Файл: 1. Теоретические основы сценарного анализа Понятие, сущность сценарного планирования 6.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Татнефть с каждым годом улучшает положение на энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о компании, как об успешно развивающемся экономическом субъекте.
-
Анализ конкурентных сил Портера ПАО «Татнефть».
Анализ конкуренции по методу Портера– это ключ к процессу пониманиясильных и слабых позиций организации на рынке и выявления тех областей, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результатыдля развития бизнеса.
Основная цель проведения анализа - исследование внешней микросреды с помощью модели конкурентных сил, оценка основных сил конкуренции и формулирование стратегии, которая позволяет найти и занять позицию на рынке товаров и услуг, где организация будет лучше всего защищена от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них.
Схематично, влияние конкурентных сил Портера на организацию можно изобразить следующим образом (рисунок 8):
| Потенциальные конкуренты | | ||
| | | | |
Поставщики | | ПАО «Татнефть» | | Покупатели |
| | | | |
Заинтересованные группы | | Продукты-заменители |
Рис. 8. Конкурентные силы Портера для ПАО «Татнефть».
Разберем подробнее указанные на рисунке 8 основные группы факторов, способных оказать влияние на функционирование ПАО «Татнефть»:
а) Потенциальные конкуренты.
Конкурентами ПАО «Татнефть» по сегментам нефтяного бизнеса являются ведущие российские компании, осуществляющие свою деятельность в России. Основными конкурентами компании можно считать ПАО «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть».
Проанализируем существующих конкурентов компании относительно цены и качества на продукцию в таблице 8.
Таблица 8.
Сравнительная таблица конкурентов ПАО «Татнефть» относительно цены и качества на продукцию.
Конкуренты | Продукция | Цена, руб./литр | Качество |
ПАО «Татнефть» |
| 28 руб./литр | высокое |
| 46 руб./литр | среднее | |
| 11 руб./литр | среднее | |
ПАО «Роснефть» |
| 29 руб./литр | высокое |
| 48 руб./литр | высокое | |
| 14 руб./литр | среднее | |
ПАО «Лукойл» |
| 30 руб./литр | высокое |
| 49 руб./литр | высокое | |
| 15 руб./литр | высокое |
Исходя из данной сравнительной таблицы видно, что ПАО «Татнефть» уступает по ценам и качеству своим действующим конкурентам по следующим видам продукции: керосин и мазут. Бензин компании характеризуется высоким качеством и цена на него ниже, чем у компаний - конкурентов, а значит и потребительский спрос на данный продукт будет высоким.
Для определения доли компании «Татнефть» на рынке нефтепродуктов воспользуемся данными, которые представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Доли компаний на рынке нефтепродуктов.
ВИНК | Количество АЗС | Удельный вес в общем числе АЗС, % |
ПАО «Роснефть» | 2377 | 29 |
Продолжение таблицы 9.
ВИНК | Количество АЗС | Удельный вес в общем числе АЗС, % |
ПАО «Лукойл» | 2336 | 28,5 |
ПАО «Газпромнефть» | 1747 | 21,5 |
ПАО «Башнефть» | 576 | 7 |
ПАО «Татнефть» | 543 | 6,5 |
ПАО «Сургутнефть» | 297 | 3,5 |
ПАО «Славнефть» | 164 | 2 |
ПАО «Русснефть» | 152 | 2 |
Итого | 8192 | 100 |
По данным таблице видно, что на розничном рынке нефтепродуктов РФ ПАО «Роснефть» имеет самую высокую долю, а именно 29%. ПАО «Татнефть» уступает конкурентам на данном рынке. В перспективе компания может увеличить свою долю путем строительства новых АЗС .
Необходимо отметить, что угроза вхождения в нефтяной комплекс новых конкурентов крайне мала, поскольку для того, чтобы организовать бизнес в данной отрасли требуются большие инвестиции на приобретение оборудования и технологий, освоение новых месторождений, налаживание каналов сбыта. Поэтому сегодня для ПАО «Татнефть» не представляют большой угрозы в конкуренции независимые или вновь вошедшие в отрасль нефтяные компании.
Таким образом, влияние данной группы факторов можно охарактеризовать как незначительное.
б) Поставщики.
Поставщиками компании «Татнефть» являются:
-
ООО «Торговый дом «Нефтекомплект »», занимающийся поставкой автоцистерн, прицепов-цистерн, нефтевозов, топливозаправщиков. -
ЗАО «Татнефть-Урал», который поставляет весь спектр трубной продукции -
Нижнекамский завод синтетических масел поставляет синтетические моторные масла.
