Файл: 1. Теоретические основы сценарного анализа Понятие, сущность сценарного планирования 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Татнефть с каждым годом улучшает положение на энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о компании, как об успешно развивающемся экономическом субъекте.


  • Анализ конкурентных сил Портера ПАО «Татнефть».

Анализ конкуренции по методу Портера– это ключ к процессу пониманиясильных и слабых позиций организации на рынке и выявления тех областей, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результатыдля развития бизнеса.

Основная цель проведения анализа - исследование внешней микросреды с помощью модели конкурентных сил, оценка основных сил конкуренции и формулирование стратегии, которая позволяет найти и занять позицию на рынке товаров и услуг, где организация будет лучше всего защищена от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них.

Схематично, влияние конкурентных сил Портера на организацию можно изобразить следующим образом (рисунок 8):




Потенциальные конкуренты



















Поставщики




ПАО «Татнефть»




Покупатели
















Заинтересованные группы




Продукты-заменители

Рис. 8. Конкурентные силы Портера для ПАО «Татнефть».
Разберем подробнее указанные на рисунке 8 основные группы факторов, способных оказать влияние на функционирование ПАО «Татнефть»:

а) Потенциальные конкуренты.

Конкурентами ПАО «Татнефть» по сегментам нефтяного бизнеса являются ведущие российские компании, осуществляющие свою деятельность в России. Основными конкурентами компании можно считать ПАО «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть».


Проанализируем существующих конкурентов компании относительно цены и качества на продукцию в таблице 8.

Таблица 8.

Сравнительная таблица конкурентов ПАО «Татнефть» относительно цены и качества на продукцию.


Конкуренты

Продукция

Цена, руб./литр

Качество



ПАО «Татнефть»


  1. бензин

28 руб./литр

высокое

  1. керосин

46 руб./литр

среднее

  1. мазут

11 руб./литр

среднее


ПАО «Роснефть»


  1. бензин

29 руб./литр

высокое

  1. керосин

48 руб./литр

высокое

  1. мазут

14 руб./литр

среднее


ПАО «Лукойл»


  1. бензин

30 руб./литр

высокое

  1. керосин

49 руб./литр

высокое

  1. мазут

15 руб./литр

высокое


Исходя из данной сравнительной таблицы видно, что ПАО «Татнефть» уступает по ценам и качеству своим действующим конкурентам по следующим видам продукции: керосин и мазут. Бензин компании характеризуется высоким качеством и цена на него ниже, чем у компаний - конкурентов, а значит и потребительский спрос на данный продукт будет высоким.

Для определения доли компании «Татнефть» на рынке нефтепродуктов воспользуемся данными, которые представлены в таблице 9.

Таблица 9.

Доли компаний на рынке нефтепродуктов.


ВИНК

Количество АЗС

Удельный вес в общем числе АЗС, %

ПАО «Роснефть»

2377

29

Продолжение таблицы 9.

ВИНК

Количество АЗС

Удельный вес в общем числе АЗС, %

ПАО «Лукойл»

2336

28,5

ПАО «Газпромнефть»

1747

21,5

ПАО «Башнефть»

576

7

ПАО «Татнефть»

543

6,5

ПАО «Сургутнефть»

297

3,5

ПАО «Славнефть»

164

2

ПАО «Русснефть»

152

2

Итого

8192

100



По данным таблице видно, что на розничном рынке нефтепродуктов РФ ПАО «Роснефть» имеет самую высокую долю, а именно 29%. ПАО «Татнефть» уступает конкурентам на данном рынке. В перспективе компания может увеличить свою долю путем строительства новых АЗС .

Необходимо отметить, что угроза вхождения в нефтяной комплекс новых конкурентов крайне мала, поскольку для того, чтобы организовать бизнес в данной отрасли требуются большие инвестиции на приобретение оборудования и технологий, освоение новых месторождений, налаживание каналов сбыта. Поэтому сегодня для ПАО «Татнефть» не представляют большой угрозы в конкуренции независимые или вновь вошедшие в отрасль нефтяные компании.

Таким образом, влияние данной группы факторов можно охарактеризовать как незначительное.

б) Поставщики.

Поставщиками компании «Татнефть» являются:

  1. ООО «Торговый дом «Нефтекомплект »», занимающийся поставкой автоцистерн, прицепов-цистерн, нефтевозов, топливозаправщиков.

  2. ЗАО «Татнефть-Урал», который поставляет весь спектр трубной продукции

  3. Нижнекамский завод синтетических масел поставляет синтетические моторные масла.

Компания осуществляет транспортировку основной части добываемой нефти, светлых нефтепродуктов через систему магистральных трубопроводов, владельцем и оператором которых является ПАО «Транснефть».

