Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
краны продувки первой и второй ступеней, а затем дают компрессору поработать на холостом ходу в течение 2—3 мин. За это время холодильники очищаются от конденсата. После этого двигатель компрессора останавливают, а краны продувки оставляют открытыми. Если компрессор останавливают на длительное время, разобщительные клапаны охлаждения компрессора следует закрыть. В последнее время на судах компрессоры работают обычно в автоматическом режиме. В этом случае требуется лишь немного дополнительного оборудования. Необходимо наличие разгрузочного устройства, которое гарантировало бы пуск компрессора без нагрузки, и включение его под нагрузку лишь после того, как будет достигнута необходимая частота вращения.
1.5. Ведение наблюдения за механическим оборудованием и системами
Технико-экономические показатели эксплуатации судовой энергетической установки.
Основные элементы СЭУ: тепловые двигатели; передачи энергии к потребителям, типы передач в главной и вспомогательной установке; потребители энергии (вспомогательные механизмы, движители); системы (трубопроводные системы, обслуживающие СЭУ, общесудовые трубопроводные системы, системы дистанционного и автоматического управления и регулирования, системы контроля и аварийной сигнализации). Виды топлив и смазочных масел.
Тепловые двигатели внешнего и внутреннего сгорания. Определяющий фактор выбора типа ГД для данного судна.
Типы судовых передач энергии: механическая, электрическая, гидравлическая. Преимущества и недостатки одного вида передачи перед другим. Устройство валопровода, его составные части. Назначение, состав и основные элементы судового валопровода. Гребной, дейдвудный, упорный и промежуточные валы. Соединения валов. Опорные и упорные подшипники. Редукторы и муфты. Дейдвудное устройство. Гребные винты фиксируемого и регулируемого шага, их назначение, достоинства и недостатки, области
Контрольно-измерительное оборудование для технического обслуживания, диагностики и ремонта энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем.
Все контрольно-измерительные приборы, применяемые при испытаниях, должны соответствовать правилам Гос. технадзора и палаты мер и весов, проходить проверки и иметь клеймо и паспорт. Измерение температуры деталей и полостей механизмов, подшипников, воды, пара и масла, наружной и внутренних сред производят, как правило, ртутными термометрами. При измерении температуры на расстояние применяют дистанционные термометры (до 473° К) и термопары для температур выше 473° К.
Измерение давления и разрежения осуществляют U-образными дифференциальными манометрами, вакуумметрами и моно-вакуумметрами.
В двигателях, не имеющих ходо уменьшительных устройств, оценку среднего индикаторного давления можно производить с помощью пиметра. Пиметр присоединяется к цилиндру, как и индикатор. Газы из цилиндра, воздействуя на поршенек, перемещают шток, подвешенный к пружине. Шток через систему рычагов развернет вокруг оси маховика, который устанавливается в положение, соответствующее среднему давлению за время цикла. На одной оси с маховиком закреплена указательная стрелка. Кроме механического пиметра применяют пневматические пиметры.
Определение частоты вращения главных и вспомогательных механизмов производится с помощью тахометров, которые по принципу устройства и работы делятся на механические, электрические, гидравлические и вибрационные. Среди механических тахометров различают штатные и ручные. Действие механических тахометров основано на изменении положения вращающихся грузиков, которые под действием центробежных сил при увеличении частоты вращения расходятся и с помощью привода перемещают стрелку.
Гидравлический тахометр представляет собой центробежный масляный насос, создаваемый напор которого изменяется пропорционально изменению квадрата частоты вращения двигателя.
Вибрационные тахометры широко применяют для измерения частоты вращения турбогенераторов. Принцип их работы заключается в наличии пластинок с различными частотами собственных колебаний, каждая из которых кратна определенной частоте вращения турбины, при достижении которого совершает колебания с большой амплитудой. Для получения четких показаний такие тахометры необходимо жестко крепить к корпусу турбины.
Поддержание необходимого уровня воды и давления пара при эксплуатации котла.
Питательная система котла предназначена для непрерывной подачи в котел питательной воды заданной температуры в количестве, обеспечивающем поддержание уровня воды в паровом коллекторе в допустимых пределах.
Поддержание заданного уровня воды в паровом коллекторе является одной из главнейших задач, обеспечивающих надежную работу котла. При высоком уровне воды в котле возможны забросы котловой воды в пароперегреватель и, как следствие, разрушение его конструкций от гидравлических ударов. Интенсифицируется также вредное явление уноса в пароперегреватель влажного пара вместе с содержащимися в нем солями. Отложения солей, в свою очередь, вызывают:
- в пароперегревателях - пережог труб из-за недопустимо высоких температурных режимов;
- в паропроводах и путевой арматуре - выход их из строя, а также являются центрами межкристаллитной коррозии;
Слишком низкий уровень воды в паровом коллекторе котла может привести:
- к срыву естественной циркуляции из-за захвата пара в опускные трубы;
- к упуску воды из котла и оголению парообразующих труб что, в свою очередь, приводит к нарушению режима охлаждения парообразующих труб и, как следствие, к неизбежному пережогу трубной системы котла.
