Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, незамедлительно принимать действия для обеспечения безопасности судна, его машин, механизмов и экипажа.
Обязанности старшего механика:
- соблюдение дисциплины членами машинной команды и оценку их деятельности;
- подготовку и обучение подчиненного ему экипажа в части безопасных методов работы и соблюдения требований правил и стандартов;
- качество работ, выполняемых судовыми и береговыми специалистами:
- проведение тренировок личного состава для действий в экстремальных ситуациях (по требованию СОЛАС);
- выполнение других обязанностей или инструкций по требованию судовладельца.
Старший механик должен:
- установить и обеспечить соблюдение периодов отдыха для персонала машинной команды;
- организовать несение вахты так, чтобы усталость вахтенного персонала не влияла на эффективность несения вахты и чтобы личный состав первой вахты при отходе судна в рейс и, последующих, сменяющих вахт, получал достаточный отдых и был в состоянии нести вахту;
- обеспечить, чтобы вахтенные механики были постоянно готовы по вызову прибыть в машинное отделение и, если это потребуется, находились в машинном отделении пока в этом будет необходимость;
- обеспечить вахтенного механика всех необходимой информацией по вопросам профилактического обслуживания и ремонта, борьбы за живучесть, ремонтных работ, подлежащих выполнению во время вахты;
- на стоянке в порту по согласованию с капитаном обеспечить организацию несения вахты
Основные термины, понятия и определения, используемые при несении вахты в МКО.
ВРШ-винт регулировочного шага. ГД-главный двигатель. МО-машинное отделение.
ЦПУ-центральный пост управления. ГРЩ-главный распределительный щит.
ДВС-двигатель внутреннего сгорания. КИП-контрольно-измерительный прибор.
СЭУ-судовые энергетические установки. ТНВД-топливный насос высокого давления.
ТО-техобслуживание ДГ-дизель-генератор
ГТН-газо-турбо наддув
КУ-котельная установка
Команды и взаимодействие с вахтенным персоналом при несении вахты.
Команды, подающиеся в МО с мостика:
Машине приготовиться! Stand by the engines!
Самый малый вперед! Dead slow ahead!
Самый малый назад! Dead slow astern!
Малый вперед! Slow ahead!
Малый назад! Slow astern!
Средний вперед! Half ahead!
Средний назад! Half astern!
Полный вперед! Full ahead!
Полный назад! Full. astern!
Стоп машина! Stop her!
Машина больше не нужна. Finish with the engineer
Использование внутренней связи и систем аварийно-предупредительной сигнализации.
Внутренняя связь и сигнализация через разветвленные на судне системы обеспечивает быструю и точную передачу приказаний из командных пунктов в исполнительные посты. Кроме того, внутрисудовая связь позволяет передавать сведения о работе судовых механизмов и поддерживать двустороннюю связь между службами, бытовыми и жилыми помещениями судна. К средствам внутрисудовой связи и сигнализации прежде всего относится проводная связь, подразделяющаяся на: 1) электрическую сигнализацию различных назначений с приборами контроля; 2) электрические телеграфы и указатели; 3) телефонную связь.
Электрическая сигнализация широко применяется на судах в качестве дублирующей связи телеграфа и телефона. Судовая сигнализация— основное средство оповещения (все виды тревог, авральная, вахтенная и другие группы звонков).
В тех судовых помещениях, где при работе машин возникает большой шум, применяется, кроме акустической (звуковой), одновременно и оптическая (световая) сигнализация. К приборам акустической сигнализации относятся звонки, колокола громкого боя, ревуны и трещотки.
Приборами световой или визуальной сигнализации являются номерники и прерыватели световой сигнализации.
К комбинированным приборам относятся звонки-ревуны, колокола-ревуны и звонки с лампами. Специальная электрическая сигнализация на судах включает световой или звуковой сигнал, который возникает при достижении в контролируемом объекте параметра заданной величины: температуры воздуха, газов или работающих деталей (подшипников), уровня воды в цистернах, трюмах и отсеках, возникновения пожара и т.п. Электрические телеграфы и указатели являются на судне автономными установками, предназначенными для:
1) безотказной дистанционной передачи приказаний из командного пункта к исполнителям;
2) привлечения внимания исполнителя к передаваемому приказанию;
3) передачи ответа исполнителя, подтверждающего правильное понимание приказания;
4) визуального контроля передаваемого и принимаемого приказания и т. д.
