Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
22
рис.6. Деление слов на слоги и на склады
Складовая технология обучения чтению (на которой построена знаменитая система
Николая Александровича Зайцева «кубики Зайцева») предполагает изучение не отдельных букв, а складов. Запоминаются сразу слоги-слияния (соединения согласной и гласной): бы- бэ-ба-бо-бу-би-бе-бя-бё-бю, вы-вэ-ва-во-ву-ви-ве-вя-вё-вю и т. д. Отдельная согласная всегда прочитывается, как твердый звук: б – [б], в – [в], г – [г], д – [д] и т. д. Мягкий звук обозначается сразу складом, в котором есть буква мягкий знак: бь, вь, гь, дь и т. д. То есть при виде отдель- ной буквы «м» – ребенок читает ее, как твердый звук [м]. При такой технологии побуквенное чтение абсолютно исключено. Очень многие логопеды, (хотя порой делают это неосознанно),
отрабатывая произношение отдельных звуков с детьми, избегают «правильных названий» букв
(буква «эм», буква «пэ»), предлагая вместо буквы называть звук, который она обозначает.
Складовые буквари были довольно распространены в старину. С 90-х годов по настоя- щее время большую популярность приобрела складовая система обучения Николая Алексан- дровича Зайцева – «кубики Зайцева». Одним из главных плюсов этой технологии – невоз- можность побуквенного прочтения, так как минимальной единицей является склад; система позволяет без введения терминологии классифицировать гласные и согласные звуки, твер- дые-мягкие, глухие-звонкие; обучение происходит быстро; сразу же формируются орфогра- фические навыки. Кубики позволяют удовлетворить потребности ребенка в игре, в активном движении и т.д.. Также очень важным плюсом системы является «получение смысла», возмож- ность расформировывать и наоборот быстро реконструировать образ слова из складов-элемен- тов. (Обо всех плюсах системы можно прочитать в книгах Н.А.Зайцева).
Складовой способ является «золотой серединой» между глобальным чтением и тради- ционной звуко-буквенной системой и прекрасно подходит для мотивированных на обучение дошкольников. В целом система складового обучения дает очень хорошие результаты при обу- чении детей старше 4 лет.
Минусы заключаются в том, что далеко не все педагоги умеют работать с кубиками,
не всегда получается заинтересовать детей. На начальном этапе обучения по складовой тех- нологии ребенку все равно приходится выучивать не имеющие лексического смысла единицы языка – склады, а это нравится далеко не всем детям. Далеко не все педагоги понимают, что система Зайцева – это отголосок глобальной технологии, а не звуко-буквенной, т.е. сначала целое слово нужно раскладывать на склады, и только потом собирать его из складов. Ребенку сначала нужно дать образ целого слова – именно так и делает автор методики – и попросить восстановить его. Обучая ребенка чтению складовым методом – с использованием кубиков
Зайцева, или складовой кассы, или просто написанных на кусочках бумаги складов, нужно отталкиваться от образа целого слова. Дайте ребенку возможность сначала увидеть слово цели- ком, понять его значение, и только затем разбирайте слово на части.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
23
Глобальный метод
– это метод восприятия целых слов (глобальное чтение), чтение целыми словами. Хотя в классической педагогике многих стран можно встретить приемы обучения чтению через восприятие целых слов, основателями научно обоснованного метода можно считать американского нейрофизиолога Гленна Домана и японского педагога Шиничи
Сузуки.
Гленн Доман – это не просто «детский врач», или «физиотерапевт», как часто про него пишут, это человек, которому довелось работать военным нейрохирургом. Это человек, осно- вавший в Филадельфии Институт Развития Человеческого Потенциала и подаривший огром- ному количеству детей высокие интеллектуальные возможности. Это человек, который в сере- дине XX века знал о мозге всё, что знала современная наука и который с 50-х годов 20го века вплоть до совсем недавнего времени (он умер в 2013 году, не дожив до своего 100-летия всего
6 лет) занимался изучением возможностей человеческого мозга. Гленн Доман продемонстри- ровал множество «невозможных» чудес, на которые, как оказывается, способен человеческий –
детский – мозг.
Многие слышали о методике Гленна Домана. Некоторые люди не верят в действенность его метода, другие считают его слишком трудоёмким, третьи, вообще не владеющие данным вопросом, говорят, что метод Домана действенен «только для инвалидов, так как был придуман для больных детей». Давайте разберемся.
Согласно методике Домана, ребенку с довольно раннего возраста (или даже с рождения)
на протяжении длительного времени ежедневно (и часто по несколько раз в день) показывают большие карточки с крупно написанными словами. Что происходит потом и каким образом в результате ребенок начинает читать любые слова и тексты бегло – «тайна, покрытая мра- ком». Действительно, методика Домана родилась в процессе лечения им совсем маленьких детей с поражениями мозга
5
. Доману предоставили возможность заниматься «бесполезным делом» – развитием детей с поражением нервной системы, на которых медицина «поставила крест». Гленн Доман опытным путем доказал, что структуры мозга в раннем детстве могут восстанавливаться и создаваться заново, взаимозаменяя друг друга при условии целенаправ- ленного внешнего сенсорного воздействия. Предъявление карточек с написанными на них сло- вами было всего лишь одним из многочисленных способов развития зрительной, слуховой и тактильной систем ребенка. У Домана не было цели научить ребенка читать. Целью было –
развитие мозга.
