Файл: Рабочая программа дисциплины Б. 15. 1 теоретические основы дошкольной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Технологическая карта дисциплины (модуля)
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
11. Методические указания для обучающихся по освоению
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.
Баллы БРС присваиваются следующим образом:
- 30 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;
- 25 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
- 20 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
- 10 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
- 0 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Формы и содержание оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.
Согласно учебному плану промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена (2 семестр). Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса.
Вопросы к экзамену по курсу «Теоретические основы дошкольной педагогики»:
-
Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. -
Становление и развитие дошкольной педагогики как науки. -
Функции и задачи дошкольной педагогики на современном этапе. -
Взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками. -
Методология педагогических исследований. -
Логика научно-педагогического исследования. -
Методы теоретического исследования в дошкольной педагогике. -
Методы эмпирического исследования в дошкольной педагогике. -
Понятие «детство». Философско-педагогические концепции детства. -
Феномен детской субкультуры. -
Ребенок-дошкольник как субъект воспитания и объект педагогических исследований. -
Закономерности и особенности развития ребенка в дошкольном детстве. -
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. -
Условия, обеспечивающие успешное развитие, эффективное воспитание и обучение детей раннего возраста. -
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. -
Условия, обеспечивающие успешное развитие, эффективное воспитание и обучение детей дошкольного возраста. -
Мировые педагогические концепции дошкольного воспитания и образования. -
Современные отечественные концепции дошкольного воспитания. -
Система дошкольного образования в РФ, -
ФГОС дошкольного образования: структура, особенности. -
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования. -
Структура содержания образования. -
Содержание дошкольного образования. Его специфика. -
Нормативные документы, определяющие содержание дошкольного образования. -
Принципы построения содержания дошкольного образования. -
Первостепенность семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста. -
Риски воспитания ребенка в неблагополучной семье. -
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ. -
Формы взаимодействия ДОУ с семьей. -
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Пути их решения. -
Подготовка детей к школьному обучению в дошкольном образовательном учреждении. -
Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду. -
Общая готовность детей к обучению в школе. -
Специальная готовность детей к обучению в школе: -
Профессия педагог: история и современность -
Характеристика педагогической деятельности -
Педагог в современном дошкольном учреждении. -
Личностные качества -
Педагогические умения педагога -
Подготовка педагогических кадров
Тестовые задания для проведения рубежного контроля
Вариант 1.
1. Установите соответствие между содержанием и названием функций дошкольной педагогики:
1) теоретическая;
2) прикладная;
3) прогностическая;
4) социальная
а) прогнозирование воспитания и обучения;
б) осуществление взаимоотношений с практикой воспитания;
в) установление соответствия целей, содержания и средств воспитания и обучения требованиям современного общества;
г) изучение процесса воспитания и обучения, его целей, задач, содержания, форм, методов и средств осуществления
2. Укажите методы эмпирического исследования:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) анкетирование;
г) педагогический эксперимент;
д) изучение продуктов детской деятельности;
е) реферирование
3. Назовите один из документов, которым руководствуются ДОУ в своей деятельности:
а) Конституция РФ;
б) Семейный кодекс;
в) Федеральный «Закон об образовании в РФ».
г) Конвенция о правах ребенка
4. Продолжите формулировку определения:
Сложный многомерный феномен, имеющий биологическую основу, опосредованный социально-культурными факторами это. . . .
5. Выберите один из критериев, характеризующих период раннего детства:
а) максимальная потребность в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
б) максимальная потребность в общении со сверстниками;
в) максимальная потребность в игровой деятельности;
г) максимальная потребность в познавательной деятельности.
6. Дошкольное детство это период, который начинается: (укажите один правильный ответ)
а) с 1 года;
б) с 3-х лет;
в) с рождения;
г) с 2-х лет
7. Преддошкольный возраст не включает:
а) новорожденность;
б) младенчество;
в) ранний возраст;
г) младший дошкольный возраст
8. Укажите три фамилии ученых, которые занимались изучением проблемы воспитания детей раннего возраста:
а) Аксарина Н.М;
б) Щелованов Н.М;
в) Лихачев Б. Т.;
г) Печора;
д) Козлова С. А.
9. Какие три из указанных характеристик относятся к дошкольному возрасту:
а) приобретение первоначального социального опыта;
б) развитие разных видов деятельности;
в) потребность в индивидуальном контакте со взрослым;
г) интеллектуализация эмоций;
д) развитие самостоятельности.
11. Назовите автора типовой единой программы воспитания и обучения дошкольников:
а) А. П. Усова;
б) Т. С. Комарова;
в) М. А. Васильева;
г) Т. А. Маркова
10. Выберите один из нормативных документов, определяющих содержание воспитания и обучения дошкольников:
а) образовательная программа;
б) печатные пособия для дошкольников;
в) годовой план;
г) педагогическая и периодическая печать
11. Укажите три программы воспитания и обучения дошкольников, которые являются комплексными:
а) Детство;
б) Радуга;
в) Юный эколог;
г) Истоки;
д) Старт
Вариант 2.
12.Назовите одно из новообразований, которым характеризуется период новорожденности:
а) улыбка ребенка и комплекс оживления;
б) речь и прямохождение;
в) произвольность действий и воображения;
г) живость ума, любознательность
13. Выберите три фамилии ученых, которые высказывались о необходимости оказания помощи семье в воспитании детей:
а) Я.А. Коменский
б) П.Ф. Лесгафт
в) К.Д. Ушинский
г) А.П. Усова
д) Н.Н. Поддъяков
14. Назовите четыре формы сотрудничества ДОУ с семьей:
а) родительские собрания
б) консультации
в) «День открытых дверей»
г) посещение семьи ребенка
д) педагогический совет
15. Назовите два компонента, которые необходимы в специальной подготовке детей к школе:
а) формирование элементарных математических представлений
б) формирование трудовых умений и навыков
в) формирование личностных качеств
16. Выберите определение, наиболее точно раскрывающее понятие «дошкольная педагогика»:
а) наука о воспитании и обучении детей;
б) наука, изучающая особенности воспитания детей дошкольного возраста;
в) наука об образовании и воспитании детей от рождения до поступления в
школу.
17. Какие категории характеризуют дошкольную педагогику как науку?
а) методы педагогического исследования;
б) воспитание, обучение, развитие, социализация;
в) объект и предмет;
г) предметная деятельность;
д) категориальный аппарат.
18. Выделите основные факторы развития личности:
а) среда;
б) уровень умственного развития;
в) происхождение;
г) наследственность;
д) материальное положение;
е) воспитание.
19. Подберите соответствие ведущей деятельности в разные периоды
жизни человека:
а) взрослый период1. предметная деятельность
б) ранний возраст 2. учебная деятельность
в) дошкольный возраст 3. трудовая деятельность
г) школьный возраст 4. игровая деятельность
20. Выберите ведущую функцию семьи, определяющую эффективность
сотрудничества родителей с педагогами ДОУ:
а) воспитательная;
б) правовая;
в) социального контроля;
г) поощрительная;
21. Выделите источники дошкольной педагогики как науки
-
религия.
б) экспериментальные исследования
в) идеи сообщества жителей района, жилого комплекса.
г) взгляды разных семей на воспитание.
д) игры детей.
22. Выберите методы педагогического исследования, наиболее значимые для дошкольной педагогики.
а) видеозапись беседы с родителями.
б) ранжирование.
в) составление аннотации.
г) изучение творческих работ детей.
д) написание сочинений.
Контрольные работы для текущего контроля знаний студентов
Контрольная работа 1.
-
Дайте определение понятий «педагогика», дошкольная педагогика». -
Представьте структуру педагогической деятельности. -
Докажите, что воспитание – важнейшая функция человеческого общества, без которого оно не может существовать.
Контрольная работа 2.
-
Дайте определение понятий «Воспитание» , «обучение», «образование». -
Схематично представьте источники дошкольной педагогики. -
Составьте «портрет» современного воспитателя детского сада, опираясь на теоретический материал учебника и собственные представления.
Контрольная работа 3.
-
Дайте определение понятию «детство» с точки зрения его функционального, содержательного и сущностного значения. -
Схематично представьте место дошкольной педагогики в системе педагогических наук. -
Назовите основополагающие личностные качества воспитателя детского сада. Кратко поясните, почему вы так считаете.