Приказания по машинному телеграфу состоят из условных наименований хода судна: «Стоп», «Готовсь», «Самый малый», «Малый», «Средний», «Полный» и «Самый полный». Для передачи приказания вращают рукоятку датчика. Вместе с ней синхронно вращаются указатели в исполнительном и контрольном постах.
Системы аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты на судах
Назначение и функции контроля. Практически на всех современных судах установлены системы централизованного контроля.
Процесс автоматического контроля состоит из двух этапов:
1) восприятие информации о состоянии объекта и внешних условиях и преобразование ее в электрические сигналы для последующей обработки;
2) обнаружение в поступающей информации признаков отклонения параметров и формирование предупредительного или аварийного сигнала о наступлении этого события; любое нарушение в состоянии агрегатов энергетических установок должно сопровождаться световой и звуковой сигнализацией, а в ряде случаев и регистрацией.
Используются следующие виды автоматического контроля:
— единичный (одноточечный) какого-либо параметра вне связи с другими информационными элементами;
— множественный (многоточечный), централизованный автоматический; приемные приборы расположены на одном пульте;
— обегающий большое число параметров при помощи одного устройства, поочередно подключаемого к датчикам каждой из контролируемых величин (характерно для централизованного автоматического контроля); скорость обертания составляет обычно 1—10 точек в секунду;
— программированный, производимый по определенной программе (например, автоматизированный процесс подготовки дизеля к пуску из холодного состояния).
В каждом из каналов и трактов системы имеются источники информации, устройства сбора и обработки информации и устройства представления информации: Источники информации: датчики (чувствительные элементы) — первичные преобразователи (термометры сопротивления ТСП, датчики давления ДИД5УНС); измерители — вторичные преобразователи (ПС052М); сигнализаторы с контактным выходом или чувствительные элементы с преобразователем для контактного выхода (СТК-083-02) — сигнализаторы отклонения температуры, сигнализаторы перепада давления, сигнализаторы отклонения уровней жидкостей (ПРУТ-5Т, СУРМ-2 и ДУУМШЭГ), сигнализаторы температуры, давления и уровней.
Процедуры приема - передачи вахты.
Заступающий на вахту механик должен убедиться, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности. Он должен прибыть в машинное отделение за 15 мин. до смены вахт.
До того, как заступить на вахту, вахтенный механик должен лично удостовериться в отношении, по меньшей мере, нижеследующего;
1) получить устный отчет вахтенного механика за период несения вахты;
2) распоряжений по вахте и особых указаний старшего механика, касающихся эксплуатации судовых систем, машин и механизмов:
3) когда машинное отделение находится в режиме без вахтенного обслуживания, вся соответствующая информация должна быть внесена в вахтенный журнал машинного отделения и на доску объявлений по машине, и, помимо этого, вся информация должна быть передана для занесения в вахтенный журнал на мостике;
4) осмотреть все работающие механизмы, обращая внимание на эксплуатационные условия и любые отклонения от нормальных значений:
5) проверить соответствие органов управления и указателя скорости положению машинного телеграфа:
6) характера всех работ, выполняемых по машинам, механизмам и системам соответствующим персоналом и в отношении потенциальных опасностей;
7) уровня и, если это необходимо, состояния воды или остатка воды в льялах, балластных, сливных, резервных танках, в танках пресной воды, в сточных цистернах и в отношении специальных требований по использованию или удалению их содержимого;
8) проверить уровень воды в паровом котле;
9) состояния и уровня топлива в резервных, отстойных танках, расходных цистернах и других емкостях для хранения топлива:
10) любых специальных требований, касающихся сброса из санитарных систем;
11) состояния и режима эксплуатации различных главных и вспомогательных систем, включая систему распределения электроэнергии;
12) состояния оборудования пульта управления, где он имеется и оборудования, управляемого вручную:
13) состояния и режима эксплуатации систем автоматического управления и защиты котлов, если они имеются, таких как: системы защиты по обрыву факела, системы защиты по предельным уровням воды, системы управления горением, системы управления подачей топлива и другого оборудования, связанного с эксплуатацией паровых котлов;
14) любых потенциально неблагоприятных условий эксплуатации в результате плохой погоды, ледовой обстановки, загрязненной вод;
15) любых специальных режимов эксплуатации, вызванных поломкой оборудования или неблагоприятными условиями эксплуатации судна;
16) докладов рядовых членов машинной команды в отношении закрепленных за ними обязанностей;
17) наличия средств борьбы с пожаром:
18) состояния заполнения машинного журнала;
19) сверить с записями в машинном журнале обнаруженные отклонения от нормальной эксплуатации:
20) принять на себя ответственность за эксплуатацию машинного отделения и сделать запись в машинном журнале.