Компания осуществляет транспортировку основной части добываемой нефти, светлых нефтепродуктов через систему магистральных трубопроводов, владельцем и оператором которых является ПАО «Транснефть».
Любой серьезный сбой в работе трубопроводной системы или ограничение в доступе к мощностям ПАО «Транснефть» могут нарушить в компании транспортировку нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, вертикальная интеграция позволяет компании объединять под своим контролем предприятия, обеспечивающие весь производственный цикл – от добычи до сбыта.
Длительные и отлаженные связи между предприятиями–поставщиками, обеспечивают ПАО «Татнефть» бесперебойные и своевременные поставки материалов и оборудования по необходимой цене.
в) Влияние потребителей и товаров–заменителей.
Безусловно, что в современных экономических и технологических условиях нефть и нефтепродукты остаются главными источниками энергии, которые способны покрыть возрастающие энергетические потребности всех отраслей народного хозяйства. Устойчивый спрос на нефтепродукты также обусловлен незаменимостью этого источники энергии во многих секторах экономики. Сегодня отсутствует приемлемые технологические и технические решения по переводу двигателей транспорта и оборудования на другие источники энергии. Поэтому продукция ВИНК не будет подвержена серьезным колебаниям спроса в будущем. Как отмечают аналитики, в перспективе спрос на нефть и нефтепродукты будет только увеличиваться. В таблице 10 представлен прогноз потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов в РФ до 2030 г. [10, с.38].
Таблица 10.
Прогноз потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов в РФ до 2030 года.
Показатели | Значение показателей по годам, млн. тонн | ||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 | |
min-max | min-max | min-max | |||||
Конечное потребление нефтепродуктов в РФ | 118 | 118 | 119 | 126 | 130-15 | 140-160 | 145-170 |
Экспорт нефтепродуктов | 118 | 117 | 120 | 125 | 125-130 | 125-130 | 125-130 |
Экспорт нефти и конденсата | 242,7 | 245 | 253 | 280 | 246-299 | 253-318 | 259-347 |
Как показывают данные таблицы 10, в перспективе будет наблюдаться положительная динамика потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов в РФ. Среди основных факторов, влияющих на рост потребления нефти и нефтепродуктов в будущем, можно выделить: увеличение численности населения и темпов экономического роста, развитие транспортного сектора и промышленности.
Устойчивая конкурентная позиция и средняя доля на рынке обеспечивают ПАО «Татнефть» стабильный спрос со стороны всех секторов экономики и, в немалой степени, позволяют нивелировать зависимость компании от ценовой чувствительности потребителей. Это говорит о том, что угроза со стороны рыночной власти потребителей для ПАО «Татнефть» не является существенной.
г) Заинтересованные группы.
Основными стейкхолдерами любой организации являются акционеры, менеджмент и персонал компании.
Акции ПАО «Татнефть» представлены на российском и международном фондовых рынках 20 лет и являются одними из наиболее ликвидных и репрезентативных инструментов рынка ценных бумаг.
ПАО «Татнефть» уделяет повышенное внимание привлечению высококвалифицированных специалистов, развитию профессионализма сотрудников для укрепления своих позиций в нефтегазовом бизнесе.
В отчетном году в ПАО «Татнефть» продолжено совершенствование системы непрерывного профессионального образования, включающее подготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов, руководителей среднего звена и высшего менеджерского состава.
Влияние указанных стейкхолдеров на деятельность ПАО «Татнефть» - значительное.
Как показывает оценка конкурентного окружения, ПАО «Татнефть» не подвержена сильному влиянию пяти конкурентных сил благодаря высокой позиции в отраслевой конкуренции, реализации преимуществ вертикальной интеграции и высокому производственному потенциалу
-
SWOT-анализ ПАО «Татнефть».
SWOT-анализпозволяет, взвешивая силы предприятия и оценивая рыночную ситуацию, структурировать информацию в рамках единой SWOT модели, выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Основная цель проведения анализа - определение существенно влияющих на бизнес факторов, их структурирование и формулирование стратегии предприятия.
SWOT-анализ позволит предварительно проанализировать внутренние факторы, способные оказать влияние на функционирование и развитие ПАО «Татнефть». Проведем SWOT-анализ ПАО «Татнефть» (рисунок 8).
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|