Файл: Методические указания по изучению курса и подготовке к практическим занятиям для студентов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для иностранного инвестора важно получение коммерческой выгоды, как цели инвестиций и стремление получить льготы от принимающего государства.
Иностранные инвестиции определяются, как материальные и
нематериальные
ценности,
принадлежащие
иностранным
лицам,
находящиеся на территории принимающего государства и используемые с
целью извлечения прибыли и развития экономики этого государства.
Правовые формы иностранных инвестиций.
Государство может разрешить:
1) создание организаций – юридических лиц со 100 % иностранным капиталом на территории Российской Федерации;
2) вложение иностранного капитала в основные фонды филиала или представительства иностранного юридического лица, аккредитуемого на территории Российской Федерации;
3) создание организации с долевым участием иностранных инвесторов в уставных капиталах ПАО или ООО, других организационно-правовых форм;
4) создание организаций с определением максимальных и минимальных размеров пакетов акций (долей) для иностранных инвесторов в уставных капиталах организаций;
5) заключение с иностранным инвестором концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
6) заключения с иностранным инвестором соглашения о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;
7) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором, как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования;
8) заключение соглашений с иностранным инвестором о привлечении венчурных инвестиций для разработки и внедрения перспективных, высокотехнологичных, инновационных проектов;
9) осуществление на территории Российской Федерации видов хозяйственной деятельности в правовых формах: договора о совместной деятельности, подряда, кредитования, проектного финансирования и других;
10) осуществление деятельности в Российской Федерации иностранными инвесторами согласно законодательно установленным правовым режимам:
- Федеральный закон от 09.07.1999 № 1 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и
Приморского края»;
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте
Владивосток»;
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 473- ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях»;
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации.
I.
Международное законодательство в области иностранных
инвестиций
Нормативное регулирование:
1. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) (1985 г.).
Россия ратифицировала указанную Конвенцию в 1992 году, все государства
СНГ также являются участниками этой Конвенции. Общее количество участников – государств, присоединившихся к Конвенции, составляет более 170 стран.
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций – это межгосударственная коммерческая организация, которая осуществляет страхование рисков убытков связанных с:
- переводом валюты;
- экспроприации капиталовложений;
- нарушений договора;
- войны, гражданских беспорядков.
После выплаты страховой суммы инвестору, агентство приобретает право требования выплаченных сумм от государства, которое не исполнило свои обязательства.
2. Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (1965 г.).
Россия подписала данную Конвенцию, но в настоящее время еѐ не ратифицировала.
3 Двусторонние договоры о защите и поощрении иностранных капиталовложений с Албанией, Аргентиной, Арменией, Венгрией, Венесуэлой,
Вьетнамом, Грецией, Данией, Египтом, Индией, Индонезией, Иорданией,
Италией, Йеменом, Катаром, КНР, Кубой, Кувейтом, Ливаном, Литвой,
Македонией, Норвегией, Румынией, Сирией, Словакией, Турцией, Чехией,
Швецией, ЮАР, Японией и другими странами в том числе с государствами СНГ.
4. Соглашение о содействии инвестициям между Правительством РФ и
США (от 3.04.1992 г.).
Обязательства Российской Федерации по международным договорам
сводятся к следующему:
1. Представлять справедливый и равноправный режим для иностранных инвестиций.
2. Обеспечивать надлежащую защиту иностранной частной собственности от экспроприации, военный действий или гражданских беспорядков.
3. Не чинить препятствий переводу за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций.
4. Соглашаться на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.
II. Российское законодательство включающее отдельные положения в
области иностранных инвестиций.
Нормативное регулирование:
1. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»:
содержит легальное определение понятий
«иностранные инвестиции», «прямые иностранные инвестиции», «инвестор», «коммерческие организации с иностранными инвестициями» и т. д.
закрепляет принцип национального режима в отношении деятельности по осуществлению иностранный инвестиций;
устанавливает систему гарантий прав иностранных инвесторов.