Давление пара, вырабатываемого котлом, находится в прямой зависимости от расхода топлива, подаваемого для сжигания в топку. Чем больше расход топлива, тем более высокое давление пара можно поддерживать в котле при неизменной паропроизводительности. И, наоборот, при поддержании постоянного давления пара за счет изменения расхода топлива можно изменять паропроизводительность котла.
Таким образом, задача регулирования давления пара в котле (или его паропроизводительности) сводится к регулированию расхода топлива, подаваемого в топку котла. Принцип построения систем регулирования давления пара в паровых котлах основан на сравнении заданного значения давления пара с фактическим и изменения количества подаваемого топлива в топку котла в соответствии с расхождением этих значений.
Контроль рабочих параметров судовых двигателей, механизмов и систем.
Помимо систематического контроля рабочих параметров дизеля, необходимо периодически осуществлять углубленный контроль с применением специализированных приборов (индикаторов, максиметров, торзиометров, расходомеров, диагностической аппаратуры).
Индикаторные диаграммы должны сниматься при установившемся режиме дизеля. Если имеется техническая возможность, во время индицирования главного дизеля органы, управляющие подачей топлива в цилиндры, должны быть неподвижны (выставлены на упор). Шаг винта регулируемого шага должен оставаться постоянным. В этом случае при съемке диаграмм допускается колебание частоты вращения вала, вызванное качкой или волнением, не более 2,5% среднего значения. При индицировании дизеля, управляемого через однорежимный или всережимный регулятор, необходимо следить за устойчивостью нагрузки по индексам топливных насосов или положению других органов, управляющих цикловой подачей топлива.
Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива или угла опережения подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (топливных насосов и форсунок), механизма газораспределения, а также в исправности контрольно-измерительных приборов. Регулировка на основании случайных замеров или замеров на кратковременных недостаточно установившихся режимах запрещается. Запись о регулировке должна быть внесена в машинный журнал.
Несение машинной вахты в качестве дублера вахтенного механика.
Несение вахты:
Моторист, стоящий во время вахты не имеет права без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. При нормальной работе дизеля и других механизмов вахтенный моторист обязан находиться на своем рабочем месте согласно расписанию по заведованию и несению вахты. Через каждые полчаса вахтенный моторист проверяет работу главного дизеля и вспомогательных механизмов по контрольно-измерительным приборам и на ощупь, обращает особое внимание на работу системы топливоподготовки, на работу топливоподкачивающего насоса, топливных насосов и форсунок, работу газотурбонагнетателя, работу системы смазки и системы охлаждения, производит подачу смазки к объектам, смазываемым вручную.
Согласно инструкции завода-строителя, через установленное время по заданию вахтенного механика переключает запасные топливные и масляные фильтры, чистит рабочие фильтры, запускает резервные сепараторы топлива (масла) и чистит рабочие или включает систему очистки на самоочищающихся сепараторах. Проверяет температуру и состояние дейдвудного сальника и в случае его нагрева докладывает вахтенному механику.
Следит за цветом и температурой отходящих газов. В случае превышения допустимой разницы температуры газов между отдельными цилиндрами (10—20° С) докладывает вахтенному механику. Следит за показаниями тахометров главного и вспомогательных двигателей. Принимает участие в снятии индикаторных диаграмм.
В случае возникновения аварийной ситуации в работе главного дизеля или вспомогательных механизмов немедленно докладывает вахтенному механику, а если авария может разрушить работающие механизмы и создать угрозу человеческой жизни, — останавливает аварийный агрегат. Принимает активное участие в профилактических и ремонтных работах.
1.6. Проведение ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем
Инструмент для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем.
Ремонт двигателя в цехе сокращает сроки ремонта, однако последующие работы на судне по монтажу и центровке двигателя могут быть весьма трудоемкими, поэтому необходимость демонтажа в каждом отдельном случае должна быть обоснована.
При капитальном ремонте двигателя в цехе основными этапами являются: разборка; дефектация (выявление износов и повреждений); восстановление деталей; изготовление новых деталей взамен забракованных; узловая сборка; общая сборка двигателя; испытание в цехе; монтаж на судовом фундаменте; испытание на судне.