3.2 Изучение должностных обязанностей вахтенного механика
Должностные обязанности вахтенного помощника механика
1. Вахтенный помощник механика подчиняется вахтенному механику.
2. Вахтенный помощник механика обязан:
- Получить инструктаж от вахтенного механика перед заступлением на вахту.
- Получить от сдающей вахты сведения о работе технических средств распоряжениях по вахте.
- Убедиться в исправности технических средств.
- Доложить вахтенному механику о приемке вахты.
- Обеспечить эксплуатацию технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями.
- Немедленно докладывать обо всех неисправностях и неполадках и принимать меры к их устранению.
- Поддерживать порядок в МО.
Ведение технической документации, составление графиков технического обслуживания и ремонтных ведомостей.
Общие положения
Машинный журнал является официальным судовым документом и подлежит обязательной регистрации в специальном реестре судовых журналов.
Журнал ведётся непрерывно как во время эксплуатации, так и во время ремонта судна. Объём журнала рассчитан на ведение его в течение одного месяца.
Запрещается внесение в машинный журнал каких-либо записей любыми лицами, кроме капитана, старшего (главного) механика и вахтенных механиков.
Общую ответственность за ведение и сохранность журнала несёт старший (главный) механик. Старший (главный) механик обязан ежедневно проверять правильность ведения журнала, заверять его своей подписью и представлять журнал на подпись капитану.
Порядок заполнения журнала
Запись рабочих параметров энергетической установки производится каждые четыре часа при передаче вахты. Соответствие записей показаниям приборов удостоверяется подписями механиков, сдающего и принимающего вахту.
На каждой вахте записывается время пуска и остановки механизмов. Номенклатура механизмов, продолжительность работы которых учитывается в машинном журнале, устанавливается пароходством для каждой серии судов.
Остатки топлива и масла с разбивкой по сортам и количество ГСМ, принятых в течение суток, записываются в специальной таблице на суточном листе журнала.
Обязанности старшего механика:
- соблюдение дисциплины членами машинной команды и оценку их деятельности;
- подготовку и обучение подчиненного ему экипажа в части безопасных методов работы и соблюдения требований правил и стандартов;
- качество работ, выполняемых судовыми и береговыми специалистами:
- проведение тренировок личного состава для действий в экстремальных ситуациях (по требованию СОЛАС);
- выполнение других обязанностей или инструкций по требованию судовладельца.
Старший механик должен:
- установить и обеспечить соблюдение периодов отдыха для персонала машинной команды;
- организовать несение вахты так, чтобы усталость вахтенного персонала не влияла на эффективность несения вахты и чтобы личный состав первой вахты при отходе судна в рейс и, последующих, сменяющих вахт, получал достаточный отдых и был в состоянии нести вахту;
- обеспечить, чтобы вахтенные механики были постоянно готовы по вызову прибыть в машинное отделение и, если это потребуется, находились в машинном отделении пока в этом будет необходимость;
- обеспечить вахтенного механика всех необходимой информацией по вопросам профилактического обслуживания и ремонта, борьбы за живучесть, ремонтных работ, подлежащих выполнению во время вахты;
- на стоянке в порту по согласованию с капитаном обеспечить организацию несения вахты
Основные термины, понятия и определения, используемые при несении вахты в МКО.
ВРШ-винт регулировочного шага. ГД-главный двигатель. МО-машинное отделение.
ЦПУ-центральный пост управления. ГРЩ-главный распределительный щит.
ДВС-двигатель внутреннего сгорания. КИП-контрольно-измерительный прибор.
СЭУ-судовые энергетические установки. ТНВД-топливный насос высокого давления.
ТО-техобслуживание ДГ-дизель-генератор
ГТН-газо-турбо наддув
КУ-котельная установка
Команды и взаимодействие с вахтенным персоналом при несении вахты.
Команды, подающиеся в МО с мостика:
Машине приготовиться! Stand by the engines!
Самый малый вперед! Dead slow ahead!
Самый малый назад! Dead slow astern!
Малый вперед! Slow ahead!
Малый назад! Slow astern!
