Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные швартовные тросы подают с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих перемещение судна вдоль причала и отход от него. В зависимости от этих направлений швартовы и получили свои названия. Тросы, поданные с носовой и кормовой оконечностей, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными. Трос, направление которого противоположно его продольному концу, называется шпрингом. Носовой и кормовойшпринги используют для тех же целей, что и продольные. Тросы, поданные по направлению, перпендикулярному причалу, называются носовым и кормовым 6 прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.
Кнехты — литые или сварные тумбы (стальные и чугунные) для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя тумбами на общем основании, имеющими приливы для удержания нижних шлагов троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумб. Устанавливают также кнехты с тумбами без приливов и кнехты с крестовиной. Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе. Кнехты устанавливают в носовой и кормовой частях судна, а также на верхней палубе по обоим бортам симметрично.
Рис. 7 Кнехты.
Клюзы — устройства, через которые пропускают швартовные тросы с судна. Они представляют собой стальные (чугунные) отливки с отверстиями круглой или овальной формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна.
Для проводки швартовных тросов от клюзов к барабанам швартовных механизмов на палубе бака и юта устанавливают металлические тумбы с направляющими роульсами. Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Устанавливают их в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов. Швартовные механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, борту другого судна, швартовной бочке, для перетягивания суднавдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо-отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций. Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные и швартовные шпили, якорно-швартовные лебедки, простые и автоматические швартовные лебедки.
Брашпили и якорно-швартовные шпили имеют барабаны (турачки), которые используют для выбирания швартовных тросов. На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме устанавливают швартовный шпиль, не имеющий цепного барабана. Вертикальное расположение оси вращения швартовного барабана щпиля позволяет выбирать швартов с любого направления. Вогнутая наружная поверхность барабана может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы — закругленные ребра. Вельпсы препятствуют скольжению троса по барабану, однако из-за перегибов на них трос быстрее повреждается. Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, подверженных большому истиранию о шероховатые поверхности, предпочтительнее иметь шпили с гладкими барабанами. Якорно-швартовные лебедки, устанавливаемые на некоторых судах вместо брашпилей, используют при швартовных операциях так же, как и брашпили. Бросательные концы необходимы для подачи швартовных тросов на берег при подходе судна к причалу. Бросательный конец — это растительный линь или плетеный капроновый шнур толщиной 25 мм, длиной 30-40 м, с заделанными на концах небольшими огонами.
Техническое обслуживание сепараторов топлива и масла, фильтров под руководством судового механика.
В процессе эксплуатации сепаратора возможно оседание пакета тарелок барабана. Для сохранения плотной затяжки пакета необходимо добавить одну — две тарелки из числа запасных. При этом, передел завинчивания большой гайки барабана должен оставаться прежним, то есть до совпадения рисок на крышке и большой гайке барабана. Если затянуть гайку до требуемого предела невозможно, добавленную тарелку следует убрать. Один раз в год рекомендуется очищать и регулировать предохранительный лапан. Регулировка клапана на срабатывание при требуемом давлении производится регулирующим винтом клапана. При длительной эксплуатации сепаратора может возникнуть необходимость замены резиновых уплотняющих деталей и шарикоподшипников. Замена уплотнительных колец барабана и сборника не представляет трудности и может быть сделана при кратковременной остановке сепаратора.
Уплотнители насоса и механизма со стороны насоса заменяют при демонтированном насосе, а уплотнитель механизма со стороны электродвигателя — при демонтированных фрикционной муфте и электродвигателе.
При замене шарикоподшипников для выявления дефектов внимательно осмотреть верхнюю и нижнюю опоры и вертикальный вал. Необходимость замены той или иной детали диктуется нарушением нормальной работы узла, куда входить эта деталь.
Техническое обслуживание теплообменных аппаратов и водоопреснительных установок под руководством судового механика.
К приготовлению водоопреснительной установки к действию допускается только персонал, хорошо изучивший инструкцию по обслуживанию этой установки. Приготовление установки к действию производится под наблюдением механика, в заведование которого входит водоопреснительная установка.
Согласно инструкции, все клапаны установки приводятся в соответствующее положение и испаритель заполняется водой до указанного уровня. Воздух выпускается через воздушный кран, который закрывается после заполнения испарителя водой. Затем конденсатор прокачивается охлаждающей водой, приготовляется и запускается вакуумный насос. Плотность соединений водоопреснительной установки, находящихся под вакуумом, проверяется по показаниям вакуумметра.
Рост слоя пены по высоте происходит с большой скоростью при нарушении нормального режима работы испарителя. В результате увеличивается общее количество мелких капель, уносимых с паром, и уменьшается высота парового пространства испарителя.
Работа водоопреснительной установки при прохождении судном каналов, мелководья и при стоянке в порту запрещена и может быть разрешена только старшим или главным механиком в особых случаях.
При выводе водоопреснительной установки из действия прекращается подача греющего пара или воды и усиливается питание и продувание испарителя. Затем прекращается работа вакуумного насоса, отключаются приборы автоматики, прекращается прокачка конденсатора, испаритель и конденсатор осушаются. Испаритель с паровым обогревом заполняется пресной водой так, чтобы греющие элементы его были затоплены. Все клапаны установки приводятся в соответствующее положение. Электропитание насосов и автоматики отключается.
Обслуживание теплообменных аппаратов
Герметичность наружных поверхностей теплообменных аппаратов проверяют ежедневно, а внутренних (трубок и трубных решеток) – один раз в неделю.
Проверку производят течеискателем или обмыливанием. При проверке герметичности трубок их закрывают с одной стороны резиновой пробкой. Трубка считается плотной, если мыльная пена по диаметру трубки не разрывается в течение одной минуты. Обнаруженные неплотности устраняют только после освобождения аппарата от хладагента.
Нарушение развальцовки трубок устраняют их подвальцовкой, а вышедшие из строя трубки заменяют новыми. Глушение трубок конусными пробками допускается как исключение только в рейсе (до 10% теплообменных трубок).
Загрязненные трубки не реже одного раза в течение шести месяцев очищают специальными шарошками, вводимыми в трубки с помощью гибкого вала с электрическим или пневматическим приводом, а затем промывают водой. Медные трубки очищают мягкими резиновыми пробками. Наружную поверхность трубок (внутреннюю поверхность конденсатора – межтрубное пространство) очищают путем продувки сжатым воздухом.
Техническое обслуживание судовых систем (осушительной, балластной, водопожарной) под руководством судового механика.
Профилактические работы в рамках технического обслуживания необходимо проводить регулярно. Они предполагают прочистку труб, смазку механизмов, удаление ржавчины. Специалист должен уделить внимание неисправному оборудованию и сделать его замену. Важно, чтобы новые элементы были аналогичными по параметрам со старыми. Профилактика помогает предупредить возникновение неисправностей и дефектов в системах пожаротушения.
Проверка работоспособности – комплекс технических мер, направленный на проверку исправного функционирования системы. Так как современные системы автоматического пожаротушения оснащаются электроникой, то внешний осмотр, профилактика. Проверка работоспособности должны затрагивать не только технологическую часть, но и электротехническую с сигнализационной.
Даже после всех необходимых замеров и осмотров часто выявляют неисправности в работе. Тогда возможен ремонт с устранением дефектов и заменой неисправных частей.
Заканчивается обслуживание составлением документации о проведенных работах. В конце специалист утверждает результат с заказчиком и дает консультации. Иногда оборудование устаревает и его нужно заменить, могут появиться вопросы о других частях системы. Все работы и консультации по техническому обслуживанию должны соответствовать нормативным документам.
Техническое обслуживание гидравлических систем и приводов под руководством судового механика.
При техническом обслуживании гидросистем необходимо соблюдать следующие правила.
-
Регулярно проводить профилактические мероприятия, предписанные инструкцией по эксплуатации гидрооборудования.
-
Не ремонтировать узлы гидросистем в помещениях механических цехов. -
Регулярно, не реже 1 раза в 12-15 месяцев, заменять рабочую жидкость; после слива масла промыть бак керосином. -
Проверять чистоту фильтров. -
Заливать рабочую жидкость с помощью заправочно-фильт-рующей установки. -
Следить, чтобы температура рабочей жидкости не превышала 60 °С. -
Следить, чтобы мощность, потребляемая электродвигателем регулируемого насоса без расхода масла в систему, не превышала 1,5 кВт.
Ежемесячно нужно брать пробы масла на разных уровнях бака для определения пригодности его для дальнейшей эксплуатации.
При изменении вязкости и плотности более чем на 20 % от номинальных значений масло следует заменить.
Ежегодно следует проверять рабочее состояние всех устройств гидросистемы. При этом проводят разборку, очистку и промывку основных агрегатов, замену или реставрацию изношенных элементов (подшипников, прокладок, уплотнений подвижных деталей). Баки гидростанций следует очистить, удалить все следы ржавчины, промыть и окрасить маслостойкой краской. На снятых трубопроводах отверстия рекомендуется закрывать пластмассовыми или металлическими пробками, нельзя применять для этой цели тряпки и дерево.
Техника безопасности при разборке, осмотре, ремонте и сборке судовой силовой установки и другого судового оборудования.
ДВС
-
Запрещается при пуске дизеля находиться на уровне цилиндровых крышек.
-
Пуск вручную двигателя малой мощности допускается только при наличии безопасных, автоматически выключающихся пусковых рукояток. -
При двухвальной установке работы в картере двигателя можно начинать только после зажима стопора на валопроводе остановленного двигателя. -
Работы в картере двигателя на установке из двух ГД, работающих на один валопровод через редуктор и разобщительные муфты, могут быть начаты только после отключения разобщительной муфты и принятия обычных мер предосторожности при работе в картере. -
Запрещается проводить огневые работы в районе двигателя с открытым картером.