Демонтажные работы начинают с отсоединения от двигателя всех трубопроводов, предварительно удалив из них и из двигателя воду, масло и топливо; затем снимают с двигателя контрольно-измерительные приборы, арматуру; все отверстия закрывают заглушками. Одновременно ведут работы по разборке площадок, приводов к арматуре и других частей, соединяющих двигатель с конструкциями корпуса судна. Затем разъединяют фланцы коленчатого и приводного валов, отсоединяют двигатель от судового фундамента, выгружают и транспортируют в цех, где устанавливают в горизонтальном положении на специальный фундамент или металлические балки.
1.5. Ведение наблюдения за механическим оборудованием и системами
Технико-экономические показатели эксплуатации судовой энергетической установки.
Основные элементы СЭУ: тепловые двигатели; передачи энергии к потребителям, типы передач в главной и вспомогательной установке; потребители энергии (вспомогательные механизмы, движители); системы (трубопроводные системы, обслуживающие СЭУ, общесудовые трубопроводные системы, системы дистанционного и автоматического управления и регулирования, системы контроля и аварийной сигнализации). Виды топлив и смазочных масел.
Тепловые двигатели внешнего и внутреннего сгорания. Определяющий фактор выбора типа ГД для данного судна.
Типы судовых передач энергии: механическая, электрическая, гидравлическая. Преимущества и недостатки одного вида передачи перед другим. Устройство валопровода, его составные части. Назначение, состав и основные элементы судового валопровода. Гребной, дейдвудный, упорный и промежуточные валы. Соединения валов. Опорные и упорные подшипники. Редукторы и муфты. Дейдвудное устройство. Гребные винты фиксируемого и регулируемого шага, их назначение, достоинства и недостатки, области
Контрольно-измерительное оборудование для технического обслуживания, диагностики и ремонта энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем.
Все контрольно-измерительные приборы, применяемые при испытаниях, должны соответствовать правилам Гос. технадзора и палаты мер и весов, проходить проверки и иметь клеймо и паспорт. Измерение температуры деталей и полостей механизмов, подшипников, воды, пара и масла, наружной и внутренних сред производят, как правило, ртутными термометрами. При измерении температуры на расстояние применяют дистанционные термометры (до 473° К) и термопары для температур выше 473° К.
Измерение давления и разрежения осуществляют U-образными дифференциальными манометрами, вакуумметрами и моно-вакуумметрами.
В двигателях, не имеющих ходо уменьшительных устройств, оценку среднего индикаторного давления можно производить с помощью пиметра. Пиметр присоединяется к цилиндру, как и индикатор. Газы из цилиндра, воздействуя на поршенек, перемещают шток, подвешенный к пружине. Шток через систему рычагов развернет вокруг оси маховика, который устанавливается в положение, соответствующее среднему давлению за время цикла. На одной оси с маховиком закреплена указательная стрелка. Кроме механического пиметра применяют пневматические пиметры.
Определение частоты вращения главных и вспомогательных механизмов производится с помощью тахометров, которые по принципу устройства и работы делятся на механические, электрические, гидравлические и вибрационные. Среди механических тахометров различают штатные и ручные. Действие механических тахометров основано на изменении положения вращающихся грузиков, которые под действием центробежных сил при увеличении частоты вращения расходятся и с помощью привода перемещают стрелку.
Гидравлический тахометр представляет собой центробежный масляный насос, создаваемый напор которого изменяется пропорционально изменению квадрата частоты вращения двигателя.
Вибрационные тахометры широко применяют для измерения частоты вращения турбогенераторов. Принцип их работы заключается в наличии пластинок с различными частотами собственных колебаний, каждая из которых кратна определенной частоте вращения турбины, при достижении которого совершает колебания с большой амплитудой. Для получения четких показаний такие тахометры необходимо жестко крепить к корпусу турбины.
Поддержание необходимого уровня воды и давления пара при эксплуатации котла.
Питательная система котла предназначена для непрерывной подачи в котел питательной воды заданной температуры в количестве, обеспечивающем поддержание уровня воды в паровом коллекторе в допустимых пределах.
Поддержание заданного уровня воды в паровом коллекторе является одной из главнейших задач, обеспечивающих надежную работу котла. При высоком уровне воды в котле возможны забросы котловой воды в пароперегреватель и, как следствие, разрушение его конструкций от гидравлических ударов. Интенсифицируется также вредное явление уноса в пароперегреватель влажного пара вместе с содержащимися в нем солями. Отложения солей, в свою очередь, вызывают:
- в пароперегревателях - пережог труб из-за недопустимо высоких температурных режимов;
- в паропроводах и путевой арматуре - выход их из строя, а также являются центрами межкристаллитной коррозии;
Слишком низкий уровень воды в паровом коллекторе котла может привести:
- к срыву естественной циркуляции из-за захвата пара в опускные трубы;
- к упуску воды из котла и оголению парообразующих труб что, в свою очередь, приводит к нарушению режима охлаждения парообразующих труб и, как следствие, к неизбежному пережогу трубной системы котла.