2.
Федеральный закон от 29.03.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», регулирует отношения, связанные с условиями участия иностранных инвесторов в таких публичных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
Перечень стратегических организаций и стратегических акционерных обществ утверждается Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении
Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».
Смыслом закона является установление правового механизма недопущения возможности иностранных инвесторов устанавливать контроль за принятием обществом решений путем покупок акций (долей – для ООО) российских хозяйственных обществ.
Сделки, заключение которых создают угрозу для российского государства, подлежат согласованию с органными исполнительной власти в соответствии с их компетенцией до их заключения. В настоящее время такими органами являются органы исполнительной власти в области государственной безопасности, антимонопольного регулирования, обороны.
3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
5. Закон РФ 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»;
6. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225 «О соглашениях о разделе продукции»;
7. Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
8. Закон РФ от 7.07.1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 1);
9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»
(ст. 19.1);
10. Федеральный закон 31.03.1999 г. № 69 «О газоснабжении в РФ» (ч. 5 ст.
9. Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 114 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» (ст. 12);
11. Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно- территориальном образовании»;
12. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также в иных нормативных правовых актах.
Виды иностранных инвестиций
1.
Прямые инвестиции - преследуют целью не только участие в прибылях организации, но и приобретение права участия в управлении организацией.
2.
Портфельные инвестиции – не преследуют целью установление контроля над деятельностью организации и выражается в приобретении ценных бумаг, не дающих такого права (облигации, привилегированные акции).
Прямая иностранная инвестиция –это: a) приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей
(вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; b) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
c)
осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей (ст. 2 ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в РФ»).
Портфельные инвестиции – это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.
Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например, акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении организацией, выпустившей ценные бумаги.
Портфельные инвестиции – это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.
Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например, акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении организацией, выпустившей ценные бумаги.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Тема 7. Договорные отношения в международном частном праве
В результате изучения данной темы студент:
будет знать:
- понятие внешнеэкономической сделки;
- основные принципы определения применимого права в правоотношениях с участием иностранного элемента;
- российские и международные нормативные правовые акты, регулирующие порядок заключения и исполнения внешнеэкономических сделок;
- коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок стран СНГ.
будет уметь:
- анализироватьроссийские и международные правовые акты, регулирующие порядок заключения и исполнения внешнеэкономических сделок;
- применять коллизионные нормы для определения применимого права;
- определять нормы материального права для решения правовых ситуаций по существу.
будет владеть:
- навыками анализа источников международного частного права по вопросам внешнеэкономических сделок с участием иностранного элемента;
- навыками применения норм права, регулирующих форму, порядок подписания, исковую давность, взыскание убытков, неустойки внешнеэкономических сделок;
- навыками разработки условий трансграничных договоров с указанием оговорки о применимом праве и оговорки об арбитраже;
- навыками квалификации договоров с участием потребителя, нахождения коллизионной привязки для определения формы, содержания сделки и ответственности сторон.
Сделка, договор, внешнеторговая сделка и внешнеэкономическая
сделка как понятия международного частного права
В российском законодательстве и в правовой литературе применительно к договорным обязательствам с участием иностранных партнеров используются
понятия «сделка» и «договор». Они близки по своему содержанию, но не тождественны. Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка,
выражающая согласованную волю лиц, участвующих в его заключении.
Применительно к гражданско-правовым договорам с иностранным элементом в сфере внешнеэкономических связей наиболее часто употребляются понятия «внешнеторговая сделка», «внешнеэкономическая сделка». Сделки могут носить односторонний характер (когда достаточно выражения воли одного лица, например при выдаче доверенности, рассматриваемой как односторонняя сделка) или двусторонний (многосторонний) характер. Таким образом, понятие
«сделка» иное, чем понятия «договор», в котором участвуют как минимум две стороны. Исходя из содержания и характера рассматриваемых отношений, можно утверждать, что в этих случаях при использовании указанных выше понятий речь обычно идет о двусторонних или многосторонних сделках, то есть о договорах.
