Файл: Контрольная работа юургу 38. 03. 02. 2022. 11498. Ргр нормоконтролер Руководитель работы доцент кафедры сот доцент кафедры сот.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
микрофинансовой деятельностью может заниматься юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. Согласно этой статьи имеется правовое ограничение для индивидуальных предпринимателей и представителям малого и среднего бизнеса иметь статус микрофинансовой организации.

С 2011 года в России существуют 195 микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, однако тенденции к росту этих микрофинансовых организаций не наблюдается.

Представители МСП, занимаясь профессиональной деятельностью, имеют также ограничения в получении потребительских займов. Согласно статьи 4 «Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов» Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О потребительском кредите (займе)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2021) указано, что предоставление потребительских кредитов для

профессиональной деятельности осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Ввиду правовых ограничений в российском законодательстве по получение займов, по данным Банка России за первое полугодие 2021 года представители МСП получили одобряемые заявки в государственных МФО больше в 69% всех случаев по сравнению с коммерческими 28% [38].

Кроме того, по динамике портфелей микрозаймов, предоставленных Банком России за первое полугодие 2021 года показано, что основную долю микрозаймов занимают займы IL (Installment среднесрочные займы), следующим основным сегментом займа занимают
PDL (payday loan займы

«до зарплаты»), затем следуют POS (займы на покупку товаров) и меньшую часть занимают займы индивидуальным предпринимателям, которые в два раза меньше займов на покупку товаров [38].

Следует отметить, что последние 4 года динамика показателя доли кредитов субъектам МСП, установленного «Стратегией развития малого среднего предпринимательства (МСП)», была отрицательной.

Поэтому необходимо разработать и установить нормативно-правовые осуществления микрофинансовой деятельности субъектами предпринимательства.

В заключение можно отметить, что несмотря на существенные отличительные особенности микрозаймов и кредитов, в кредитной политике микрофинансовых организаций и банков имеются определенные преимущества и недостатки. Поэтому для более рационального функционирования кредитной системы кредитная политика Российской Федерации должна совершенствовать правовые инструменты для искоренения существующих различий пруденциального и непруденциального регулирования.


Глава 2 Порядок и условия осуществления деятельности микрофинансовыми организациями




2.1 Государственный реестр микрофинансовых организаций




Государственный реестр микрофинансовых организаций представляет собой информационный ресурс, в котором указан определенный перечень документов, отражающих основную деятельность микрофинансовых организаций. В Федеральном Законе №151-ФЗ от 2 июля 2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» прописаны основные правила по микрофинансовой деятельности.

В статье 4 Федерального Закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» прописаны «порядок и процедура ведения государственного реестра микрофинансовых организаций, которые возлагаются на Банк России».

Согласно статье 4 Федерального Закона №151-ФЗ Банком России осуществляются следующие действия:

вносятся сведения о юридическом лице микрофинансовых организаций, а также сведения об отказе о внесении и сведения об исключении;

устанавливается порядок внесения;

− вносятся сведения о микрофинансовых компаниях и микрокредитных компаниях;

устанавливается перечень необходимых сведений с указанием сроков, которые должны размещаться на официальном сайте Банка России;

в установленные сроки представляется выписка из государственного реестра;

взымается государственная пошлина за внесение сведений в государственный реестр в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах.

После внесения и регистрации всех данных в государственном реестре
юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации. Согласно п.6 ст. 5 «Приобретение статуса микрофинансовой организации» Федерального Закона от 29.12.2015 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Банк России «… имеет право запрашивать сведения у федерального органа исполнительной власти о государственной регистрации юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые намереваются приобрести статус микрофинансовой организации» [48].

Минимальный капитал, необходимый для того, чтобы быть занесенным в государственный реестр составляет 70 миллионов рублей. По последним принятым поправкам от 29.12.2015 № 407-ФЗ «минимальный порог капитала для микрокредитной организации установлен по следующим финансовым средствам:

с 1 июля 2020 года - один миллион рублей;

с 1 июля 2021 года - два миллиона рублей;

с 1 июля 2022 года три миллиона рублей;

с 1 июля 2022 года четыре миллиона рублей;

с 1 июля 2024 года – пять миллионов рублей».

Уставным капиталом является фиксированная в учредительных документах сумма, необходимая для государственной регистрации. В пункте

7.2 ст.5 Федерального Закона №151-ФЗ при регистрации микрофинансовых организаций отражены следующие правила по уставному капиталу:

− «не допускается внесение заемных средств и средств, находящихся в залоге;

при увеличении зачета требований
к микрофинансовым организациям не допускается оплата уставного капитала за исключениями требований о выплате дивидендов;

− стоимость имущества на оплату долей уставного капитала не должна превышать 20 процентов».

Согласно п. 8 ст.5 Закона №151-ФЗ микрокредитная организация, занесенная в государственный реестр, может изменить вид своей микрофинансовой деятельности согласно нормативным актам Банка России.

В п. 9 ст.5 Закона №151-ФЗ отмечено положение о том, что «при изменении вида микрофинансовой организации на микрокредитную организацию необходимо предоставить документы об отсутствии займа перед физическими лицами и предпринимателями, не являющихся ее учредителями или акционерами».

В п. 10 ст.5 Закона №151-ФЗ установлено положение, которое должно быть внесено в учредительный документ о том, что «микрофинансовая деятельность является одним из основных видов деятельности и полученные в результате основной деятельности доходы, должны идти на:

осуществление и обеспечение микрофинансирования;

погашение кредитов, иных займов и процентов;

цели социального, благотворительного, культурного, образовательного и научного характера».

Согласно п. 12 ст.5 Закона №151-ФЗ Банк России предоставляет микрофинансовой организации выписку о внесении сведений в государственный реестр согласно установленным нормативным формам, требованиям, порядку и срокам.

В п.16 ст.5 Закона №151-ФЗ указано, что должно содержаться полное наименование микрофинансовой или микрокредитной компании с указанием