Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обоснование РПД

Содержание РПД

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

5. Содержание дисциплины (модуля) (структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)

6.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Технологическая карта дисциплины (модуля)

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,

необходимой для освоения дисциплины (модуля)

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

11. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины

13. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

14. Дополнительные материалы


педагогики. – М., 2001.

  1. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.. 2005.

  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 2011.

  3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников:

Учебное пособие. – М., 2013.

  1. Майер А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования:

Практикум. – М., 2013.

  1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. – М.: Академия., 2013.

  2. Михайлова З. А: Логико-математическое развитие дошкольников. – М, 2013.

  3. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М.,

2012

  1. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 2009.

  2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –

М., 2002.

  1. Прохорова С. Ю., Хижова Е. Б. Детский сад: работа с родителями. – М, 2014.

  2. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика: Курс лекций. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.

  3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2009.

  4. Урунтаева Г. А.: Практикум по психологии дошкольника. Учебное пособие для

студентов учреждений высшего образования. – М., 2014.

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников: Теоретические основы.

Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. – М., 2008.

  1. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ.для студ.

образоват.учрежденийср.проф.обр. /Ред. С.О. Филиппова. – М., 2007.

  1. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старших и

подготовительных групп: разработки занятий / сост. Т.Н.Икрянникова. – Волгоград,

2007.


10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)


1. Все для детского сада. http://www.moi-detsad.ru/

2. Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.77.1.3

3. Газета "Дошкольное образование". http://dob.1september.ru/

4. Дошкольное образование - Образование от RIN.RU. http://edu.rin.ru/html/926.html

5. Подготовка ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе.

http://www.odinklik.ru/site.aspx?site=podgotovka_k_shkole

6. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.

http://tanja-k.chat.ru.

7. Ранее развитие детей. http://www.danilova.ru.

8. Дошкольное образование. http://edu.rin.ru/preschool/index.html.

9. «Дошколенок». http://www.kindereducation.com.

10. Все для детского сада. http://ivalex.vistcom.ru/.

11. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей.

http://detsad-journal.narod.ru/index.htm.


11. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины


Формы обучения в вузе. Главной формой обучения в вузе является лекция. Лекция дает глубокие и разносторонние знания, ориентирует слушателя в материале учебника и других источников по определенной проблеме.

Студенту необходимо быть готовым к лекции до прихода преподавателя в аудиторию, так как работа на лекции – сложный процесс, включающий в себя слушание, осмысливание и конспектирование. При слушании необходимо полностью сосредоточиться на изучаемой теме, ибо эффективное слушание лектора – важнейшее условие правильного составления конспекта.

В конспекте лекции необходимо отмечать наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Рекомендуется оставлять широкие поля, где можно записать собственные мысли, возникающие по ходу лекции, возникшие вопросы, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке рекомендованной литературы, или непосредственно у преподавателя в конце лекции. На полях можно также размещать цитаты, мелкие поясняющие схемы, рисунки и т. п. Следует выработать свою систему сокращений. Лекцию необходимо перечитывать в день ее прослушивания.

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников. Они помогают глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.



В высшей школе используются три типа семинарских занятий: фронтальный, семинар с подготовленными докладами и комбинированный. Фронтальный семинар предполагает работу всех его участников над вопросами темы. Второй тип семинара предусматривает проведение работы вокруг нескольких докладов. При такой форме главное внимание уделяется подготовке докладов и содокладов, остальные участники изучают основные источники по избранной проблеме. Третий тип семинара сочетает комбинированные формы работы, т. е. часть вопросов разрабатывают все участники семинара, по другим готовятся доклады и сообщения.

Прежде чем приступить к изучению литературы, необходимо познакомиться с вопросами семинара. Это поможет при чтении быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего прочитать соответствующие страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи. Важно развивать у себя умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом.

Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, произведений художественной и публицистической литературы, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д.

Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.

Значительную часть всего объема учебных занятий составляют практические занятия. Выполняемые на них задания служат иллюстрацией теоретического материала, выявляют качество его понимания, или представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории.

Творческие задания требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, самостоятельно найти и изучить дополнительный материал.


По ряду дисциплин практикуются домашние задания на более длительный срок с последующим предоставлением их преподавателю на проверку. Следует так спланировать свою домашнюю работу, чтобы уложиться в указанный срок. Нельзя затягивать выполнение этих заданий, а работать ритмично, в течение всего отведенного времени. Это позволит выполнить работу более качественно.

