Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 560
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ветственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».
Ключ для обработки результатов представлен в таблице.
Тест № 2. Транзактный анализ общения
Транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
Обработка результатов тестирования – самотестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
I. (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16. 19.
II. (состояние «взрослый»). 2,5,8, 11, 14, 17,20.
III. (состояние «родитель»): 3. 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Если у вас получится формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поуче
ниям.
Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Тест № 3. Оценка самоконтроля в общении
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, то поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Ключ
Подсчет баллов
1 балл за ответ «–» (Н) — №1, 5, 7.
1 балл за ответ «+» (В) — №3, 4, 6, 8, 9, 10.
0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше по
ведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным в общении» по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Тест № 4. Способность педагога к эмпатии
Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 4, «да, всегда» – 5. Отвечать надо на все пункты.
Ключ
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали, не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, прописанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
Если вы набрали от 82 до 90 баллов, то это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их.
От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность, вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения, хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции,
От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять
Ключ для обработки результатов представлен в таблице.
Тест № 2. Транзактный анализ общения
Транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
-
Мне порой не хватает выдержки. -
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. -
Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. -
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. -
Меня провести нелегко. -
Мне бы понравилось быть воспитателем. -
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. -
Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. -
Каждый должен выполнять свой долг.
-
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. -
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. -
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. -
Я, как и многие люди, бываю обидчив. -
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. -
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. -
Я – увлекающийся человек. -
Мой основной критерий оценки человека – объективность. -
Мои взгляды непоколебимы. -
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. -
Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны. -
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Обработка результатов тестирования – самотестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
I. (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16. 19.
II. (состояние «взрослый»). 2,5,8, 11, 14, 17,20.
III. (состояние «родитель»): 3. 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Если у вас получится формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поуче
ниям.
Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Тест № 3. Оценка самоконтроля в общении
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, то поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Ключ
Подсчет баллов
1 балл за ответ «–» (Н) — №1, 5, 7.
1 балл за ответ «+» (В) — №3, 4, 6, 8, 9, 10.
0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше по
ведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным в общении» по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Тест № 4. Способность педагога к эмпатии
Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 4, «да, всегда» – 5. Отвечать надо на все пункты.
-
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». -
Взрослых детей раздражает забота родителей. -
Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. -
Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы». -
Чрезмерную раздражительность и несправедливость, упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. -
Больному человеку можно помочь даже словом. -
Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. -
Старые люди, как правило, обидчивы без причин. -
Когда в детстве слушал грустную историю, на глаза сами по себе наворачивались слезы.
-
Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. -
Я равнодушен к критике в мой адрес. -
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. -
Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы. -
Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать. -
Когда я читаю о драматических жизненных событиях, то чувствую, словно это происходит со мной. -
Родители относятся к своим детям справедливо. -
Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. -
Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. -
Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. -
Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. -
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. -
В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. -
Все люди необоснованно озлоблены. -
Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. -
В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. -
Видя покалеченного животного, я стараюсь ему чем-то помочь. -
Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. -
Увидев лично происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. -
Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. -
Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. -
Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно. -
Если ребенок плачет, на то есть причины. -
Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. -
Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы. -
Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. -
Если мои друзья начинают обсуждать со мной личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Ключ
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали, не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, прописанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
Если вы набрали от 82 до 90 баллов, то это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их.
От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность, вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения, хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции,
От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять