Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 этап – Синтаксический уровень
На втором этапе начинается чтение словосочетаний, предложений и небольших тек- стов. Продолжайте играть с активными карточками в сюжетно-ролевые игры. Словосочетания,
фразы, короткие предложения, небольшие тексты – всё это можно представить в виде уже зна- комых вам фотоальбомов с подписями, альбомов для чтения, самодельных книжек, компью- терных презентаций, раскрасок с подписями.
Делайте такие книжечки вместе с ребенком. Вырезайте картинки, распечатывайте на принтере фотографии своей семьи и самого ребенка в разных ситуациях, придумывайте вместе текст, приклеивайте под картинку или фотографию распечатанные на принтере полоски с напечатанным текстом. Такие книжки, фотоальбомы могут быть любого формата и размера.
Возьмите готовые фотоальбомы с файлами – вложите в них картинки или фотографии, сде- лайте к ним и вставьте в альбом подписи. Возьмите чистый альбом для рисования и сделайте из него альбом для чтения с аппликациями и рисунками, сделанными ребенком. Подписывайте все творческие работы ребенка его рукой (напоминаю: пишущий предмет в ладошке малыша,
берем его руку в свою и пишем).
Первыми я предлагаю сделать словосочетания, состоящие из существительного и прила- гательного-названия цвета: красное яблоко, зелёная шапка и т. п. Затем словосочетания с при- лагательными-антонимами: холодная вода, горячий чай, большой дом, маленький мышонок.
Хорошо начинать со словосочетаний из уже знакомых ребенку слов. Можно составлять слово- сочетания так, чтобы одно слово было знакомое, а второе – новое. Также нужно показывать словосочетания из двух существительных – шум ветра, луч солнца, стебель цветка и т. п. Сло- восочетания с глаголами и наречиями: говорить громко, весело играть, высоко прыгать, быстро бежать и т. п. (см. рис.19)
рис.19
Конечно, существует множество словосочетаний с другим составом частей речи. Напри- мер, словосочетания из наречия и прилагательного («неимоверно красивый»), местоимения и прилагательного («кто-то умный»), наречия и причастия («давно забытый»), дееприча- стия и существительного («надевая платье») и т. д. Нет необходимости знакомить отдельно ребенка со всеми возможными вариантами словосочетаний, так как они обязательно встре- тятся в текстах, когда ваш маленький читатель начнет читать книжки.
В качестве идей для совместного изготовления с ребенком развивающих альбомов для чтения предлагаем следующие:
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
51
– «Цвета» (словосочетания типа «красное яблоко», «фиолетовый цветок» и т.п.) На каж- дом развороте альбома – картинка и подпись. Сделайте несколько по несколько словосочета- ний на каждый цвет. Таким образом вы заодно будете учить ребенка распознавать цвета спек- тра.
– «Антонимы» («сладкий торт – горький перец», «широкая дорога – узкая тропинка»
и т.п.) Тут также картинки с подписями, но на развороте должно быть два словосочетания.
Не требуйте от ребенка сразу запомнить смысл слова «антонимы». Но как только он проявит интерес, разъясните ему смысл этого термина и скажите, что так называются слова противо- положные по смыслу. То есть антонимами называется пара слов.
– «Времена года» («золотая осень», «дождливая осень», «снежная зима», «суровая зима», «жаркое лето», «знойное лето» и т.п.).
– «Погода», «Природа» («шум ветра», «луч солнца», «капли дождя», «шелест листвы»
и т.п.). Подбирайте для такого альбома красивые поэтичные словосочетания.
– «Животный мир». Приклейте изображения и подписи к ним: улитка – «медленно ползает», заяц – «быстро бегает», белка – «грызёт орешки», волк «ищет добычу» и т. п. Сло- восочетания могут содержать познавательную информацию о животных.
На этапе чтения предложений ребёнку самое время начинать читать настоящие книжки.
Самые первые книжки малыша – сделанные для него лично. На одной странице пусть будет картинка и одно короткое предложение. Предложение должно быть написано крупным шриф- том. Смысл предложения должен быть понятен ребенку и соответствовать картинке (см.
рис.20). Очень хорошо делать книжки про самого ребенка. Такую книжку ему будет очень интересно читать снова и снова.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
52
рис.20
Короткие предложения удобно оформлять в виде подписей к семейным фотографиям.
Сделайте такие фотоальбомы-книжки и подпишите каждую страницу. Сначала можно начинать с коротких нераспространенных предложений: «Я рисую. Мы с мамой. Папа и я. Илья читает. Мы играем. Барсик спит.» Используйте местоимения, имена домочадцев и домашних питомцев, предлоги и союзы.
Можно специально сделать фотографии для таких книжек, или даже объединить их общим сюжетом. Используйте различные интонации и соответствующие знаки пунктуации:
«Кто здесь? Аня спряталась. Вот она!» Еще вариант: «Малышка плачет. Что случилось? Она устала. Пусть спит. Тс-с-с-с…» Процесс приготовления такой книжки сам по себе станет инте- ресной увлекательной игрой. Вместе с ребенком вы придумываете сюжет, делаете подходящие фотографии, подписи, распечатываете изображения и подписи на принтере, приклеиваете это всё на страницы вашей книги. Такая книга будет интересна вашему малышу или малышке,
и он (она) с огромным удовольствием будет перечитывать ее много раз (см. рис.21).
рис.21
На этом этапе уже пора объяснить разницу между словосочетанием и предложением.
В отличие от словосочетания в предложении всегда содержится законченная мысль, всегда есть что-то или кто-то, о ком или о чём говорится в предложении. Эту информацию нужно ненавязчиво донести до ребенка несколько раз. Обратите внимание ребенка на пунктуацию:
в предложении уже появляется заглавная буква в первом слове и в конце предложения стоит точка или знак вопроса или восклицательный знак.
Старайтесь поначалу не отпугивать ребенка большим количеством текста. Пусть будет на одной странице только одно предложение.
К сожалению, в магазинах до сих пор практически невозможно найти книжку с очень крупным шрифтом, в которой было бы немного текста. Поэтому я предлагаю переделы- вать магазинные книжки, заклеивая типографский текст своим собственным, отпечатанным
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
53
на принтере. Текст можно немного упростить, сделать предложения покороче, распределить их по страницам, добавив дополнительные листы. Для того, чтобы в результате укорачива- ния и упрощения текста не страдала художественная сторона произведения, я рекомендую брать тексты народных сказок и другие произведении устного народного творчества. Благодаря своим жанровым особенностям они вполне допускают вариативность пересказа (см. рис.22).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
54
рис.22
Можно использовать короткие стихи – например, любимый многими поколениями цикл стихов Агнии Барто «Игрушки». Ребенок будет и развивать речь, и тренировать память, так как через несколько прочтений он будет знать все эти стихи наизусть. Также отлично себя заре- комендовали короткие сказки Владимира Сутеева «Три котёнка», «Кораблик» и другие. Они сопровождаются замечательными рисунками автора, которые можно распечатать на принтере вместе с текстом.
Шрифт должен быть достаточно крупный. Можно использовать уже разные шрифты,
иногда объясняя ребенку, что одну и ту же букву пишут по-разному. Как правило, на этом этапе разные шрифты уже не вызывают затруднений у ребенка.
Постепенно текст можно усложнять. Дети очень любят «научные книжки». Можно самим придумывать тексты таких книжек (разумеется, информация должна быть достовер- ной). Темы для научных книжек могут быть самые разнообразные и обязательно такие, какие заинтересуют именно вашего ребенка. Примеры тем для научных книжек: «Комос», «При- чудливые растения», «Цветок-хищник», «Рыбы», «Птичка-колибри», «Роботы», «Чудеса при- роды» и т. п. Темой для книжки может стать что угодно, что привлекло внимание вашего малыша! Информацию вы всегда найдете в интернете. Текст составите сами, подберете подхо- дящие иллюстрации – и книжка, которая будет интересна именно вашему ребенку! – готова.
Тема книжки, я подчеркиваю, должна непременно привлекать внимание ребенка, чтобы ему было интересно перечитывать её много раз (см. рис.23).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
55
рис.23
Первый раз «новую» книжку всегда должен прочитать ребенку взрослый. Если вы чув- ствуете, что ребенок не готов еще прочитать книжку самостоятельно, то читайте её ему вслух сами еще. Читайте выразительно, четко и ясно. Если вы читали с малышом каждый день на про- тяжении длительного времени, и если ваши книжки усложнялись постепенно, то, как правило,
к этому времени ваш ребенок будет осмысленно читать любые (в том числе и незнакомые)
слова и словосочетания, напечатанные любым шрифтом. Читайте такую «сложную» книжку вместе: вы читаете начало предложения, а малыш – окончание. Одну страницу – вы, другую –
он. Старайтесь организовать всё так, чтобы занятие было приятным для вас обоих. Обращайте внимание на четкость и выразительность чтения ребенка. Когда такую сложную книжку ваш малыш прочитает впервые самостоятельно от начала до конца, обязательно выразите ему свое восхищение и считайте, что вы достигли своей цели.
Убедитесь, что ребёнок понял, что такое предложение и чем предложение отличается от словосочетания. (Предложение – это законченная мысль.) Обратите внимание ребенка, что первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы, а в конце предложения стоит
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
56
знак его окончания – либо точка, либо вопросительный знак, если это вопрос, либо восклица- тельный.
Приготовьте интересные для вашего малыша сюжеты: напечатайте на принтере слова,
вырежьте их и предложите составить из них предложение. Не забудьте первое слово предло- жения написать с заглавной буквы, а в конце предложения, то есть после последнего слова,
поставить нужный знак – восклицательный, вопросительный или точку (см. рис.24).
рис.24
На этом этапе вы вполне уже можете научить ребёнка составлять схему предложения.
Каждое слово обозначается черточкой. Слово с заглавной буквы (а это имена собственные и первое слово в предложении) обозначается черточкой с «уголком». В конце схему нужно поставить нужный знак препинания. Посчитайте количество слов в предложении – считаются все слова, в том числе и союзы, и предлоги. Вот так выглядит схема предложения «Бараш принёс для Нюши вкусный торт.» – см. рис.25.
рис.25
Итак, ваш ребёнок бегло читает знакомые слова и домашние книжки, а также может про- читать новые незнакомые слова, которые встречаются в его окружающей жизни. И вот пришло время закрепить этот навык, придать ему законченность и «оформленность». Пришла пора рассказать ему про буквы, звуки и части слова.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
57
3 этап – Морфемно-фонематический уровень
Главная задача на этом уровне обучения чтению – помочь ребёнку осознать техноло- гию звукобуквенной записи слова, сформировать навык фонетического анализа слова, усвоить морфемные особенности и возможности русского языка. Как правило, когда родители, зани- маясь с ребёнком по глобальной системе обучения, подходят к этому этапу, малыш уже умеет читать.
В традиционном обучении ребёнка пытаются сразу окунуть в этот этап. Заставляют его учить буквы, алфавит, некоторые даже знакомят с терминологией, звуками и их разновидно- стями. Но пытаться обучать маленького ребёнка сразу читать «по алфавиту» – это примерно то же самое, как если бы мы пытались сложить картинку из множества паззлов, не представ- ляя себе, что должно получиться в итоге. Не зная сюжета картинки, не видя её целиком, сло- жить изображение из паззлов – можно, но это очень трудная и скучная работа. Обучая малыша по глобальной системе, мы преподносим ему сначала «образ целой картинки»! И теперь,
хорошо зная этот образ, отлично представляя, что должно получиться в итоге, малыш с легко- стью соберёт картинку из отдельных кусочков. Соотнося элемент с целым образом, понимая место этого элемента в системе, собирать картинку – одно удовольствие.
Поэтому еще раз настоятельно рекомендую: любое обучение чтению, в любом возрасте ребёнка, нужно организовывать именно в такой последовательности: начиная с лексического этапа (показа целых слов), через синтаксический (фразы и предложения) к морфемно-фоне- матическому.
На этом этапе мы учим ребёнка записывать слова и анализировать их состав. Это послед- ний этап в процессе обучения чтению, на котором происходит овладение непосредственно звукобуквенной технологией, которую большинство людей и называют собственно сформиро- ванным навыком чтения. Этот этап обязательно должен базироваться на уже имеющихся проч- ных навыках восприятия и понимания графического изображения текста. Забавно, что учить с ребёнком буквы и их названия вам не придётся. Он уже давно знает, какая буква обозначает тот или иной звук. Возможно, вы захотите дать малышу представление о системе алфавита,
то есть о последовательности букв в азбуке и об их правильных названиях. На этом этапе вы
«со спокойной совестью» можете называть букву «к» – «ка», а букву «л» – «эль». Но в том,
что ребёнок до этого момента называл буквы так, как ему заблагорассудится, нет абсолютно ничего страшного. Алфавитный порядок ребёнок выучит за пять минут. Можете отложить это мероприятие до 31августа, до того самого дня, когда ваш бегло читающий умный ребёнок будет собирать портфель первый раз в первый класс. Знание алфавита очень пригодится ему для ориентации в каталоге школьной библиотеки.
На мой взгляд, в том, что с фонетического разбора и звукобуквенной технологии обу- чение зачастую начинают, заключается грубейшая ошибка. Алфавитом и фонетикой процесс должен заканчиваться, а не начинаться с них, как это мы видим повсеместно. Сначала ребёнка нужно научить читать, и лишь потом – выполнять фонетический анализ слова. И уж тем более это касается морфемного разбора.
Итак, настало время звуко-буквенной технологии. На всякий случай давайте вспомним,
в чем разница между буквой и звуком, а также, какие звуки бывают и как они называются.
