Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обоснование РПД

Содержание РПД

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

5. Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)

6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Технологическая карта дисциплины (модуля)

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,

необходимой для освоения дисциплины (модуля)

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

11. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины

13. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

14. Дополнительные материалы



Комплексная образовательная программа (для д/сада) – образовательная программа, которая определяет взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы с дошкольниками в условиях д/сада на основе единой педагогической концепции

Комплексное сопровождение - система профессиональной деятельности коллектива педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Концепция дошкольного воспитания – основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Концепция педагогическая – основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, руководящая идея; определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений.

Культура общения знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами, выработанными обществом.

Культура профессиональная педагогическая – сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога

Л

Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личностно ориентированное образование – образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств личности.

Личностный подход в воспитании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

М

Материнская школа – первая программа подготовки матерей к воспитанию и обучению детей, описанная в книге Я.А. Коменского.

Методика – 1) совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы; 2)отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Методическая работа в ДОУ – часть системы непрерывного образования педагогического коллектива ДОУ. М, р. Ориентирована на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса.


Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания и развития.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Методы воспитания – научно обоснованные способы достижения воспитательной цели; совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Методы педагогического исследования - Пути, способы познания объективной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.

Н

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями).

Нравственное воспитание – одна их форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанных со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.



Нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

Нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремления человека соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.

О

Образование – 1) ведущий механизм присвоения социального опыта; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества; 2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов; 3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.

Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности

Образовательная программа ДОУ – документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержания, формы) с учетом стандарта дошкольного образования.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения ЗУН в соответствии с целями и задачами образования и развития личности.

Образовательный стандарт - минимально гарантируемый уровень образования, получаемый в образовательном учреждении. О.С. определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки воспитанников; требования к уровню подготовки выпускников.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними.

П

Педагогика – 1) это наука о воспитательных отношениях, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением направленных на развитие человека; 2) это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.


Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. П.п. представляет собой единство процесса обучения, воспитания и развития воспитуемых.

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.

Преемственность в обучении – связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

Проблемное обучение – 1) это обучение, при котором усвоение содержания материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций. В нем сочетается систематическая поисковая деятельность детей с усвоением готовых выводов науки; 2) организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.


Р

Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Режим дня - определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.

С

Самовоспитание – 1) процесс самосовершенствования развития личности; 2) систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Свободное воспитание – 1) направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира; 2 )это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей

Семейная педагогика – наука о воспитании детей в семье.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.