Употребление в этих случаях термина «сделка», а не «договор» можно расценивать как дань сложившейся традиции наименования договоров в данной сфере, когда речь не идет о конкретном виде договора (купле-продаже, аренде, подряде и т.д.).
Регулирование коллизионных вопросов, касающихся односторонних сделок, как правило, осуществляется отдельными нормами (см. ст. 1217 ГК РФ).
Вместе с тем есть нормы, в которых говорится о сделках вообще: действие их обычно распространяется и на односторонние, и на двусторонние
(многосторонние) сделки. Примером может служить ст. 1209 ГК РФ, содержащая коллизионные нормы, определяющие право, подлежащее применению к форме сделки. Различия в формулировках конкретных положений, относящихся к сделкам, необходимо учитывать при применении соответствующих норм законодательства.
В международно-правовых актах нередко применяется понятие
«международный коммерческий договор». Его можно рассматривать как собирательное – охватывающее различные виды договоров, используемых для регулирования международных экономических отношений, за исключением договоров, заключаемых в потребительских целях (например, по приобретению товаров гражданами для личного потребления или использования). Это наименование указанных договоров не отражает каких- либо их принципиальных отличий от названных выше договоров (сделок).
Регулирование договорных обязательств в сфере международных отношений (отношений, осложненных иностранным элементом) имеет ряд существенных особенностей.
1. В качестве важнейшего правила закреплено положение об автономии
воли сторон, вступающих в договорные отношения. Это касается возможности самостоятельного выбора сторонами, заключающими договор, применимого права, которым будут регулироваться их отношения, а также определения содержания, порядка исполнения и последствий ненадлежащего исполнения
выражающая согласованную волю лиц, участвующих в его заключении.
Применительно к гражданско-правовым договорам с иностранным элементом в сфере внешнеэкономических связей наиболее часто употребляются понятия «внешнеторговая сделка», «внешнеэкономическая сделка». Сделки могут носить односторонний характер (когда достаточно выражения воли одного лица, например при выдаче доверенности, рассматриваемой как односторонняя сделка) или двусторонний (многосторонний) характер. Таким образом, понятие
«сделка» иное, чем понятия «договор», в котором участвуют как минимум две стороны. Исходя из содержания и характера рассматриваемых отношений, можно утверждать, что в этих случаях при использовании указанных выше понятий речь обычно идет о двусторонних или многосторонних сделках, то есть о договорах.
Употребление в этих случаях термина «сделка», а не «договор» можно расценивать как дань сложившейся традиции наименования договоров в данной сфере, когда речь не идет о конкретном виде договора (купле-продаже, аренде, подряде и т.д.).
Регулирование коллизионных вопросов, касающихся односторонних сделок, как правило, осуществляется отдельными нормами (см. ст. 1217 ГК РФ).
Вместе с тем есть нормы, в которых говорится о сделках вообще: действие их обычно распространяется и на односторонние, и на двусторонние
(многосторонние) сделки. Примером может служить ст. 1209 ГК РФ, содержащая коллизионные нормы, определяющие право, подлежащее применению к форме сделки. Различия в формулировках конкретных положений, относящихся к сделкам, необходимо учитывать при применении соответствующих норм законодательства.
В международно-правовых актах нередко применяется понятие
«международный коммерческий договор». Его можно рассматривать как собирательное – охватывающее различные виды договоров, используемых для регулирования международных экономических отношений, за исключением договоров, заключаемых в потребительских целях (например, по приобретению товаров гражданами для личного потребления или использования). Это наименование указанных договоров не отражает каких- либо их принципиальных отличий от названных выше договоров (сделок).
Регулирование договорных обязательств в сфере международных отношений (отношений, осложненных иностранным элементом) имеет ряд существенных особенностей.
