Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Технологическая карта дисциплины (модуля)
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
11. Методические указания для обучающихся по освоению
5.2. Виды занятий и их содержание
Планы и содержание лекционных занятий
Тема 1. Дошкольная педагогика как наука ( 2ч).
Основные понятия темы: наука, педагогика, дошкольная педагогика, отрасль, исследование., объект, предмет (дошкольной педагогики).
1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук.
2. Становление дошкольной педагогики.
3. Основные категории дошкольной педагогики.
4. Методы исследования в дошкольной педагогике.
5. Взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками.
Тема 2.Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен (2ч.)
Основные понятия темы: детство, дошкольное детство, феномен, самоценность (детства), субъект.
1. Понятие детства. Философско-педагогические концепции детства.
2. Портрет ребенка в поликультурном пространстве.
3. Ребенок-дошкольник как субъект воспитания и объект педагогических исследований.
4. Феномен детской субкультуры.
Тема 3.Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей
раннего и дошкольного возраста (2ч.).
Основные понятия темы: развитие, психические процессы, закономерности, ведущий вид деятельности, возрастной период.
1. Закономерности и особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.
2. Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.
3. Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Тема 4Дошкольное образование как система (2ч.).
Основные понятия темы: дошкольное образование, система, нормативные документы, образовательные учреждения ФГОС, ООП.
1. Структура системы образования в РФ.
2. Дошкольное образование в структуре системы образования РФ. Типы и виды дошкольных образовательных организаций.
3. Нормативные документы, определяющие содержание дошкольного образования
3.1. ФГОС дошкольного образования
3.2.Образовательная программа дошкольного образования.
Тема 5. Содержание дошкольного образования (2ч.)
Основные понятия темы:образование, содержание образования
, социальный опыт, социализация, знания, умения, опыт творческой деятельности..
1. Характеристика основных понятий темы.
2. Структура содержания образования.
3. Критерии отбора содержания образования.
4. Специфика содержания дошкольного образования.
Тема 6.Взаимодействие ДОО и семьи в процессе развития, воспитания,
обучения детей раннего и дошкольного возраста (2ч.).
Основные понятия темы: взаимодействие, семья, семейное воспитание, единое образовательное пространство, факторы семейного воспитания.
1. Роль семьи в воспитании маленьких детей.
2. Новая философия взаимодействия ДОО и семьи в развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
3. Формы организации взаимодействия педагогов и родителей.
Тема 7.ДОО как первый уровень общего образования детей дошкольного
возраста (2ч.).
Основные понятия темы: уровень образования, преемственность, дошкольное образование, готовность к школьному обучению, общая готовность, специальная готовность.
1. Преемственность образовательных программ дошкольного и начального школьного образования
2. Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду.
3. Готовность к школьному обучению как результат образовательной работы в ДОУ.
3.1.Общая готовность.
3.2.Специальнная готовность
Педагог как субъект образовательного пространства (2ч.).
Основные понятия темы: педагог, субъект образовательного пространства, педагогическая деятельность, педагогическое творчество, мотивы. Дошкольное учреждение.
1. Профессия педагог: история и современность
2. Характеристика педагогической деятельности
3. Педагог в современном дошкольном учреждении.
3.1. Личностные качества
3.2. Педагогические умения педагога
4. Подготовка педагогических кадров
Содержание семинарских и практических занятий.
Занятие 1. Дошкольная педагогика как наука ( 2ч).
Вопросы для обсуждения:
1. Источники дошкольной педагогики.
2. Становление и развитие дошкольной педагогики в России в дореволюционный период.
3. Становление и развитие дошкольной педагогики в советский период.
4. Современный период развития дошкольной педагогики как науки.
Учебно-исследовательские задания.
Подготовить реферативные выступления на одну из указанных тем:
1. Я.А. Коменский как родоначальник дошкольной педагогики.
2. Вклад зарубежных педагогов в становление и развитие дошкольной педагогики: И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Русо. Ф. Фребель, М. Монтессори и др.
3. Вклад отечественных педагогов в становление и развитие дошкольной педагогики: В.Ф. Одоевский. К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, Л.К. Шлегер и др.
Литература к занятию
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литература:
1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Гл.1. Становление дошкольной педагогики как науки. История вопроса).
2. С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. Введение в историю дошкольной педагогики: Академия , - Москва, 2001 г
3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999
4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие/Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф. Егоров. – М., 2000
5. Романюк Л.В., Онищенко Э.В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2001
Занятие 2. Логика и методы исследования в дошкольной педагогике (4ч)
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание основных понятий темы.
2. Структура педагогического исследования.
3. Понятийный аппарат исследования.
4. Методы педагогического исследования.
4.1. Методы теоретического исследования.
4.2. Методы эмпирического исследования.
5. Этапы педагогического исследования.
Учебно-исследовательские задания.
1. Подготовить терминологический словарь (выписать определения основных понятий темы).
2. Произвести ранжирование структурных компонентов педагогического исследования (выполняется на готовом бланке).
3. На основе требований к оформлению списка литературы составить библиографический список
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика. – СПб, 2014 (гл. 3., п.3.3, 3.4.)
2. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. – М., 2010. (Тема 2. Логика и методы пед.исследования в дошкольной педагогике).
Занятие 3.Дошкольное детство как социокультурный и педагогический
феномен (2ч).
Вопросы для обсуждения:
1. Исторический анализ понятия детства.
2. Интерес к ребенку и детству: образы детства в живописи и литературе.
3. Интерес к ребенку и детству в научном мире.
Учебно-исследовательские задания.
Подготовить реферативное выступление на тему:
1. Образ дошкольника в современной детской литературе: психолого-педагогический аспект
2. Образ дошкольника в рисунках художников.
3. Проблема детоцентризма в современных гуманитарных исследованиях.
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литература:
1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977. С.200-211.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
3. Кудрявцев В/Г. Исследования детского развития на рубеже столетий (научная концепция института)// Вопросы психологии. 2001. № 2. С.8-21.
4. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
-
Клявина И.И. Культура детства. Часть 2. Проектирующая среда и основные социокультурные процессы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Клявина И.И.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2005.— 300 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22003.— ЭБС «IPRbooks»
6. Мухина В.С. Возрастная психология,- М., 2000-176с.
7. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Под ред. С.Ф. Егорова. - М.:Академия,2000.
8. Пятьдесят писателей: Сб. произведений лауреатов Первого и Второго международного конкурса лауреатов детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого-Т.1.-М;2008-478с.
Занятие 4. Психолого-педагогические условия развития, воспитания
и обучения детей раннего и дошкольного возраста (4ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего возраста.
2. Условия, обеспечивающие успешное развитие, эффективное воспитание и обучение детей раннего возраста.
3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
4. Условия, обеспечивающие успешное развитие, эффективное воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Учебно-исследовательские задания.
1. Составить тезисы для дискуссии «Современны ребенок: Какой он?»
При составлении учесть особенности психического развития детей дошкольного возраста, характеристику современного ребенка, предложенную авторским коллективом программы «Детство», а также собственные взгляды и представления.
2. Провести сравнительный анализ условий развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. В чем они сходны, чем различаются и почему?
Литература к занятию:
Основная литература:
1. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.— ЭБС «IPRbooks»
2. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. – 256 с. 2012
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 432 с. 2010-416с.
Дополнительная литера:
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.
2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М., 2007.
3. Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2013.
4. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.
5. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство", издание 3 - е, переработанное, Санкт - Петербург,"Детство Пресс" 2004 г.
6. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство", издание 3 - е, переработанное, СПб., 2004 г.