Файл: Социальнопедагогические методы сопровождения социализации детеймигрантов в условиях общеобразовательной организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важнейшее условие эффективности социализации детей мигрантов к образовательной среде становится «максимальное удовлетворение жизненных потребностей, среди которых наибольшую значимость приобретают следующие потребности: в возможности быть социально-психологической защищенным, уверенности в будущем, чувстве общности, благоприятных условиях проживания, хороших взаимоотношениях, получении знаний, общении, принадлежности к определенной группе, самореализации, материальном благополучии» [38, с. 329].
Зачастую помощь детям мигрантов в их социализации к образовательной среде осуществляется за счет психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение в этом смысле может пониматься как целостная, системная деятельность субъектов воспитательной и образовательной сферы, подразумевающая создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и развития ребенка в образовательной среде [43, с. 103].
В процессе психолого-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов к условиям образовательной среды, особенно на уровне школы, должны принимать участие воспитатели и учителя, родители и специалисты социально-психологической службы, например, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что адаптация детей мигрантов к условиям образовательной среды имеет ряд психолого-педагогических особенностей. Во-первых, это выраженность культурной дистанции, т.е. та степень, с которой та или иная культура воспринимается близкой или далекой по степени ее аутентичности и приближенности к родной культуре ребенка-мигранта.
Во-вторых, это общий настрой на миграцию, а именно, мотивы, побудившие к ней: причины, знания о принимающей стороне, временная или окончательная миграция как таковая и пр.
Нередко дети мигрантов становятся объектом негативного отношения к себе со стороны других участников образовательного процесса на национальной почве. Причем такое негативное отношение часто происходит со стороны взрослых, наиболее консервативных в своих убеждениях. Также можно говорить о том, что детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа вследствие отсутствия кругозора и слабой подготовки. Это обстоятельство негативно влияет на личность, снижает его самооценку, ухудшает взаимоотношения с участниками образовательного коллектива, снижает социальный статус среди одноклассников.
Немаловажным становиться и гендерный аспект, возникающий в процессе социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды.
Зачастую учитель-женщина может вызывать отрицательное отношение к себе со стороны мальчиков-мигрантов – выходцев из южных республик.
Важную психологическую характеристику личностного развития составляют психические новообразования, при этом центральными, главными новообразованиями в этом случае большинство ученых считают личностные новообразования, такие как формирование и развитие самосознания, становление идентичности личности, потребность ее к идентификации со сверстниками, самопознание, самовыражение, самоутверждение, преобразование личного пространства, жизнеутверждение с одной стороны и потребность в обособлении, формирование жизненных позиций, ценностных ориентаций, первичных жизненных целей, развитие самоконтроля, саморефлексии и саморегуляции.
Таким образом, главными особенностями социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды становятся:
– во-первых, языковой барьер, с которым сталкивается ребенок-мигрант. В этом случае можно говорить о проблемах, возникающих в области языковой подготовки детей мигрантов, устной и письменной речи;
– во-вторых, это культурный барьер, когда в условиях обостренного, повышенного функционирования системы «свой-чужой», «близкий-далекий», ребенок-мигрант поставлен в жесткие рамки выполнения норм, предписанных образовательным учреждением, а также необходимостью коммуницировать со сверстниками и старшими наставниками из другой культурной среды;
– в-третьих, личностный рост ребенка-мигранта зависит от других, не менее важных факторов, таких как: религиозная и этническая терпимость, социальный страх, гендерная толерантность, различия полового воспитания, комплексное обучение и воспитание, социальное самочувствие, интеграция с местным населением, активность по отношению к социальной среде, оптимизм в оценке своего будущего и пр.
Педагогическое сопровождение и психолого-педагогическое сопровождение направлены на разрешение проблем ребенка, однако психолого-педагогическое сопровождение включает в себя не только помощь со стороны педагога, но и работу психолога, что позволяет обеспечить комплексную помощь ребенку мигранту и его семье, более точно определить причину отклонений от нормы, что является отправной точкой в процессе социальной адаптации ребенка.
Выводы по первой главе
Дети мигрантов – это дети родителей, переехавших на постоянное место жительства в другое государство по причине национально-правовой, экономической, политической нестабильности или иным причинам.
Одна из важнейших проблем детей мигрантов – это адаптация к иной этнокультурной среде.
Социализация детей мигрантов – это процесс, предполагающий усвоение ребенком социального опыта, путем вхождения в социальную среду, на основе чего формируется его личность как гражданина страны, имеющего активную социальную позицию, проявляющуюся в деятельности и отношениях в социальной среде.
Главными особенностями социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды становятся: во-первых, языковой барьер, с которым сталкивается ребенок-мигрант; во-вторых, это культурный барьер, когда в условиях обостренного, повышенного функционирования системы «свой-чужой», «близкий-далекий», ребенок-мигрант поставлен в жесткие рамки выполнения норм, предписанных образовательным учреждением, а также необходимостью коммуницировать со сверстниками и старшими наставниками из другой культурной среды; в-третьих, личностный рост ребенка-мигранта зависит от других, не менее важных факторов, таких как: религиозная и этническая терпимость, социальный страх, гендерная толерантность, различия полового воспитания, комплексное обучение и воспитание, социальное самочувствие, интеграция с местным населением, активность по отношению к социальной среде, оптимизм в оценке своего будущего и пр.
Глава 2. Методические аспекты социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
2.1. Методы, формы и средства социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов
Задачами данного параграфа являются:
-
Выявить проблемы социализации детей-мигрантов в школе. -
Охарактеризовать методы социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов. -
Проанализировать условия социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов.
Специфика социально-педагогического сопровождения зависит от особенностей сопровождаемого и его социальных проблем. На основе практического опыта работы школ, можно сделать вывод, что проблемы детей мигрантов в основном лежат в трех плоскостях:
1. Языковые проблемы обучения (отличие программ обучения, языковой барьер, длительный перерыв в учебной деятельности, отсутствие помощи со стороны родителей, отсроченный приезд к началу учебного года и ранний отъезд в конце учебного года).
2. Психологические проблемы (взаимоотношения с новым коллективом, недоверие к новой культуре, незнание ценностей принимающей страны, несвобода девушек).
3. Социальные проблемы (низкий материальный достаток семьи, низкий статус семьи, частая смена жительства).
В связи с тем, что проблемы детей мигрантов носят комплексный характер, оптимальной формой социально-педагогического сопровождения является системное сопровождение [18].
В традиционной школьной практике, реакция педагогов на проблемы ребенка-мигранта бывает различной – от принятия до полного отвержения детей мигрантов.
Известны факты, что появление большого количества детей мигрантов в школе приводили к оттоку педагогических работников, которые не смогли принять детей с особыми образовательными потребностями. Соответственно, необходима подготовка педагогических работников к включению их в работу с детьми-мигрантами, заключающаяся не только в предметном повышении квалификации и в изучении новых методик обучения (например, методика «Русский как иностранный»), но и в понимании проблем мигрантов, знании их культуры, обычаев, формирования основ толерантности педагога.
Работа социального педагога предполагает несколько уровней и, соответственно, методов деятельности: индивидуальный (беседа, консультирование), групповой (групповые занятия, психологические игры, кружки), уровень класса и уровень школы (коллективные творческие дела, круглые столы, тренинги, спортивные праздники, дни толерантности, дни национальностей, клубы интернациональной дружбы, выездные межнациональные и международные лагеря и др.). Работа социального педагога проводится в тесном взаимодействии с другими школьными специалистами - классными руководителями, педагогом-психологом, логопедом, работающими по своим направлениям программы сопровождения. Участие детей-мигрантов в групповой творческой деятельности, в общении в разновозрастном коллективе повышает самооценку, способствует развитию у них умений взаимодействовать с другими детьми и, в то же время, принятию ребенка первичным коллективом - его классом.
Эффективность социально-педагогической работы с ребенком из семьи мигрантов определяется следующими результатами:
1) у ребенка формируется адекватная самооценка, снижается уровень тревожности;
2) ребенок демонстрирует качественное усвоение социально-коммуникативных норм;
3) ребенок начинает толерантно относиться к новому окружающему его социуму;
4) начинает проявляться субъективная позиция.
В качестве необходимых условий социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях образовательной среды являются: поэтапная психодиагностика; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов работающих в школе; внедрение инновационных педагогических технологий в программы социально-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов; внедрение этнопсихологических знаний в процессе профессиональной подготовки педагогов.
Проанализировав работы Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, Данг Лан Фыонг, было выявлено, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей мигрантов осуществляются коммуникативные, эмоциональные и содержательные действия-связи, которые способствуют установлению межличностного взаимодействия. Цель этого взаимодействия направлена решение общей для всех педагогической задачи, заключающейся в социально-педагогической и психологической адаптации ребенка из семьи мигрантов к новым социальным и образовательным условиям. Данной цели можно достигнуть при поэтапном применении педагогических технологий обучения и сопровождения. Все это будет способствовать росту педагогической компетентности педагогов образовательных организаций, где обучаются дети из семей мигрантов и их родителей. Взаимодействие педагогов и родителей состоит из следующих трех этапов: