Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 566

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19.4. Сила личности как фактор

личностного самосовершенствования
Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Ученые (П. Вайнцвайг) выделяют «четыре кита» на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизацию отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества. Рассмотрим основные из них – первые две составляющие силы личности.

Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение.

Как бороться с трудностями – препятствиями на жизненном пути?

П. Вайнцвайг утверждает, что каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность – это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».

Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.

Информационный стресс – это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственных решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.

Эмоциональные стрессы вызывают такие эмоциональные состояния как обида, страх, чувство вины, гнев.

П. Вайнцвайг предлагает рассматривать каждое препятствие как желание, удовлетворению которого что-то грозит. В жизнедеятельности человека это может быть ситуация, когда надо сесть за выполнение взятой на дом работы, но хочется посмотреть интересный фильм, почитать книгу и т.п.

Рецепт П. Вайнцвайга:

а) договориться с самим собой, сделать из возможных отрицательных эмоций положительные;


б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать.

Для того, чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни – это естественный ее ход.

Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают их мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.

Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?

П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.

Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей.

Основной способ справиться со своим страхом – «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. При невозможности осуществления ближайших планов или желаний, необходимо их менять. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее и исчезает страх.

Справиться с трудностями – значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти.

Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Следующей сопоставляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль. Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. В качестве составляющих самоконтроля П. Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в третьих, терпение.

Храбрость – это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью, это готовность человека к преодолению препятствий.



Сострадание – это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства.

Терпение – это способность терпеть, настойчивость, упорство, выдержка в каком-то деле.

Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможны без самовоспитания в течение всей жизни.

В структуре карьеры человека значительную роль играет его имидж.

Имидж – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества, так и приписываемые ему. Имидж может создаваться произвольно и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.

1-я группа – качества, формирующие имидж личности, образуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;

2-я группа – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);

3-я группа – образованность (нравственные ценности, владение технологиями приятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность);

4-я группа – «рабочие» качества, связанные с ориентаций на достижения, с ответственностью, обязательностью.

Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Самосовершенствование личности
1. Самосовершенствование человека, его акмеологические основы.

2. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

3. Сила личности как фактор личностного самосовершенствования.
Контрольные вопросы и задания
1. Что включается в понятие «компетентность»?

2. Назовите и охарактеризуйте роли, которые предстоит освоить выпускнику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе.

3. В чем состоит сущность педагогической позиции личности по отношению к самой себе?

4. Что является предметом профессиональной акмеологии, а что исследует акмеология личности?

5. Назовите отличительные признаки развитой в профессиональном отношении личности.


6. Что понимают под самовоспитанием?

7. С чем сопряжены завышенная и заниженная самооценка профессионала?

8. Назовите условия полноценной жизненной самореализации человека в профессиональной сфере.

9. Назовите наиболее важные факторы, от которых зависит успешность карьеры человека.

10. Раскройте сущность силы личности и ее составляющие.

11. Определите сущность самоконтроля.

12. Охарактеризуйте понятие «имидж» и способы его создания.

Темы рефератов

1. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития.

2. Имидж профессионала: как понравиться людям.
Л е к ц и я 20. Психолого-педагогические основы преодоления

отклоняющегося поведения
20.1. Человек как жертва социализации в современном мире
Актуальность обсуждаемой темы подтверждается статистическими данными: к примеру, на сегодняшний день по всем видам наркотической зависимости на учете в Республике Беларусь состоит около 10 тысяч подростков. Это тех, кто попал в поле зрения милиции. Бытовое пьянство также стало одной из острейших проблем общества. Судя по результатам опроса студентов некоторых российских вузов, в студенческой среде отклоняющееся поведение также явление достаточно распространенное. Причем наиболее распространены такие девиации, как воровство, изнасилования, затяжное пьянство, потребление наркотиков, гомосексуализм, проституция, склонность к самоу­бийству.

По утверждению некоторых наблюдателей, в любом быстро изменяющемся обществе многие люди раздражительны, нетерпеливы и ни в коей мере не удовлетворены тем, что они делают. Другими словами, больной индивид есть продукт больного общества, как если бы личные проблемы были индивидуальной копией социальной дезорганизации. Продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям носит название социализации. Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он может также оказаться жертвой социализации, поскольку человеческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.

Для условий социализации характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные. К реальным жертвам относятся инвалиды, сироты и др. Потенциальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями, детей мигрантов, детей метисов, детей из неблагополучных семей и др. Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенных в них талантов в силу объективных обстоятельств их социализации. К примеру, высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. А действительно гением становится один из 10 млн. родившихся (В.А. Мудрик).


В современном мире существует достаточное количество условий, способствующих виктимизации человека (т.е. превращения его в жертву социализации). Это, к примеру, социальные и феноменологические условия или факторы. К социальным факторам можно отнести влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия – все это факторы виктимизации населения. К преобладающим факторам виктимизации в современной жизни относят повсеместное загрязнение окружающей среды, ведущее к сокращению продолжительности жизни населения; снижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни, что также способствует увеличению заболеваемости и росту смертности; значительные психологические стрессы, напряжение, перегрузка, которую испытывает большинство населения. Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспитания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья направляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека в определенных социальных условиях. Важным субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда – это средство достижения какой-либо цели (война в Ираке, в Афганистане и др.). Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения; 2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию; 3) агрессивное поведение является результатом научения. К биологическим факторам относят влияние нервной системы, генетические влияния (наследственность: выведение агрессивных видов животных). Агрессия может быть результатом сравнения: восприятие своего положения как худшего по сравнению с положением других. Агрессия может быть приобретенным социальным навыком: агрессивный человек чаще добивается своего, т.е. агрессия как бы вознаграждается. Механизмы агрессивных реакций запускаются такими факторами, как ненормальные условия, массовая культура, порнография и сексуальное насилие, групповые влияния.