Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Технологическая карта дисциплины (модуля)
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
11. Методические указания для обучающихся по освоению
Библиография. Подбирая литературу по теме, необходимо обратиться к имеющемуся в библиотеке систематическому каталогу, к последним в году номерам педагогических журналов («Начальная школа», «Начальная школа: до и после», «Педагогика», «Народное образование» и др.), Интернету.
Студент подбирает литературу, исходя из темы и формы выбранной им работы. Это может быть реферат, или защита проекта, или дипломная работа. Но, несмотря на форму работы, в составлении библиографии есть свои правила:
- все источники располагаются в алфавитном порядке (авторы работы или название сборников); следует указать фамилию и инициалы автора, название работы, ее выходные данные: место, год издания;
- если описываются статьи из психолого-педагогических журналов, то нужно указать автора, название статьи, название журнала, год издания, его номер и страницы;
- если описывается сборник статей, то нужно указывать фамилию редактора этого сборника.
Для облегчения работы над библиографическим списком примеры описания разных источников даны в списке литературы к практическим занятиям.
Составление выписок из работ. Выписка – это дословно переписанные мысли автора. Такая точная запись дает возможность студенту выбрать материал на заданную или самостоятельно определенную тему. Требования к оформлению выписок могут быть следующими:
- указать фамилию и инициалы автора, из работы которого вы выписываете материал;
- указать название работы, ее выходные данные (место издания, год издания, издательство, страницы, из которых сделаны выписки).
Тезисы. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения работы. Это слово с греческого означает положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезисы требуют тщательного изучения текста, но в них не рассматривается фактический материал, приводимый в тексте для обоснования выдвинутой идеи, доказательства ее (идеи) жизнеспособности или пояснения высказываемых положений.
Тезисы, как и конспект, могут быть правильно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.
Реферат. Слово «реферат» означает «докладывать», «сообщать». Студенту, исходя из задач, дается два вида реферата – это передача содержания одной монографии или книги, или одной научной идеи; или описание научной проблемы с использованием разных источников. Реферат может быть написан и сдан преподавателю на проверку, а может быть представлен аудитории студентов в форме публичного доклада.
Готовя реферат, как письменное изложение или устное выступление, надо помнить о требованиях, предъявляемых к реферату: тема, изложенная в реферате, должна быть актуальна и раскрыта на высоком научно-теоретическом уровне; материал должен быть выстроен логично, убедительно. Особую ценность в реферате представляет обоснованное отношение к описываемой теме со стороны студента.
Структура реферата:
- титульный лист;
- развернутый план;
- изложение темы (введение, основная часть, заключение);
- список использованной литературы и иных источников.
Работа выполняется на листах формата А 4, заполненных с одной стороны и набранных на компьютере или печатной машинке. Нумерация вверху, по центру, кроме первой страницы, арабскими цифрами. Объем реферата от 10 до 25 страниц (в зависимости от темы).
Подготовка реферата:
1. Выбор темы (определяется актуальностью, доступностью литературы, личным интересом).
2. Библиографический поиск (умение использовать алфавитный, систематический и предметный каталоги библиотечных фондов, библиографические указатели, обзоры в научных журналах, помощь библиографов, осуществление обзора периодики, использование подстрочных ссылок и списка литературы, источниковедческая критика).
3. Изучение литературы и конспектирование (определение последовательности чтения, составление самостоятельного мнения, анализ прочитанного, тезисная формулировка основных смысловых блоков).
4. Составление плана (по хронологическому или проблемному принципу). Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели работы, основные вопросы реферата, краткая характеристика использованной литературы. В основной части раскрываются все пункты плана, сохраняется логическая связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел заканчивается кратким выводом. В заключении обобщается изложенный материал, формулируются общие выводы (с учетом различных точек зрения), отмечается идея, наиболее соответствующая мнению автора и личное отношение.
5. Написание реферата. Черновик лучше редактировать через 2-3 дня после написания. Материал излагается своими словами, без дословного переписывания из источников. Необходимо следить за грамотностью и стилистикой. Сокращения не допускаются (кроме общеизвестных). Позиция автора – объективная и беспристрастная. Идеи и термины приводятся со ссылкой на автора. При употреблении терминов их значение объясняется в скобках или в сноске. Не принято изложение от первого лица.
6. Библиографические ссылки (используются при цитировании, при заимствовании положений, статистических данных, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, где вопрос изложен более полно). Ссылки могут быть: внутритекстовыми, подстрочными, затекстовыми (в примечании в конце главы или всего основного текста).
В ссылках не указывается издательство, вместо количества страниц указывается та, с которой взята информация.
При цитировании необходимы кавычки, искажения не допускаются. Пропущенные слова заменяются многоточием. Допускается передача содержания цитаты своими словами с указанием «См.:». Если цитата дается не по первоисточнику, необходимо указать в подстрочном примечании «Цит. по:».
