Файл: Контрольная работа юургу 38. 03. 02. 2022. 11498. Ргр нормоконтролер Руководитель работы доцент кафедры сот доцент кафедры сот.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Микрофинансовая деятельность как предмет комплексного правового регулирования
1.2.Понятие и виды микрофинансовых организаций
1.3.Основные способы правового регулирования микрофинансовой деятельности
Глава 2 Порядок и условия осуществления деятельности микрофинансовыми организациями
2.1 Государственный реестр микрофинансовых организаций
2.1.Органы управления микрофинансовых организаций
2.2.Правовой статус микрофинансовых организаций
3.2.Особенности отношений между микрофинансовой организацией и заемщиком
Список используемой литературы и используемых источников
Сравнительная характеристика микрофинансовых и микрокредитных организаций
№ 223-ФЗ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.12.2015 № 407-ФЗ (последняя редакция); № 229-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 № 230-ФЗ (последняя редакция), «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» в Федеральным законом от 11 июля 1997 года № 97-ФЗ) (с изменениями на 2 июля 2013 года); «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [27, с. 5].
Кредитные организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность юридических лиц [21].
Законодательством Российской Федерации предусмотрены правовые
положения, согласно которым осуществляется порядок регулирования и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций, разделенных на микрофинансовые компании и микрокредитные компании. Все микрофинансовые организации согласно Федеральному закону №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» вносятся в реестр согласно предоставленным документам Центральному Банку России:
− для проверки учредительных документов на соответствие требованиям к микрофинансовым организациям;
− комплект документов для внесения в реестр микрофинансовых организаций;
− получение свидетельства или выписки из реестра микрофинансовых организаций [70].
Все микрофинансовые организации обязаны предоставлять отчетность о микрофинансовой деятельности в Банк России согласно Указанию Банка России № 3263-У от 17.05.2014 «О формах и сроках предоставления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» [41].
В законе «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» установлены положения об обязательном членстве микрофинансовых организаций в саморегулируемых организациях, а также внесены стандарты управления рисками и описаны стандарты реализации прав получателей микрофинансовых услуг [62].
В Федеральном законе «О защите прав и законных интересов физических лиц» и о внесении изменений
в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 № 230-ФЗ внесены пункты по возврату просроченной задолженности [47].
Федеральный закон от 01.07.2021 г. № 254-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности
по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» был принят Государственной Думой 16 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.
Согласно этому Федеральному закону № 254-ФЗ с 2021 года были введены следующие изменения по деятельности МФО:
− тип микрозайма до 10000 рублей, имеющий собственные ограничения по переплате;
− ограничения по займу для микрокредитов - 1% в день или максимальный процент по займу 365% в год, чтобы основной долг займа не рос в геометрической прогрессии;
− ограничения по проценту предельных штрафов – не более 100% от размера займа.
Также с 2021 года введены изменения прав и обязанностей МФО, согласно которым МФО вправе:
− выдавать займы до 1 млн. рублей физическим лицам от 18лет, юридическим лицам до 3 млн. рублей;
− для оценки кредитоспособности запрашивать данные клиента;
− отклонять заявку на заем при несоответствии требованиям кредитора;
− для покрытия убытков создавать фонды.
Согласно Федеральному закону № 254-ФЗ указаны обязанности МФО перед заемщиками МФО:
− предоставлять правила выдачи микрокредитов и сведения о лицах,
имеющих влияние на решение МФО в доступном месте и на официальном сайте;
− предоставлять клиенту информацию о вхождении МФО в государственный реестр;
− предоставить клиенту полную информацию, содержащую условия выдачи микрозайма, права, обязанности сторон;
− до момента заключения договора информировать заемщика о возможных изменениях по соглашению сторон и порядке платежей, связанных с возвратом займа и нарушением обязательств;
− обеспечить конфиденциальность информации о клиентах;
− придерживаться правовых норм, исполнять прочие обязанности, указанные в законодательстве.
Дополнительно с 1 октября 2021 года при получении микрозайма микрофинансовые организации имеют право требовать у клиента документы, подтверждающие доход.
12 мая 2021 года Государственной Думой были приняты изменения в статью 6 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона
«О потребительском кредите (займе)» и одобрены Советом Федерации 19 мая 2021 года, так как возникла потребность усилить защиту прав потребителей финансовых услуг, повысить информационную прозрачность деятельности микрофинансовых институтов, повысить доверие потребителей финансовых услуг, обеспечить добросовестную конкуренцию на финансовом рынке [63].
В отчете об оценке фактического воздействия по деятельности микрофинансовых организаций в ноябре 2016 года Банком России было указано, что были реализованы перерасчеты полной стоимости кредита (ПСК) в соответствии с
реальными затратами потребителя и была ограничена максимальная сумма процентов, взимаемых микрофинансовой организацией с должника [25].
Было также отмечено, что Банком России было внесено предложение проводить анализ правоприменительной практики для дальнейшего совершенствования законодательства о потребительском кредитовании в части расчета полной стоимости кредита (ПСК). Однако Банком России были выявлены параллельно проблемы в организации бухучета и аудита в микрофинансовых институтах и поэтому было внесено предложение о необходимости устранить несоответствие в части требований к ведению налогового и бухгалтерского учета [26, с.16].
Согласно статьи 297.3 Налогового кодекса «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) микрофинансовые организации наделены правом создавать резервы на возможные потери займов (РВПЗ) с определением порядка формирования этих резервов.
По результатам рассмотрения вопросов первой главы можно сделать следующие выводы.
Анализ действующих норм отечественного законодательства, регулирующих деятельность микрофинансовых институтов, позволяет выявить ряд актуальных проблем, в числе которых выделяются следующие.
Согласно действующему законодательству – пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»