Давление пара, вырабатываемого котлом, находится в прямой зависимости от расхода топлива, подаваемого для сжигания в топку. Чем больше расход топлива, тем более высокое давление пара можно поддерживать в котле при неизменной паропроизводительности. И, наоборот, при поддержании постоянного давления пара за счет изменения расхода топлива можно изменять паропроизводительность котла.
Таким образом, задача регулирования давления пара в котле (или его паропроизводительности) сводится к регулированию расхода топлива, подаваемого в топку котла. Принцип построения систем регулирования давления пара в паровых котлах основан на сравнении заданного значения давления пара с фактическим и изменения количества подаваемого топлива в топку котла в соответствии с расхождением этих значений.
Контроль рабочих параметров судовых двигателей, механизмов и систем.
Помимо систематического контроля рабочих параметров дизеля, необходимо периодически осуществлять углубленный контроль с применением специализированных приборов (индикаторов, максиметров, торзиометров, расходомеров, диагностической аппаратуры).
Индикаторные диаграммы должны сниматься при установившемся режиме дизеля. Если имеется техническая возможность, во время индицирования главного дизеля органы, управляющие подачей топлива в цилиндры, должны быть неподвижны (выставлены на упор). Шаг винта регулируемого шага должен оставаться постоянным. В этом случае при съемке диаграмм допускается колебание частоты вращения вала, вызванное качкой или волнением, не более 2,5% среднего значения. При индицировании дизеля, управляемого через однорежимный или всережимный регулятор, необходимо следить за устойчивостью нагрузки по индексам топливных насосов или положению других органов, управляющих цикловой подачей топлива.
Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива или угла опережения подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (топливных насосов и форсунок), механизма газораспределения, а также в исправности контрольно-измерительных приборов. Регулировка на основании случайных замеров или замеров на кратковременных недостаточно установившихся режимах запрещается. Запись о регулировке должна быть внесена в машинный журнал.
Несение машинной вахты в качестве дублера вахтенного механика.
Несение вахты:
Моторист, стоящий во время вахты не имеет права без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. При нормальной работе дизеля и других механизмов вахтенный моторист обязан находиться на своем рабочем месте согласно расписанию по заведованию и несению вахты. Через каждые полчаса вахтенный моторист проверяет работу главного дизеля и вспомогательных механизмов по контрольно-измерительным приборам и на ощупь, обращает особое внимание на работу системы топливоподготовки, на работу топливоподкачивающего насоса, топливных насосов и форсунок, работу газотурбонагнетателя, работу системы смазки и системы охлаждения, производит подачу смазки к объектам, смазываемым вручную.
Согласно инструкции завода-строителя, через установленное время по заданию вахтенного механика переключает запасные топливные и масляные фильтры, чистит рабочие фильтры, запускает резервные сепараторы топлива (масла) и чистит рабочие или включает систему очистки на самоочищающихся сепараторах. Проверяет температуру и состояние дейдвудного сальника и в случае его нагрева докладывает вахтенному механику.
Следит за цветом и температурой отходящих газов. В случае превышения допустимой разницы температуры газов между отдельными цилиндрами (10—20° С) докладывает вахтенному механику. Следит за показаниями тахометров главного и вспомогательных двигателей. Принимает участие в снятии индикаторных диаграмм.
В случае возникновения аварийной ситуации в работе главного дизеля или вспомогательных механизмов немедленно докладывает вахтенному механику, а если авария может разрушить работающие механизмы и создать угрозу человеческой жизни, — останавливает аварийный агрегат. Принимает активное участие в профилактических и ремонтных работах.
1.6. Проведение ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем
Инструмент для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем.
Ремонт двигателя в цехе сокращает сроки ремонта, однако последующие работы на судне по монтажу и центровке двигателя могут быть весьма трудоемкими, поэтому необходимость демонтажа в каждом отдельном случае должна быть обоснована.
При капитальном ремонте двигателя в цехе основными этапами являются: разборка; дефектация (выявление износов и повреждений); восстановление деталей; изготовление новых деталей взамен забракованных; узловая сборка; общая сборка двигателя; испытание в цехе; монтаж на судовом фундаменте; испытание на судне.
Демонтажные работы начинают с отсоединения от двигателя всех трубопроводов, предварительно удалив из них и из двигателя воду, масло и топливо; затем снимают с двигателя контрольно-измерительные приборы, арматуру; все отверстия закрывают заглушками. Одновременно ведут работы по разборке площадок, приводов к арматуре и других частей, соединяющих двигатель с конструкциями корпуса судна. Затем разъединяют фланцы коленчатого и приводного валов, отсоединяют двигатель от судового фундамента, выгружают и транспортируют в цех, где устанавливают в горизонтальном положении на специальный фундамент или металлические балки.