и позволяет увеличивать этот объем за счет сокращения потерь времени.


3. Необходимым условием достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности является работоспособность. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающую результативность работы. Опыт показывает, что важнейшими условиями повышения работоспособности человека могут являться:

учет рабочего времени и выполненного объема работы;

чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.

4. Важна техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач.

5. Умение «держать удар» – это следующая составляющая, помогающая человеку успешно реализовать траекторию своего профессионального развития, свою карьеру. Сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания к быту, заботы о ее материальном благополучии.

6. Результативность профессиональной деятельности в решении профессиональных задач – еще одна составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности человека – это важная составляющая его карьеры.