Любой серьезный сбой в работе трубопроводной системы или ограничение в доступе к мощностям ПАО «Транснефть» могут нарушить в компании транспортировку нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, вертикальная интеграция позволяет компании объединять под своим контролем предприятия, обеспечивающие весь производственный цикл – от добычи до сбыта.

Длительные и отлаженные связи между предприятиями–поставщиками, обеспечивают ПАО «Татнефть» бесперебойные и своевременные поставки материалов и оборудования по необходимой цене.

в) Влияние потребителей и товаров–заменителей.

Безусловно, что в современных экономических и технологических условиях нефть и нефтепродукты остаются главными источниками энергии, которые способны покрыть возрастающие энергетические потребности всех отраслей народного хозяйства. Устойчивый спрос на нефтепродукты также обусловлен незаменимостью этого источники энергии во многих секторах экономики. Сегодня отсутствует приемлемые технологические и технические решения по переводу двигателей транспорта и оборудования на другие источники энергии. Поэтому продукция ВИНК не будет подвержена серьезным колебаниям спроса в будущем. Как отмечают аналитики, в перспективе спрос на нефть и нефтепродукты будет только увеличиваться. В таблице 10 представлен прогноз потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов в РФ до 2030 г. [10, с.38].


Таблица 10.

Прогноз потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов в РФ до 2030 года.



Показатели

Значение показателей по годам, млн. тонн

2008

2009

2010

2015

2020

2025

2030

min-max

min-max

min-max

Конечное потребление нефтепродуктов в РФ

118

118

119

126

130-15

140-160

145-170

Экспорт

нефтепродуктов

118

117

120

125

125-130

125-130

125-130

Экспорт нефти и

конденсата

242,7

245

253

280

246-299

253-318

259-347


Как показывают данные таблицы 10, в перспективе будет наблюдаться положительная динамика потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов в РФ. Среди основных факторов, влияющих на рост потребления нефти и нефтепродуктов в будущем, можно выделить: увеличение численности населения и темпов экономического роста, развитие транспортного сектора и промышленности.

Устойчивая конкурентная позиция и средняя доля на рынке обеспечивают ПАО «Татнефть» стабильный спрос со стороны всех секторов экономики и, в немалой степени, позволяют нивелировать зависимость компании от ценовой чувствительности потребителей. Это говорит о том, что угроза со стороны рыночной власти потребителей для ПАО «Татнефть» не является существенной.

г) Заинтересованные группы.

Основными стейкхолдерами любой организации являются акционеры, менеджмент и персонал компании.

Акции ПАО «Татнефть» представлены на российском и международном фондовых рынках 20 лет и являются одними из наиболее ликвидных и репрезентативных инструментов рынка ценных бумаг.

ПАО «Татнефть» уделяет повышенное внимание привлечению высококвалифицированных специалистов, развитию профессионализма сотрудников для укрепления своих позиций в нефтегазовом бизнесе.


В отчетном году в ПАО «Татнефть» продолжено совершенствование системы непрерывного профессионального образования, включающее подготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов, руководителей среднего звена и высшего менеджерского состава.

Влияние указанных стейкхолдеров на деятельность ПАО «Татнефть» - значительное.

Как показывает оценка конкурентного окружения, ПАО «Татнефть» не подвержена сильному влиянию пяти конкурентных сил благодаря высокой позиции в отраслевой конкуренции, реализации преимуществ вертикальной интеграции и высокому производственному потенциалу

  • SWOT-анализ ПАО «Татнефть».

SWOT-анализпозволяет, взвешивая силы предприятия и оценивая рыночную ситуацию, структурировать информацию в рамках единой SWOT модели, выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

Основная цель проведения анализа - определение существенно влияющих на бизнес факторов, их структурирование и формулирование стратегии предприятия.

SWOT-анализ позволит предварительно проанализировать внутренние факторы, способные оказать влияние на функционирование и развитие ПАО «Татнефть». Проведем SWOT-анализ ПАО «Татнефть» (рисунок 8).



Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Известность компании на рынке

  2. Занимает весомую долю рынка

  3. Использование продвинутых технологий добычи нефти

  4. Финансовая стабильность

  5. Сравнительно низкие цены относительно своих конкурентов

  6. Современное оборудование

  7. Инициативное руководство

  8. Преданные организации работники

  1. Низкое качество ресурсной базы

  2. Невысокие темпы добычи нефти

  3. Большие затраты на производство

  4. Недостаточно широкий ассортимент продукции




Возможности

Угрозы

  1. Расширение сервисных проектов в России и за рубежом

  2. Разработка битумной нефти совместно с Shell

  3. Сотрудничество с новыми организациями

  1. Падение цен на нефть

  2. Утрата контроля над издержками