Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Технологическая карта дисциплины (модуля)
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
11. Методические указания для обучающихся по освоению
Комплексная образовательная программа (для д/сада) – образовательная программа, которая определяет взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы с дошкольниками в условиях д/сада на основе единой педагогической концепции
Комплексное сопровождение - система профессиональной деятельности коллектива педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Концепция дошкольного воспитания – основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Концепция педагогическая – основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, руководящая идея; определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений.
Культура общения знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами, выработанными обществом.
Культура профессиональная педагогическая – сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога
Л
Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Личностно ориентированное образование – образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств личности.
Личностный подход в воспитании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
М
Материнская школа – первая программа подготовки матерей к воспитанию и обучению детей, описанная в книге Я.А. Коменского.
Методика – 1) совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы; 2)отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.
Методическая работа в ДОУ – часть системы непрерывного образования педагогического коллектива ДОУ. М, р. Ориентирована на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса.
Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания и развития.
Методология – учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.
Методы воспитания – научно обоснованные способы достижения воспитательной цели; совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению.
Методы педагогического исследования - Пути, способы познания объективной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.
Н
Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные.
Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями).
Нравственное воспитание – одна их форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям.
Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанных со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.
Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.
Нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.
Нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремления человека соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.
О
Образование – 1) ведущий механизм присвоения социального опыта; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества; 2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов; 3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.
Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности
Образовательная программа ДОУ – документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержания, формы) с учетом стандарта дошкольного образования.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения ЗУН в соответствии с целями и задачами образования и развития личности.
Образовательный стандарт - минимально гарантируемый уровень образования, получаемый в образовательном учреждении. О.С. определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки воспитанников; требования к уровню подготовки выпускников.
Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними.
П
Педагогика – 1) это наука о воспитательных отношениях, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением направленных на развитие человека; 2) это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. П.п. представляет собой единство процесса обучения, воспитания и развития воспитуемых.
Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.
Преемственность в обучении – связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
Проблемное обучение – 1) это обучение, при котором усвоение содержания материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций. В нем сочетается систематическая поисковая деятельность детей с усвоением готовых выводов науки; 2) организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Р
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Режим дня - определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.
С
Самовоспитание – 1) процесс самосовершенствования развития личности; 2) систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.
Свободное воспитание – 1) направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира; 2 )это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей
Семейная педагогика – наука о воспитании детей в семье.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.