1. В качестве важнейшего правила закреплено положение об автономии
воли сторон, вступающих в договорные отношения. Это касается возможности самостоятельного выбора сторонами, заключающими договор, применимого права, которым будут регулироваться их отношения, а также определения содержания, порядка исполнения и последствий ненадлежащего исполнения
договорных обязательств. При отсутствии соглашения сторон о выборе права применяются обычно коллизионные нормы, предусмотренные в законе.
До недавнего времени единообразие правового регулирования достигалось только путем разработки и принятия договаривающимися государствами в рамках универсальных и региональных организаций международных конвенций.
Примером могут служить Гаагские конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955 и 1986 гг., Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г., Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам 1994 г. и др.
После присоединения государств к таким международным документам их правила становились обязательными для всех организаций и предпринимателей данной страны.
Российская Федерация является участницей многих из них. В силу ст. 15
Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ эти международные договоры рассматриваются как составная часть правовой системы РФ и имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
2. Особенностью современного периода является использование наряду с
международно-правовой унификацией автономной системы регулирования
отношений, возникающих в процессе заключения и исполнения
международных коммерческих контрактов – так называемый метод
частноправовой унификации. Суть его состоит в том, что правительственные и неправительственные организации разрабатывают на основе и с учетом сложившихся обычаев делового оборота документы, имеющие
рекомендательную
силу
(типовые
общие
условия,
регламенты,
рекомендации). Унификация в этом случае достигается путем единообразного применения таких документов участниками международных коммерческих контрактов. К источникам частноправовой унификации относятся: Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 2010 г.,
Принципы Европейского договорного права 1998 г., Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС в редакции
2010 г.), Унифицированные правила и обычаи для документарного аккредитива (в редакции 2006 г.), Унифицированные правила по инкассо (в редакции 1995 г.) и ряд других.
3. Имеют свою специфику условия применения международных договоров, регулирующих обязательственные отношения между юридическими и физическими лицами разных стран: а)
действие
соответствующих
актов
распространяется
на
хозяйствующих субъектов и других лиц, вступающих в договорные
отношения, при условии, если государства, к которым относятся эти
субъекты (лица), являются участниками соответствующего международного
договора. Указанные акты могут применяться и в регулировании договорных
До недавнего времени единообразие правового регулирования достигалось только путем разработки и принятия договаривающимися государствами в рамках универсальных и региональных организаций международных конвенций.
Примером могут служить Гаагские конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955 и 1986 гг., Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г., Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам 1994 г. и др.
После присоединения государств к таким международным документам их правила становились обязательными для всех организаций и предпринимателей данной страны.
Российская Федерация является участницей многих из них. В силу ст. 15
Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ эти международные договоры рассматриваются как составная часть правовой системы РФ и имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
2. Особенностью современного периода является использование наряду с
международно-правовой унификацией автономной системы регулирования
отношений, возникающих в процессе заключения и исполнения
международных коммерческих контрактов – так называемый метод
частноправовой унификации. Суть его состоит в том, что правительственные и неправительственные организации разрабатывают на основе и с учетом сложившихся обычаев делового оборота документы, имеющие
рекомендательную
силу
(типовые
общие
условия,
регламенты,
рекомендации). Унификация в этом случае достигается путем единообразного применения таких документов участниками международных коммерческих контрактов. К источникам частноправовой унификации относятся: Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 2010 г.,
Принципы Европейского договорного права 1998 г., Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС в редакции
2010 г.), Унифицированные правила и обычаи для документарного аккредитива (в редакции 2006 г.), Унифицированные правила по инкассо (в редакции 1995 г.) и ряд других.
3. Имеют свою специфику условия применения международных договоров, регулирующих обязательственные отношения между юридическими и физическими лицами разных стран: а)
действие
соответствующих
актов
распространяется
на
хозяйствующих субъектов и других лиц, вступающих в договорные
отношения, при условии, если государства, к которым относятся эти
субъекты (лица), являются участниками соответствующего международного
договора. Указанные акты могут применяться и в регулировании договорных