Звук – это неделимая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Звук – это то, что мы произносим и слышим. Буква – это знак. Это графический объект, который мы можем увидеть или написать. Когда мы хотим записать слово, то мы звуки переводим в графические изобра- жения – буквы.
В фонетике принято обозначать звук, записывая его в квадратных скобках. Гласные
звуки – это звуки, при произнесении которых голосовой аппарат не встречает препятствия, их
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
58
можно пропеть. В русском языке всего десять гласных букв. Гласных звуков, обратите внима- ние, меньше – их только 6 – это звуки [ы], [э], [а], [о], [у], [и]. Гласные буквы «е», «ё», «ю»,
«я» – это так называемые йотированные гласные и состоят они из двух звуков – согласного «й»
и гласного звука, то есть эти буквы представляют собой слог-слияние. Согласные звуки – это звуки, состоящие из шума и голоса (звонкие) или только из шума (глухие). Также согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Некоторые согласные звуки бывают только твёрдыми – это
[ж], [ш], [ц]. Некоторые – только мягкими – это звуки [ч], [щ], [й]. Для того, чтобы записать звуками гласную «я», – обратите внимание, речь идёт о транскрипции слова! – потребуются два звука: [йа].
Именно момент записи йотированных гласных обычно вызывает затруднения не только у детей, но и у взрослых. Очень часто, увлекшись фонетическим анализом в ущерб нормаль- ному процессу чтения, учителя получают в результате такие записи: «Йожык пад йолкой».
Я еще раз подчеркиваю, что фонетический анализ дети с легкостью будут выполнять только в случае, если уже умеют бегло читать. Ребенку, читающему глобально, никогда и в голову не придёт написать «йожик» или «малако», так как у него уже сформирован правильный чёт- кий образ целого слова, и он отчетливо понимает разницу между словом звучащим и словом изображённым.
Разумеется, это очень важно – понимать морфемный и фонетический состав слова. Это понимание позволяет лучше и эффективнее пользоваться лексическим составом языка, уста- навливать лингвистические взаимосвязи. Это понимание позволяет сформировать орфогра- фическую грамотность.
Если вы дошли до этого этапа обучения, то уже много раз пробовали вместе с ребенком записывать слова. Скорее всего, ваш малыш уже самостоятельно пробовал писать много раз.
Когда вы писали эти слова вместе или диктовали слово ему, вы членили слово на минималь- ные элементы, удобные для произношения – слоги-слияния и звуки. Слог-слияние – это соче- тание согласного звука и гласного (например, го, бу, пе, ли и т.п.). Отдельным звуком является отдельно произносимый гласный (например, [о] в слове «осень», или [н»] – «нь» в этом же слове). Таким образом, диктуя слово, вы проговариваете его по складам: о-се-нь. Подчерки- ваю: не по слогам, а по складам. (О разнице между слогом и складом уже говорилось в разделе
«Три основные системы обучения чтению»). Понимание складового состава слова и является по сути звуко-буквенным разбором.
Запись слова (печатание) можно осуществлять на компьютерной клавиатуре. Это неизменно вызывает интерес у детей. Диктуйте ребенку слово по складам. Обращайте его внимание на то, что в слоге-слиянии – две буквы. Например, малыш записывает своё имя –
Андрей. Вы диктуете: А-н-д-ре-й. Сначала он пишет по одной букве, отыскивая нужную кла- вишу на клавиатуре. Ни в коем случае не говорим «эн» или «дэ»! Вы диктуете, произнося именно звуки – [а], [н], [д]. Когда вы дошли до «ре» – вы можете подсказать: «Ре» – это две буквы». В подавляющем большинстве случаев у детей не вызывает проблем этот момент. Они довольно быстро начинают печатать. Печатать на компьютере дети очень любят. Это легкое и быстрое занятие. Вы можете предложить ребенку заняться печатанием слов, фраз и целых предложений и распечатывать их потом на принтере для будущих книжек.
Можно предложить ребенку раскрашивать слова по складам. Это поможет ребенку чле- нить слова для фонетического разбора. Научите ребенка при нажатой кнопке мыши выде- лять склад и раскрашивать его. Эти операции можно проводить в любом текстовом редакторе,
например в Word. Подводим курсор к нужному месту, при нажатой кнопке мыши выделяем нужную букву или слог-слияние, далее в строке меню находим буковку «А», подчеркнутую цветной линией, нажимаем на нее – выскочит палитра, выбираем цвет. Такие манипуляции приучают к работе с компьютером, и вообще полезны для развития мышления. Ребенок может так играть: произносить слово, одновременно выделяя склады и раскрашивая их. Да и приду-
На втором этапе начинается чтение словосочетаний, предложений и небольших тек- стов. Продолжайте играть с активными карточками в сюжетно-ролевые игры. Словосочетания,
фразы, короткие предложения, небольшие тексты – всё это можно представить в виде уже зна- комых вам фотоальбомов с подписями, альбомов для чтения, самодельных книжек, компью- терных презентаций, раскрасок с подписями.
Делайте такие книжечки вместе с ребенком. Вырезайте картинки, распечатывайте на принтере фотографии своей семьи и самого ребенка в разных ситуациях, придумывайте вместе текст, приклеивайте под картинку или фотографию распечатанные на принтере полоски с напечатанным текстом. Такие книжки, фотоальбомы могут быть любого формата и размера.
Возьмите готовые фотоальбомы с файлами – вложите в них картинки или фотографии, сде- лайте к ним и вставьте в альбом подписи. Возьмите чистый альбом для рисования и сделайте из него альбом для чтения с аппликациями и рисунками, сделанными ребенком. Подписывайте все творческие работы ребенка его рукой (напоминаю: пишущий предмет в ладошке малыша,
берем его руку в свою и пишем).
Первыми я предлагаю сделать словосочетания, состоящие из существительного и прила- гательного-названия цвета: красное яблоко, зелёная шапка и т. п. Затем словосочетания с при- лагательными-антонимами: холодная вода, горячий чай, большой дом, маленький мышонок.
Хорошо начинать со словосочетаний из уже знакомых ребенку слов. Можно составлять слово- сочетания так, чтобы одно слово было знакомое, а второе – новое. Также нужно показывать словосочетания из двух существительных – шум ветра, луч солнца, стебель цветка и т. п. Сло- восочетания с глаголами и наречиями: говорить громко, весело играть, высоко прыгать, быстро бежать и т. п. (см. рис.19)
рис.19
Конечно, существует множество словосочетаний с другим составом частей речи. Напри- мер, словосочетания из наречия и прилагательного («неимоверно красивый»), местоимения и прилагательного («кто-то умный»), наречия и причастия («давно забытый»), дееприча- стия и существительного («надевая платье») и т. д. Нет необходимости знакомить отдельно ребенка со всеми возможными вариантами словосочетаний, так как они обязательно встре- тятся в текстах, когда ваш маленький читатель начнет читать книжки.
В качестве идей для совместного изготовления с ребенком развивающих альбомов для чтения предлагаем следующие:
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
51
– «Цвета» (словосочетания типа «красное яблоко», «фиолетовый цветок» и т.п.) На каж- дом развороте альбома – картинка и подпись. Сделайте несколько по несколько словосочета- ний на каждый цвет. Таким образом вы заодно будете учить ребенка распознавать цвета спек- тра.
– «Антонимы» («сладкий торт – горький перец», «широкая дорога – узкая тропинка»
и т.п.) Тут также картинки с подписями, но на развороте должно быть два словосочетания.
Не требуйте от ребенка сразу запомнить смысл слова «антонимы». Но как только он проявит интерес, разъясните ему смысл этого термина и скажите, что так называются слова противо- положные по смыслу. То есть антонимами называется пара слов.
– «Времена года» («золотая осень», «дождливая осень», «снежная зима», «суровая зима», «жаркое лето», «знойное лето» и т.п.).
– «Погода», «Природа» («шум ветра», «луч солнца», «капли дождя», «шелест листвы»
и т.п.). Подбирайте для такого альбома красивые поэтичные словосочетания.
– «Животный мир». Приклейте изображения и подписи к ним: улитка – «медленно ползает», заяц – «быстро бегает», белка – «грызёт орешки», волк «ищет добычу» и т. п. Сло- восочетания могут содержать познавательную информацию о животных.
На этапе чтения предложений ребёнку самое время начинать читать настоящие книжки.
Самые первые книжки малыша – сделанные для него лично. На одной странице пусть будет картинка и одно короткое предложение. Предложение должно быть написано крупным шриф- том. Смысл предложения должен быть понятен ребенку и соответствовать картинке (см.
рис.20). Очень хорошо делать книжки про самого ребенка. Такую книжку ему будет очень интересно читать снова и снова.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
52
рис.20
Короткие предложения удобно оформлять в виде подписей к семейным фотографиям.
Сделайте такие фотоальбомы-книжки и подпишите каждую страницу. Сначала можно начинать с коротких нераспространенных предложений: «Я рисую. Мы с мамой. Папа и я. Илья читает. Мы играем. Барсик спит.» Используйте местоимения, имена домочадцев и домашних питомцев, предлоги и союзы.
Можно специально сделать фотографии для таких книжек, или даже объединить их общим сюжетом. Используйте различные интонации и соответствующие знаки пунктуации:
«Кто здесь? Аня спряталась. Вот она!» Еще вариант: «Малышка плачет. Что случилось? Она устала. Пусть спит. Тс-с-с-с…» Процесс приготовления такой книжки сам по себе станет инте- ресной увлекательной игрой. Вместе с ребенком вы придумываете сюжет, делаете подходящие фотографии, подписи, распечатываете изображения и подписи на принтере, приклеиваете это всё на страницы вашей книги. Такая книга будет интересна вашему малышу или малышке,
и он (она) с огромным удовольствием будет перечитывать ее много раз (см. рис.21).
рис.21
На этом этапе уже пора объяснить разницу между словосочетанием и предложением.
В отличие от словосочетания в предложении всегда содержится законченная мысль, всегда есть что-то или кто-то, о ком или о чём говорится в предложении. Эту информацию нужно ненавязчиво донести до ребенка несколько раз. Обратите внимание ребенка на пунктуацию:
в предложении уже появляется заглавная буква в первом слове и в конце предложения стоит точка или знак вопроса или восклицательный знак.
Старайтесь поначалу не отпугивать ребенка большим количеством текста. Пусть будет на одной странице только одно предложение.
К сожалению, в магазинах до сих пор практически невозможно найти книжку с очень крупным шрифтом, в которой было бы немного текста. Поэтому я предлагаю переделы- вать магазинные книжки, заклеивая типографский текст своим собственным, отпечатанным
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
53
на принтере. Текст можно немного упростить, сделать предложения покороче, распределить их по страницам, добавив дополнительные листы. Для того, чтобы в результате укорачива- ния и упрощения текста не страдала художественная сторона произведения, я рекомендую брать тексты народных сказок и другие произведении устного народного творчества. Благодаря своим жанровым особенностям они вполне допускают вариативность пересказа (см. рис.22).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
54
рис.22
Можно использовать короткие стихи – например, любимый многими поколениями цикл стихов Агнии Барто «Игрушки». Ребенок будет и развивать речь, и тренировать память, так как через несколько прочтений он будет знать все эти стихи наизусть. Также отлично себя заре- комендовали короткие сказки Владимира Сутеева «Три котёнка», «Кораблик» и другие. Они сопровождаются замечательными рисунками автора, которые можно распечатать на принтере вместе с текстом.
Шрифт должен быть достаточно крупный. Можно использовать уже разные шрифты,
иногда объясняя ребенку, что одну и ту же букву пишут по-разному. Как правило, на этом этапе разные шрифты уже не вызывают затруднений у ребенка.
Постепенно текст можно усложнять. Дети очень любят «научные книжки». Можно самим придумывать тексты таких книжек (разумеется, информация должна быть достовер- ной). Темы для научных книжек могут быть самые разнообразные и обязательно такие, какие заинтересуют именно вашего ребенка. Примеры тем для научных книжек: «Комос», «При- чудливые растения», «Цветок-хищник», «Рыбы», «Птичка-колибри», «Роботы», «Чудеса при- роды» и т. п. Темой для книжки может стать что угодно, что привлекло внимание вашего малыша! Информацию вы всегда найдете в интернете. Текст составите сами, подберете подхо- дящие иллюстрации – и книжка, которая будет интересна именно вашему ребенку! – готова.
Тема книжки, я подчеркиваю, должна непременно привлекать внимание ребенка, чтобы ему было интересно перечитывать её много раз (см. рис.23).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
55
рис.23
Первый раз «новую» книжку всегда должен прочитать ребенку взрослый. Если вы чув- ствуете, что ребенок не готов еще прочитать книжку самостоятельно, то читайте её ему вслух сами еще. Читайте выразительно, четко и ясно. Если вы читали с малышом каждый день на про- тяжении длительного времени, и если ваши книжки усложнялись постепенно, то, как правило,
к этому времени ваш ребенок будет осмысленно читать любые (в том числе и незнакомые)
слова и словосочетания, напечатанные любым шрифтом. Читайте такую «сложную» книжку вместе: вы читаете начало предложения, а малыш – окончание. Одну страницу – вы, другую –
он. Старайтесь организовать всё так, чтобы занятие было приятным для вас обоих. Обращайте внимание на четкость и выразительность чтения ребенка. Когда такую сложную книжку ваш малыш прочитает впервые самостоятельно от начала до конца, обязательно выразите ему свое восхищение и считайте, что вы достигли своей цели.
Убедитесь, что ребёнок понял, что такое предложение и чем предложение отличается от словосочетания. (Предложение – это законченная мысль.) Обратите внимание ребенка, что первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы, а в конце предложения стоит
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
56
знак его окончания – либо точка, либо вопросительный знак, если это вопрос, либо восклица- тельный.
Приготовьте интересные для вашего малыша сюжеты: напечатайте на принтере слова,
вырежьте их и предложите составить из них предложение. Не забудьте первое слово предло- жения написать с заглавной буквы, а в конце предложения, то есть после последнего слова,
поставить нужный знак – восклицательный, вопросительный или точку (см. рис.24).
рис.24
На этом этапе вы вполне уже можете научить ребёнка составлять схему предложения.
Каждое слово обозначается черточкой. Слово с заглавной буквы (а это имена собственные и первое слово в предложении) обозначается черточкой с «уголком». В конце схему нужно поставить нужный знак препинания. Посчитайте количество слов в предложении – считаются все слова, в том числе и союзы, и предлоги. Вот так выглядит схема предложения «Бараш принёс для Нюши вкусный торт.» – см. рис.25.
рис.25
Итак, ваш ребёнок бегло читает знакомые слова и домашние книжки, а также может про- читать новые незнакомые слова, которые встречаются в его окружающей жизни. И вот пришло время закрепить этот навык, придать ему законченность и «оформленность». Пришла пора рассказать ему про буквы, звуки и части слова.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
57
3 этап – Морфемно-фонематический уровень
Главная задача на этом уровне обучения чтению – помочь ребёнку осознать техноло- гию звукобуквенной записи слова, сформировать навык фонетического анализа слова, усвоить морфемные особенности и возможности русского языка. Как правило, когда родители, зани- маясь с ребёнком по глобальной системе обучения, подходят к этому этапу, малыш уже умеет читать.
В традиционном обучении ребёнка пытаются сразу окунуть в этот этап. Заставляют его учить буквы, алфавит, некоторые даже знакомят с терминологией, звуками и их разновидно- стями. Но пытаться обучать маленького ребёнка сразу читать «по алфавиту» – это примерно то же самое, как если бы мы пытались сложить картинку из множества паззлов, не представ- ляя себе, что должно получиться в итоге. Не зная сюжета картинки, не видя её целиком, сло- жить изображение из паззлов – можно, но это очень трудная и скучная работа. Обучая малыша по глобальной системе, мы преподносим ему сначала «образ целой картинки»! И теперь,
хорошо зная этот образ, отлично представляя, что должно получиться в итоге, малыш с легко- стью соберёт картинку из отдельных кусочков. Соотнося элемент с целым образом, понимая место этого элемента в системе, собирать картинку – одно удовольствие.
Поэтому еще раз настоятельно рекомендую: любое обучение чтению, в любом возрасте ребёнка, нужно организовывать именно в такой последовательности: начиная с лексического этапа (показа целых слов), через синтаксический (фразы и предложения) к морфемно-фоне- матическому.
На этом этапе мы учим ребёнка записывать слова и анализировать их состав. Это послед- ний этап в процессе обучения чтению, на котором происходит овладение непосредственно звукобуквенной технологией, которую большинство людей и называют собственно сформиро- ванным навыком чтения. Этот этап обязательно должен базироваться на уже имеющихся проч- ных навыках восприятия и понимания графического изображения текста. Забавно, что учить с ребёнком буквы и их названия вам не придётся. Он уже давно знает, какая буква обозначает тот или иной звук. Возможно, вы захотите дать малышу представление о системе алфавита,
то есть о последовательности букв в азбуке и об их правильных названиях. На этом этапе вы
«со спокойной совестью» можете называть букву «к» – «ка», а букву «л» – «эль». Но в том,
что ребёнок до этого момента называл буквы так, как ему заблагорассудится, нет абсолютно ничего страшного. Алфавитный порядок ребёнок выучит за пять минут. Можете отложить это мероприятие до 31августа, до того самого дня, когда ваш бегло читающий умный ребёнок будет собирать портфель первый раз в первый класс. Знание алфавита очень пригодится ему для ориентации в каталоге школьной библиотеки.
На мой взгляд, в том, что с фонетического разбора и звукобуквенной технологии обу- чение зачастую начинают, заключается грубейшая ошибка. Алфавитом и фонетикой процесс должен заканчиваться, а не начинаться с них, как это мы видим повсеместно. Сначала ребёнка нужно научить читать, и лишь потом – выполнять фонетический анализ слова. И уж тем более это касается морфемного разбора.
Итак, настало время звуко-буквенной технологии. На всякий случай давайте вспомним,
в чем разница между буквой и звуком, а также, какие звуки бывают и как они называются.
Звук – это неделимая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Звук – это то, что мы произносим и слышим. Буква – это знак. Это графический объект, который мы можем увидеть или написать. Когда мы хотим записать слово, то мы звуки переводим в графические изобра- жения – буквы.
В фонетике принято обозначать звук, записывая его в квадратных скобках. Гласные
звуки – это звуки, при произнесении которых голосовой аппарат не встречает препятствия, их
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
58
можно пропеть. В русском языке всего десять гласных букв. Гласных звуков, обратите внима- ние, меньше – их только 6 – это звуки [ы], [э], [а], [о], [у], [и]. Гласные буквы «е», «ё», «ю»,
«я» – это так называемые йотированные гласные и состоят они из двух звуков – согласного «й»
и гласного звука, то есть эти буквы представляют собой слог-слияние. Согласные звуки – это звуки, состоящие из шума и голоса (звонкие) или только из шума (глухие). Также согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Некоторые согласные звуки бывают только твёрдыми – это
[ж], [ш], [ц]. Некоторые – только мягкими – это звуки [ч], [щ], [й]. Для того, чтобы записать звуками гласную «я», – обратите внимание, речь идёт о транскрипции слова! – потребуются два звука: [йа].
Именно момент записи йотированных гласных обычно вызывает затруднения не только у детей, но и у взрослых. Очень часто, увлекшись фонетическим анализом в ущерб нормаль- ному процессу чтения, учителя получают в результате такие записи: «Йожык пад йолкой».
Я еще раз подчеркиваю, что фонетический анализ дети с легкостью будут выполнять только в случае, если уже умеют бегло читать. Ребенку, читающему глобально, никогда и в голову не придёт написать «йожик» или «малако», так как у него уже сформирован правильный чёт- кий образ целого слова, и он отчетливо понимает разницу между словом звучащим и словом изображённым.
Разумеется, это очень важно – понимать морфемный и фонетический состав слова. Это понимание позволяет лучше и эффективнее пользоваться лексическим составом языка, уста- навливать лингвистические взаимосвязи. Это понимание позволяет сформировать орфогра- фическую грамотность.
Если вы дошли до этого этапа обучения, то уже много раз пробовали вместе с ребенком записывать слова. Скорее всего, ваш малыш уже самостоятельно пробовал писать много раз.
Когда вы писали эти слова вместе или диктовали слово ему, вы членили слово на минималь- ные элементы, удобные для произношения – слоги-слияния и звуки. Слог-слияние – это соче- тание согласного звука и гласного (например, го, бу, пе, ли и т.п.). Отдельным звуком является отдельно произносимый гласный (например, [о] в слове «осень», или [н»] – «нь» в этом же слове). Таким образом, диктуя слово, вы проговариваете его по складам: о-се-нь. Подчерки- ваю: не по слогам, а по складам. (О разнице между слогом и складом уже говорилось в разделе
«Три основные системы обучения чтению»). Понимание складового состава слова и является по сути звуко-буквенным разбором.
Запись слова (печатание) можно осуществлять на компьютерной клавиатуре. Это неизменно вызывает интерес у детей. Диктуйте ребенку слово по складам. Обращайте его внимание на то, что в слоге-слиянии – две буквы. Например, малыш записывает своё имя –
Андрей. Вы диктуете: А-н-д-ре-й. Сначала он пишет по одной букве, отыскивая нужную кла- вишу на клавиатуре. Ни в коем случае не говорим «эн» или «дэ»! Вы диктуете, произнося именно звуки – [а], [н], [д]. Когда вы дошли до «ре» – вы можете подсказать: «Ре» – это две буквы». В подавляющем большинстве случаев у детей не вызывает проблем этот момент. Они довольно быстро начинают печатать. Печатать на компьютере дети очень любят. Это легкое и быстрое занятие. Вы можете предложить ребенку заняться печатанием слов, фраз и целых предложений и распечатывать их потом на принтере для будущих книжек.
Можно предложить ребенку раскрашивать слова по складам. Это поможет ребенку чле- нить слова для фонетического разбора. Научите ребенка при нажатой кнопке мыши выде- лять склад и раскрашивать его. Эти операции можно проводить в любом текстовом редакторе,
например в Word. Подводим курсор к нужному месту, при нажатой кнопке мыши выделяем нужную букву или слог-слияние, далее в строке меню находим буковку «А», подчеркнутую цветной линией, нажимаем на нее – выскочит палитра, выбираем цвет. Такие манипуляции приучают к работе с компьютером, и вообще полезны для развития мышления. Ребенок может так играть: произносить слово, одновременно выделяя склады и раскрашивая их. Да и приду-