Результаты были ошеломляющи. Еще недавно больные дети, с глубокими поражениями мозга, с диагностированной умственной отсталостью вдруг начинали обгонять в физическом и интеллектуальном развитии здоровых детей! В результате деятельности Гленна Домана и его филадельфийского Института опытным путем подтвердилось, что человеческий мозг обладает потрясающим потенциалом! Также стало очевидным то, что в первые годы жизни ребенка,
в период формирования мозговых структур, можно целенаправленно влиять на этот процесс.
Исследования Гленна Домана и его коллег продемонстрировали «побочные результаты»
повышенного сенсорного стимулирования. Оказалось, что мозг, если ему предоставить такую возможность, может «сам научиться читать» (а также моментально и безошибочно восприни- мать количество, запоминать и распознавать множество самых разнообразных образов, изучать иностранные языки и др.). Обучение может быть (и должно быть) добровольным и интерес- ным. Навыки, формирующиеся по такому принципу появляются именно в тот момент, когда ребенок физиологически готов обработать предоставляемую информацию.
Мы предлагаем для описания данного метода термин «глобальное чтение», то
есть всеобъемлющее, целостное. Это метод, который предполагает работу правого –
5
Речь идёт не о врожденных патологиях мозга, а о мозговых травмах или приобретенных поражениях в результате болезни в младенческом возрасте.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
24
«глобального» – полушария мозга в качестве ведущего. Говоря о глобальном чтении,
можно иметь в виду не только чтение отдельных слов, но и так называемое «вертикальное чте- ние» или «чтение по диагонали», другие техники скорочтения. Все они основаны на глобаль- ном (правополушарном) восприятии текста с последующей его «передачей», если так можно выразиться, в левое полушарие мозга.
Поскольку мы рассматриваем вопрос формирования первоначальных навыков, то речь будет идти именно о слове, как минимальной смысловой единице чтения. Обучение детей чтению глобальным методом подразумевает целостное восприятие единиц языка, из которых первичной является лексема
6
(отдельное слово, смысловая единица). Процесс анализа и систе- матизации языковых единиц речи в данном случае формируется не от фонемы к морфеме-лек- семе-предложению, не от звука к букве-слогу-слову-предложению, а, начиная с лексического уровня – через синтаксический – к морфемно-фонематическому, то есть от слова к предло- жению, а лишь затем к морфеме (части слова) и фонеме (звуку). То есть, обучение чтению по глобальной системе происходит с другого конца. Такой путь тоже приводит к технологии,
но технология выводится ребенком самостоятельно, естественным образом. Не нужно ничего зубрить, ничего учить, ничего специально запоминать. Всё происходит само собой.
Это подход, при котором ребенок самообучается удобным ему способом – точно так же,
как обучается речи и движению, так же, как происходит его знакомство с окружающим миром –
глобально, всеобъемлюще, «отпечатком». При глобальном методе навык чтения формиру- ется параллельно с речевыми навыками, они взаиморазвивают друг друга. Сначала набира- ется информация, а затем мозг самостоятельно, «в удобное время» и при соответствующей физиологической готовности разбирает эту информацию, систематизирует ее и преобразо- вывает в качественно новый результат. Т.е. ребенок самостоятельно доходит до техноло- гии чтения, до алгоритма. Обучение идет от общего к частному, от слова к букве и звуку,
а не наоборот. От смысла – к фонеме. И это принципиальный момент. Любое напечатан-
ное слово имеет конкретный смысл, понятное значение, в отличие от звука и буквы,
которые для ребенка абстрактны.
Когда мы предлагаем малышу в первую очередь букву,
то ребёнок придумывает собственную ассоциацию с данной буквой, чтобы она имела смысл.
Поэтому так трудно ему потом этот смысл «складывать» с другими смыслами. Не лучше ли сразу ему дать возможность видеть целое слово с конкретным значением?
Сформированный навык чтения путём глобального восприятия имеет массу преиму- ществ перед остальными. Основными плюсами этой системы являются физиологичность и воз- можность начинать обучение в возрасте ребенка уже около года. Гленн Доман предлагает показывать карточки даже новорожденным. Конечно, это делается не для того, чтобы научить ребенка читать к годовалому возрасту, а чтобы развивать его мозг. Поскольку мы с вами обсуждаем в данный момент вопрос именно целенаправленного обучения чтению, то уточним,
что начинать обучение чтению имеет смысл, как только начинается первое говорение. Самый оптимальный возраст, на мой взгляд, для начала обучения – 8—12месяцев. На этом этапе образность информации и понятийность минимальных единиц чтения соответствует возмож- ностям возраста. Процесс обучения ведет за собой и развитие речи, одновременно формиру- ется орфографическая грамотность на уровне «врожденной», формируется фонематическое чутье. Быстрыми темпами обогащается лексический состав речи ребенка. Развиваются связи зрительного и слухового восприятий, мышление, память, что в целом оптимизирует любую умственную деятельность. Минуя этапы слогового заторможенного чтения, формируется сразу беглый навык с пониманием смысла прочитанного; и самое главное, как показывает практика,
с приходом в школу ребенок уже давно с удовольствием и много читает.
6
Лексема – отдельное слово или ассоциативная группа «одинаковых» слов. Всякое слово может быть сходно с другим или целиком, или какой-либо своей частью. Сходство может быть звуковое или лексическое (в значении).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
25
Минус глобального метода заключается в том, что он требует регулярных усилий со сто- роны родителей ребенка (взрослых, которые его окружают), так как метод предполагает не про- сто ежедневное количество минут занятий, он должен естественно вписываться в привычный уклад жизни ребенка. Это в свою очередь требует от родителей определенной педагогической компетентности. Обеспечить такое обучение в условиях учебного заведения весьма пробле- матично, так как «урок» длится не более 2—3 минут, и у педагога нет возможности на про- тяжении суток находиться рядом с ребенком. Тем не менее, педагог словесности, педагог раннего развития, воспитатель детского сада значительно повысят уровень своего профессио- нализма, если тщательно изучат возможности глобального метода и смогут использовать базо- вые аспекты этой системы в своей работе.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
26
Формирование речи устной и письменной
Итак, мы утверждаем, что процесс формирования и развития навыка чтения у ребенка может идти параллельно с процессом формирования и развития речи. Трехлетний ребенок не только может полноценно разговаривать, но и полноценно читать. Письменная речь может развиваться одновременно с устной. Чтобы удостовериться в этом, давайте вспомним и про- следим этапы развития речи у ребенка.
С чего начинается формирование речи ребенка? С того, что ребенок слышит речь.
Думаю, этот тезис не требует доказательства – все знают, что глухие от рождения люди (их называют еще глухонемыми) не могут разговаривать, хотя все необходимые для этого мотор- ные и речедвигательные функции у них сохранены. Главное условие для формирования речи у ребенка – наличие слуховых впечатлений. Именно со слуховых впечатлений начинается процесс овладения речью. Сначала младенец воспринимает речь на интонационно-тональ- ном уровне, без понимания лингвистического смысла, но с пониманием общего (глобаль- ного) смысла высказывания по интонации говорящего, высоте и тембру голоса. На следу- ющем этапе к перечисленным тональным признакам добавляется понимание смысла фразы на основе значения отдельных слов. Причем, ребенок, который только-только начинает гово- рить, не просто повторяет слоги (артикуляционная проба), но и пытается придать этим сло- гам значение. Например, «ма» означает «мама», «на» – дай (так как в момент, когда малыш получает игрушку или другой предмет он слышит именно «на»), слог «ка» – может означать пока и т. п. Т.е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ребенок сразу оперирует смыслами. Активная речь ребенка развивается только после того, как его пассивный словарь набрал необходимое количество базовых элемен- тов-слов, значения которых хорошо понятны ребенку.
Большинство родителей придают большое значение развитию речи ребенка, стараются разговаривать четко и ясно с малышом, способствуют обогащению словаря ребенка и т.д., то есть изо всех сил стараются обеспечить ребенку разнообразные богатые слуховые впечатления.
Но большинству родителей не приходит в голову, что ребенка можно не только познакомить с изображением предмета и его названием, со звучанием слова, но также можно дать возмож- ность это слово увидеть.
Что такое письменная речь? Это графическое изображение речи, её изображение, то, что мы можем увидеть (в отличие от устной речи, которую мы слышим). Формирование навыков письменной речи – это и есть формирование понимания увиденной записи и способности сде- лать эту запись.
Аналогично тому, как мы обеспечиваем ребенку слуховые впечатления, которые
необходимы для запуска процесса развития речи, можно и нужно обеспечить его и зри-
тельными впечатлениями (восприятие графических изображений речи), которые будут
запускать процесс формирования навыка чтения.
Совершенно очевидно, что эти процессы могут проходить одновременно и параллельно друг с другом, взаимно обогащаясь.
Прежде чем провести аналогию между процессами формирования навыка речи и навыка чтения, давайте рассмотрим функциональное действие так называемого речевого круга.
В 1861 году молодой французский медик Поль Брока обнаружил связь между повре- ждением левого полушария головного мозга и потерей речи. Это явление он назвал афазией.
Со своим другом доктором Вернике, Брока идентифицировал зоны головного мозга, связан- ные с определенными языковыми функциями. Сегодня они нам известны, как речевые зоны
Брока и Вернике. Как известно, Зона Вернике отвечает за понимание информации. Она рас- положена в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга (для правшей – левого). Основная функция этого отдела – преобразование звуков речи в нейрон- ные коды слов, активизирующие соответствующие образы или понятия. Повреждения зоны