На лабораторно-практических занятиях отрабатываются практические навыки, проводятся наблюдения, решаются педагогические задачи, моделируются разные формы учебной и внеучебной работы с младшими школьниками и т. п. Перед началом лабораторной работы студент должен ответить на контрольные вопросы. Защита лабораторных работ проходит в часы, отведенные на лабораторно-практические занятия.

В учебном процессе широко используются предметные конференции. Они требуют от преподавателя и студентов тщательной подготовки и поэтому проводятся не чаще, чем 2 –3 раза в учебный год. Конференция, как правило, венчает изучение раздела курса или крупной темы. На конференцию могут приглашаться мастера педагогического труда, руководители образовательных учреждений.

Виды самостоятельных работ: конспектирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, библиография, составление выписок из работ, написание тезисов, рефератов.

Конспектирование. Конспектирование – это составление краткого письменного изложения содержания книги, статьи и т.д. Для того чтобы конспектирование было выполнено на высоком уровне, необходимо следовать следующим правилам:

- изучить первоисточник, уяснить цель его написания и задачи, которые ставил автор;

- при возникновении неясных моментов найти им объяснение в справочной или иной специальной литературе;

- выделить главную мысль источника, при этом помнить, что конспект – это запись мыслей своими словами, а не текста;

- выделить часто используемые слова и словосочетания текста и при необходимости подобрать к ним гипераббривиатуру (обозначение часто употребляемого слова или словосочетания одной буквой или знаком);

- составить письменный план источника; - пересказать мысленно содержание источника по плану и проверить по тексту, все ли удалось запомнить;

- законспектировать источник, соблюдая особую осторожность в процессе преобразования фраз;

- провести рубрикацию конспекта цветом (выделить ключевые элементы, заголовки и т.п.);

- перечитать конспект, сравнить изложенные в нем мысли с теми мыслями, которые изложены в первоисточнике, и при необходимости устранить выявленные разночтения.


Внешнее оформление конспекта должно отвечать следующим требованиям: нужно указать фамилию и инициалы автора изучаемой работы, название работы, ее выходные данные (место издания, издательство, год), указать конспектируемые страницы; текст писать четко, разборчиво, оставляя большие поля, на которые выносятся пункты плана работы.

Цитирование. Это приведение дословной выдержки из какого-либо текста. Как правило, цитирование рассматривается в качестве одной из составляющих конспектирования. Но оно может выступать и в качестве самостоятельного умения студента. При выписке цитаты необходимо в первую очередь охватить всю мысль, весь довод, все основные сведения по цитируемому материалу и только после этого цитировать главное, наиболее существенное с обязательным указанием номера страницы. Следует помнить, что цитировать автора допустимо только по его произведениям. И лишь когда источник недоступен, допускается использование цитаты из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя ссылку на источник словами: «Цитирую по»: Выбранная студентом цитата должна точно соответствовать источнику. Никаких искажений в словах и предложениях, заимствованных у автора, не допускается.

Аннотирование. Аннотирование – это составление аннотации, т. е. краткой характеристики текста, включающей в себя содержание текста, назначение адресата, научную ценность и т.д. В аннотации должны указываться лишь существенные признаки содержания источника. Это те признаки, которые позволяют выявить его научное и практическое значение, новизну источника и отличить его от других, близких ему по тематике и целевому назначению. В использовании аннотирования можно опираться на следующие правила:

- указать данные об авторе источника;

- указать конкретную форму аннотируемого произведения (монография, учебник, учебное пособие и т.д.)

- указать предмет источника и его основные характеристики;

- указать отличительные черты издания, по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению: новое в содержании, что несет в себе источник, особенности подачи материала (к примеру, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, решение частного вопроса, новая методика и т.д.);

- указать конкретный, читательский адрес, а также дополнительный круг читателей.

Рецензирование. В рецензии, в отличие от аннотации, студент представляет критический анализ содержания и формы источника. Студент выявляет, насколько рецензируемая работа актуальна для педагогической теории и практики, затем он раскрывает структуру работы, выявляет основную идею и характеризует научную и практическую значимость. Для рецензирования обязателен такой пункт, как высказывание и обоснование своей точки зрения на излагаемую проблему. В конце рецензии студент обобщает свои критические замечания и оценивает представленную работу, исходя из общих требований, предъявляемых к определенному виду работ, и индивидуального отношения к рецензируемой проблеме.