Средний вперед! Half ahead!
Средний назад! Half astern!
Полный вперед! Full ahead!
Полный назад! Full. astern!
Стоп машина! Stop her!
Машина больше не нужна. Finish with the engineer
Использование внутренней связи и систем аварийно-предупредительной сигнализации.
Внутренняя связь и сигнализация через разветвленные на судне системы обеспечивает быструю и точную передачу приказаний из командных пунктов в исполнительные посты. Кроме того, внутрисудовая связь позволяет передавать сведения о работе судовых механизмов и поддерживать двустороннюю связь между службами, бытовыми и жилыми помещениями судна. К средствам внутрисудовой связи и сигнализации прежде всего относится проводная связь, подразделяющаяся на: 1) электрическую сигнализацию различных назначений с приборами контроля; 2) электрические телеграфы и указатели; 3) телефонную связь.
Электрическая сигнализация широко применяется на судах в качестве дублирующей связи телеграфа и телефона. Судовая сигнализация— основное средство оповещения (все виды тревог, авральная, вахтенная и другие группы звонков).
В тех судовых помещениях, где при работе машин возникает большой шум, применяется, кроме акустической (звуковой), одновременно и оптическая (световая) сигнализация. К приборам акустической сигнализации относятся звонки, колокола громкого боя, ревуны и трещотки.
Приборами световой или визуальной сигнализации являются номерники и прерыватели световой сигнализации.
К комбинированным приборам относятся звонки-ревуны, колокола-ревуны и звонки с лампами. Специальная электрическая сигнализация на судах включает световой или звуковой сигнал, который возникает при достижении в контролируемом объекте параметра заданной величины: температуры воздуха, газов или работающих деталей (подшипников), уровня воды в цистернах, трюмах и отсеках, возникновения пожара и т.п. Электрические телеграфы и указатели являются на судне автономными установками, предназначенными для:
1) безотказной дистанционной передачи приказаний из командного пункта к исполнителям;
2) привлечения внимания исполнителя к передаваемому приказанию;
3) передачи ответа исполнителя, подтверждающего правильное понимание приказания;
4) визуального контроля передаваемого и принимаемого приказания и т. д.
Приказания по машинному телеграфу состоят из условных наименований хода судна: «Стоп», «Готовсь», «Самый малый», «Малый», «Средний», «Полный» и «Самый полный». Для передачи приказания вращают рукоятку датчика. Вместе с ней синхронно вращаются указатели в исполнительном и контрольном постах.
Системы аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты на судах
Назначение и функции контроля. Практически на всех современных судах установлены системы централизованного контроля.
Процесс автоматического контроля состоит из двух этапов:
1) восприятие информации о состоянии объекта и внешних условиях и преобразование ее в электрические сигналы для последующей обработки;
2) обнаружение в поступающей информации признаков отклонения параметров и формирование предупредительного или аварийного сигнала о наступлении этого события; любое нарушение в состоянии агрегатов энергетических установок должно сопровождаться световой и звуковой сигнализацией, а в ряде случаев и регистрацией.
Используются следующие виды автоматического контроля:
— единичный (одноточечный) какого-либо параметра вне связи с другими информационными элементами;
— множественный (многоточечный), централизованный автоматический; приемные приборы расположены на одном пульте;
— обегающий большое число параметров при помощи одного устройства, поочередно подключаемого к датчикам каждой из контролируемых величин (характерно для централизованного автоматического контроля); скорость обертания составляет обычно 1—10 точек в секунду;
— программированный, производимый по определенной программе (например, автоматизированный процесс подготовки дизеля к пуску из холодного состояния).
В каждом из каналов и трактов системы имеются источники информации, устройства сбора и обработки информации и устройства представления информации: Источники информации: датчики (чувствительные элементы) — первичные преобразователи (термометры сопротивления ТСП, датчики давления ДИД5УНС); измерители — вторичные преобразователи (ПС052М); сигнализаторы с контактным выходом или чувствительные элементы с преобразователем для контактного выхода (СТК-083-02) — сигнализаторы отклонения температуры, сигнализаторы перепада давления, сигнализаторы отклонения уровней жидкостей (ПРУТ-5Т, СУРМ-2 и ДУУМШЭГ), сигнализаторы температуры, давления и уровней.
Процедуры приема - передачи вахты.
Заступающий на вахту механик должен убедиться, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности. Он должен прибыть в машинное отделение за 15 мин. до смены вахт.
