Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 562

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XX века отмечается резкий рост суицидов в группе 15–24 – летних.

Главенствующую роль в возникновении суицидально-опасной ситуации играют конфликты. Как показывает практика, наиболее распространенными конфликтами, обуславливающими суициды, являются:

1. Конфликты, связанные со спецификой профессиональной деятельности;

2. Лично-семейные конфликты;

3. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья;

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением;

5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Представляется, что профилактика самоубийств, прежде всего, должна начинаться с развенчания «мифов», укоренившихся среди руководителей на проблему суицида.

Миф 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми (но среди суицидентов только 8–9 % нуждались в специализированной медицинской помощи).

Миф 2. Невозможно остановить самоубийцу (они нуждаются в помощи).

Миф 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства (3/4 самоубийц сообщали о своих намерениях).

Миф 4. Можно предупредить суицидальное происшествие, загрузив суицидента работой.

Миф 5. Нет внешних признаков, указывающих на то, что человек решил покончить с собой (факты свидетельствуют о суицидальных намерениях).

В самом явлении суицида выделяют несколько фаз.

1. Пресуицид – в определенной ситуации у человека появляются мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и т.п. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни.

2. Пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и т.п., которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

3. Суицидальные замыслы: идет разработка плана суицида.

4. Суицидальные намерения: принято решение о самоубийстве, идет подготовка к совершению самоубийства.

Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и определения путей его выхода из трудной ситуации является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.


Специфика такой беседы:

1) приглашение на беседу делается лично, а не через третьих лиц;

2) отсутствие при беседе посторонних;

3) планировать беседу не в рабочее время;

4) в процессе беседы не вести никаких записей;

5) профилактическая беседа должна включать несколько этапов:

а) установление эмоционального контакта;

б) установление последовательности событий, приведших к кризису; снятие ощущения безысходности ситуации;

в) совместное планирование действий по преодолению кризисной ситуации;

г) окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка.

В ходе беседы суицидента следует убедить в том, что данное тяжелое состояние является временным; уход из жизни станет тяжелым ударом для родственников; вопрос об уходе из жизни в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время.

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то при возможности его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Психолого-педагогические основы преодоления

отклоняющегося поведения
1. Человек как жертва социализации в современном мире.

2. Понятие девиантного поведения.

3. Основные формы отклоняющегося поведения и методы их профилактики.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему человек может оказаться жертвой социализации?

2. Назовите и охарактеризуйте виды жертв неблагоприятных условий социализации.

3. Какие условия способствуют виктимизации человека?

4. В чем разница между конструктивными и деструктивными девиациями?

5. Охарактеризуйте сущность аддиктивного поведения, процесс его развития.

6. Кого можно назвать алкоголиком?

7. Чем различаются стадии алкоголизма?

8. Как вы думаете, почему алкоголик, как правило, не считает себя больным?

9. Назовите основные принципы профилактики и социально-психологической работы с больными, страдающими алкогольной зависимостью.

10. Опишите состояние наркотического опьянения.

11. Охарактеризуйте специфические проявления абстиненции.

12. Назовите наиболее распространенные конфликты, обусловливающие суициды.



13. Выделите основные фазы в явлении суицида.

14. В чем состоит специфика индивидуальной профилактической беседы с суицидентом?
Темы рефератов

1. Проблема алкоголизма.

2. Наркомания как предмет психологического исследования.

3. Смерть как психологическое явление.
Б л о к 8. Мини-практикум

(приложение к модулю 3 «Основы педагогики»)

Тест № 1. Восприятие индивидом группы

Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.

Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим»(И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим»(П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим»(К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.

1.. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;


б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда в них нуждаются.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.
Ключ для обработки результатов методики

«Тип восприятия индивидом группы»


«И»

«П»

«К»

«И»

«П»

«К»



16







86





26

96





36

Зв

За

106

10в



46





Па

Ив

116

56





12а

126

12в

66





13в

136

13а

76





146

14а

14в


5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;

б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;

в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.

6. Мне нравится группа, в которой:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;


б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.

7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а) создают дух соперничества;

б) не занимаются увлеченно своей наукой;

в) создают условия напряжения и жесткого контроля.

8. Я больше удовлетворен жизнью, если:

а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;

б) общаюсь и отдыхаю;

в) нужен кому-то и полезен.

9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;

б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;

в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.

10. Если в группе возникает проблема, то я:

а) предпочитаю не вмешиваться;

б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:

а) подходили ко мне индивидуально;

б) создавали условия для оказания помощи;

в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.

12. Я испытываю плохое состояние, когда:

а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;

б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому;

в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.

13. Больше всего я ценю:

а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;

б) общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;

в) свой собственный личный успех.

14. Я предпочитаю работать:

а) вместе с товарищами;

б) самостоятельно;

в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.

Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы пИ+лП+мК, где п, д, м — количество набранных баллов соот