7. Использование электронных ресурсов. Достоверность не гарантирована. Необходимо относиться критически. Лучше ссылаться только на те источники, которые существуют только в электронной версии, избегать ссылок на информацию частных сайтов. Библиографическое описание электронного ресурса Интернет должно включать: имя автора, дату публикации, название документа, адрес сайта, полный путь к документу, последнюю дату проверки ресурса.
8. Составление списка использованной литературы. Общий список должен включать не менее 5 работ, расположенных в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или заглавиям – для коллективных монографий, сборников и т.д.). В список вносятся только те работы, которые непосредственно используются в работе. Существует различие для оформления периодических изданий, статей и книг.
9. Оформление приложений. В приложения включают материал, не вошедший в основной текст работы. Это могут быть заимствованные или составленные автором таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Приложение нумеруется арабскими цифрами для удобства ссылки на него. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись. Если оно составлено автором реферата, то необходимо указать: «Составлено по:». Ксерокопированные, перефотографированные и перерисованные иллюстрации также должны иметь ссылку на источник.
11.1.1. Методические рекомендации для студентов с ОВЗ
Задания для студентов с ОВЗ должны осуществляться с учетом характера их нозологий, индивидуальных особенностей обучающихся.
В обязательном порядке проводятся индивидуальные консультации.
Следует руководствоваться следующими принципами построения инклюзивного образовательного пространства:
-
принцип индивидуального подхода, предполагающий выбор форм, технологий, методов и средств формирования основ профессиональной деятельности в условиях реальной профессиональной действительности у студентов с ОВЗ с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из студентов данной категории, учитывающими его конкретные стартовые возможностями (структуру, тяжесть, сложность дефектов развития).
-
принцип вариативной развивающей среды, который предполагает наличие условий необходимых для полноценного профессионального становления данной категории студентов с учетом структуры нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, сенсорные нарушения и др.). -
принцип вариативной методической базы, предполагающий возможность и способность использования методов и средств взаимодействия с данной категорией студентов из смежных областей, применение методик и приемов тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, логопедии.
-
принцип самостоятельной активности студентов с ОВЗ, предполагающий обеспечение самостоятельной познавательной активности данной категории студентов в процессе формирования у них профессиональной компетентности.
В процессе организации и проведения занятий студентов с ОВЗ, ее организаторам следует стремиться к созданию гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям данной категории студентов, которая будет способствовать не только формированию у них компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, но и ускорит темпы их профессионального становления, а также будет способствовать социальной адаптации. С этой целью следует обратить особое внимание:
-
при организации и проведении занятий студентов с дефектами слуха на создание по месту прохождения практики безбарьерной среды общения, которая определяется наличием у студентов данной категории индивидуальных слуховых аппаратов (или кохлеарных имплантов), наличия технических средств, обеспечивающих передачу информации на зрительной основе (средств статической и динамической проекции, видеотехника, лазерных дисков, адаптированных компьютеров и т.д.); сопровождение студента тьютером, владеющим основами разговорной, дактильной и калькирующей жестовой речи;
-
при организации и проведении занятий студентов с дефектами зрения на наличие по месту проведения практики повышенной освещенности (не менее 1000 люкс) или локального освещения не менее 400-500 люкс, а также наличия оптических средств (лупы, специальные устройства для использования компьютера, телевизионные увеличители, аудиооборудование для прослушивания аудиокниг), наличия комплекта письменных принадлежностей (бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля), материалы, необходимые для профессиональной деятельности с использованием шрифта Брайля, звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; -
при организации и проведении занятий студентов с нарушениями опорно-двигательной функции (с сохранным интеллектом) на возможность применения специальной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких, как экранная клавиатура, и альтернативные устройства ввода информации, а также организацию безбарьерной архитектурной среды обеспечивающей доступность маломобильным группам студентов с ОВЗ;
В процессе организации и проведения занятий студентов с ОВЗ необходимо способствовать созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования у всех участников инклюзивного образовательного пространства гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности к полноценному общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия, в том числе и характерные для студентов с ОВЗ. Следует предупреждать возникновение неконструктивных конфликтов между студентами с ОВЗ и членами студенческих групп, исключая, таким образом, возможность возникновения стрессовых ситуаций и негативных реакций .
В процессе организации и проведения занятий, необходимо осуществлять учет наиболее типичных проявлений психоэмоционального развития, поведенческих и характерологических особенностей, свойственных студентам с ОВЗ: повышенной утомляемости, лабильности или инертности эмоциональных реакций, нарушений психомоторной сферы, недостаточное развитие вербальных и невербальных форм коммуникации. В отдельных случаях следует учитывать их склонность к перепадам настроения, аффективность поведения, повышенный уровень тревожности, склонность к проявлениям агрессии, негативизма и т.д.