До того, как заступить на вахту, вахтенный механик должен лично удостовериться в отношении, по меньшей мере, нижеследующего;
1) получить устный отчет вахтенного механика за период несения вахты;
2) распоряжений по вахте и особых указаний старшего механика, касающихся эксплуатации судовых систем, машин и механизмов:
3) когда машинное отделение находится в режиме без вахтенного обслуживания, вся соответствующая информация должна быть внесена в вахтенный журнал машинного отделения и на доску объявлений по машине, и, помимо этого, вся информация должна быть передана для занесения в вахтенный журнал на мостике;
4) осмотреть все работающие механизмы, обращая внимание на эксплуатационные условия и любые отклонения от нормальных значений:
5) проверить соответствие органов управления и указателя скорости положению машинного телеграфа:
6) характера всех работ, выполняемых по машинам, механизмам и системам соответствующим персоналом и в отношении потенциальных опасностей;
7) уровня и, если это необходимо, состояния воды или остатка воды в льялах, балластных, сливных, резервных танках, в танках пресной воды, в сточных цистернах и в отношении специальных требований по использованию или удалению их содержимого;
8) проверить уровень воды в паровом котле;
9) состояния и уровня топлива в резервных, отстойных танках, расходных цистернах и других емкостях для хранения топлива:
10) любых специальных требований, касающихся сброса из санитарных систем;
11) состояния и режима эксплуатации различных главных и вспомогательных систем, включая систему распределения электроэнергии;
12) состояния оборудования пульта управления, где он имеется и оборудования, управляемого вручную:
13) состояния и режима эксплуатации систем автоматического управления и защиты котлов, если они имеются, таких как: системы защиты по обрыву факела, системы защиты по предельным уровням воды, системы управления горением, системы управления подачей топлива и другого оборудования, связанного с эксплуатацией паровых котлов;
14) любых потенциально неблагоприятных условий эксплуатации в результате плохой погоды, ледовой обстановки, загрязненной вод;
15) любых специальных режимов эксплуатации, вызванных поломкой оборудования или неблагоприятными условиями эксплуатации судна;
16) докладов рядовых членов машинной команды в отношении закрепленных за ними обязанностей;
17) наличия средств борьбы с пожаром:
18) состояния заполнения машинного журнала;
19) сверить с записями в машинном журнале обнаруженные отклонения от нормальной эксплуатации:
20) принять на себя ответственность за эксплуатацию машинного отделения и сделать запись в машинном журнале.
3.2 Изучение должностных обязанностей вахтенного механика
Должностные обязанности вахтенного помощника механика
1. Вахтенный помощник механика подчиняется вахтенному механику.
2. Вахтенный помощник механика обязан:
- Получить инструктаж от вахтенного механика перед заступлением на вахту.
- Получить от сдающей вахты сведения о работе технических средств распоряжениях по вахте.
- Убедиться в исправности технических средств.
- Доложить вахтенному механику о приемке вахты.
- Обеспечить эксплуатацию технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями.
- Немедленно докладывать обо всех неисправностях и неполадках и принимать меры к их устранению.
- Поддерживать порядок в МО.
Ведение технической документации, составление графиков технического обслуживания и ремонтных ведомостей.
Общие положения
Машинный журнал является официальным судовым документом и подлежит обязательной регистрации в специальном реестре судовых журналов.
Журнал ведётся непрерывно как во время эксплуатации, так и во время ремонта судна. Объём журнала рассчитан на ведение его в течение одного месяца.
Запрещается внесение в машинный журнал каких-либо записей любыми лицами, кроме капитана, старшего (главного) механика и вахтенных механиков.
Общую ответственность за ведение и сохранность журнала несёт старший (главный) механик. Старший (главный) механик обязан ежедневно проверять правильность ведения журнала, заверять его своей подписью и представлять журнал на подпись капитану.
Порядок заполнения журнала
Запись рабочих параметров энергетической установки производится каждые четыре часа при передаче вахты. Соответствие записей показаниям приборов удостоверяется подписями механиков, сдающего и принимающего вахту.
На каждой вахте записывается время пуска и остановки механизмов. Номенклатура механизмов, продолжительность работы которых учитывается в машинном журнале, устанавливается пароходством для каждой серии судов.
Остатки топлива и масла с разбивкой по сортам и количество ГСМ, принятых в течение суток, записываются в специальной таблице на суточном листе журнала.