Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ветственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».

Ключ для обработки результатов представлен в таблице.

Тест № 2. Транзактный анализ общения
Транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.

  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

  3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

  5. Меня провести нелегко.

  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

  8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

  9. Каждый должен выполнять свой долг.

  1. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

  2. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

  3. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

  4. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

  5. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

  6. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

  7. Я – увлекающийся человек.

  8. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

  9. Мои взгляды непоколебимы.

  10. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

  11. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

  12. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов тестирования – самотестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

I. (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16. 19.

II. (состояние «взрослый»). 2,5,8, 11, 14, 17,20.

III. (состояние «родитель»): 3. 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Если у вас получится формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поуче

ниям.

Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Тест № 3. Оценка самоконтроля в общении
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, то поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредствен­ны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Ключ

Подсчет баллов

1 балл за ответ «–» (Н) — №1, 5, 7.

1 балл за ответ «+» (В) — №3, 4, 6, 8, 9, 10.

0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше по­
ведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависи­мости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным в общении» по причине вашей прямолинейности.

4–6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы ис­кренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Тест № 4. Способность педагога к эмпатии
Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций не­обходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 4, «да, всегда» – 5. Отвечать надо на все пункты.

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

  2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

  4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современ­ные ритмы».

  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливость, упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

  6. Больному человеку можно помочь даже словом.

  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на глаза сами по себе наворачивались слезы.




  1. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

  2. Я равнодушен к критике в мой адрес.

  3. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

  4. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

  5. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

  6. Когда я читаю о драматических жизненных событиях, то чувствую, словно это происходит со мной.

  7. Родители относятся к своим детям справедливо.

  8. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

  9. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

  10. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая дру­гие дела.

  11. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

  12. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

  13. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

  14. Все люди необоснованно озлоблены.

  15. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сло­жится его жизнь.

  16. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

  17. Видя покалеченного животного, я стараюсь ему чем-то помочь.

  18. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

  19. Увидев лично происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

  20. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

  21. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

  22. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

  23. Если ребенок плачет, на то есть причины.

  24. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

  25. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

  26. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

  27. Если мои друзья начинают обсуждать со мной личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.


Ключ

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали, не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, прописанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если вы набрали от 82 до 90 баллов, то это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собесед­ника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоци­онально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружа­ющие ценят вас за душевность, вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения, хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции,

От 37 до 62 баллов нормальный уровень эмпатийности. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять