Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обоснование РПД

Содержание РПД

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

5. Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)

6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Технологическая карта дисциплины (модуля)

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,

необходимой для освоения дисциплины (модуля)

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

11. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины

13. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

14. Дополнительные материалы



С целью коррекции и компенсации вышеперечисленных типичных проявлений психоэмоционального развития, поведенческих и характерологических особенностей, свойственных студентам с ОВЗ, всем участникам инклюзивного образовательного пространства следует использовать здоровьесберегающие технологии по отношению к данной категории студентов, в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

В процессе текущего мониторинга и итоговой оценки студентов с ОВЗ, определения степени успешности формирования у них компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, а также уровня профессионального становления и сформированности у них профессиональных умений и навыков, следует использовать адаптированные технологии и критерии оценки, учитывающие различные стартовые возможности данной категории обучающихся (структуру, тяжесть, сложность дефектов развития).

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Лекция-визуализация, проблемная лекция, дискуссия, лабораторное занятие с элементами тренинга, деловой игры, кейсы, подготовка письменных аналитических работ, творческие задания, составление схем, таблиц.


13. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:


Материально-техническое обеспечение включает в себя: литературу по педагогике, научные журналы, материалы научных конференций, компьютер и т. д., ноутбук, принтер, сканер; ксерокс. Учебная аудитория, предназначенная для проведения семинаров.


14. Дополнительные материалы


Глоссарий – словарь терминов
А

Авторитет – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.

Адаптация (биологическая, социальная) - 1) (биологическая) совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды; 2) (социальная) активное усвоение действующих в обществе норм и правил и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности

Аккредитация государственная – процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории) в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ.

Аккредитационные показатели – показатели, используемые для оценки воспитательной деятельности в соответствии а) с государственными образовательными стандартами (или заменяющими их требованиями государственных нормативных документов к подготовке выпускников); б) в соответствии с другими нормативными актами, устанавливающими требования к содержанию и результативности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

Активные методы обучения – 1) методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; 2) методы, стимулирующие познавательную активность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях решения той или иной задачи.

Активизация словаря - система работы по переводу пассивного словаря в активный; закрепление в речи ребенка новых слов и выражений.

В

Вальдорфская педагогика – педагогическая система, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологические и дидактико-методические основы Вальдорфской педагогики разработал Р. Штайнер.



Вариативность образования - один из основополагающих принципов инаправление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий.

Взаимодействие (педагога и воспитанников) – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие.

Воспитание – 1) передача накопленного опыта от одного поколения к другому; 2) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни; 3) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных педагогических задач.

Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Воспитатель – профессиональная роль и гражданская личностная позиция, реализуемая по отношению к другому человеку (людям).

Воспитатель ДОУ – педагогический работник дошкольного образовательного учреждения, который создает условия для организации жизнедеятельности воспитанников, их разностороннего развития.

Воспитательный процесс - целостная динамическая система, направленная на достижение взаимодействия взрослого и ребенка для развития личности последнего путем приобщения его к миру человеческой культуры.

Всестороннее развитие личности – идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям

Г

Гармоническое развитие личности – гуманистический идеал воспитания, соразмерное развитие физических и духовных сил человека, различных сторон и функций сознания, поведения, деятельности.

Гигиеническое воспитание – вид деятельности педагогических и медицинских работников в образовательном учреждении, который включает организацию и проведение целенаправленной и систематической работы по формированию культурно-гигиенических навыков у воспитанников.


Гражданское воспитание – процесс, направленный на формирование гражданственности как интегративного качества личности.

Гуманизация педагогического процесса – система мер, направленных на перестройку педагогической системы в соответствии с принципами гуманизма для создания максимально благоприятных условий полноценного развития ребенка.

Д

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Детская субкультура – 1) в широком смысле – все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми; 20 смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Деятельность ведущая – деятельность, которая в главном и основном определяет психическое развитие ребенка в определенный возрастной период, возникновение и формирование основных психологических новообразований.

Диагностика – 1) процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности; 2) процедура и совокупность способов проверки успешности усвоения учебного материала.

Дидактика – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде.

Дидактические игры – игры, специально созданные или приспособленные для целей обучения. Впервые разработаны для детей дошкольного возраста немецким педагогом Ф. Фребелем.

Дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации процесса обучения, обеспечивающие его результативность.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте от рождения до поступления в школу.

Дошкольное образование – образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – тп образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. Обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей.


Дошкольный возраста – этап психического развития ребенка.в современной отечественной периодизации развития – от 3 до 6 – 7 лет

З

Занятие (в ДОУ) – специально организованная форма обучения

Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных ощущений.

Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.

И

Игра – 1) вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; 2) Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетентности и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Игрушки – специально изготовленные предметы детских игр. И. – средство всестороннего воспитания детей, которое в скрытом виде содержит в себе исторически выработанные способы передачи культурного опыта предшествующих поколений.

Инновация педагогическая – внедрение новых идей, технологий в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.

К

Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, совмесной деятельности.

Коллективизм – нравствпенный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Компетентность – степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга вопросов (полномочий), соответствующих конкретной должности.

Компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность

Компетенция – 1) круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области; круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом.