Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1761

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристика каждого возрастного этапа в рамках дошкольного периода будет выступать задачей самостоятельной работы и темой семинарского занятия.
5. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста

Ребенок становится субъектом и приобретает соответствующие признаки не сразу и не случайно. Его развитие, становление сознательной активности, инициативы, творчества, приобретение постепенно свободы и ответственности происходит совместно со взрослыми – сначала с родителями и близкими, а затем с помощью педагогов.

Становление ребенка-субъекта может произойти только в случае, если в процессе его воспитания и обучения взрослые направлены на развитие субъектных свойств и качеств детей с самого раннего детства. И, наоборот, подавление активности и стремления ребенка к самостоятельности ведет к становлению пассивной личности, или личности, отличающейся нервозностью и негативизмом. Систематическое ограничение активности ребенка тормозит его развитие. Оно протекает значительно дольше, с большим количеством психических и физических затрат, сопровождается капризами, продлением во времени кризиса 3-х лет, а затем и других возрастных кризисов. Таким образом, наша задача определить и осмыслить возможности взрослого в становлении ребенка субъектом деятельности, познания и общения. Под взрослыми мы будем понимать широкий спектр людей, близких к ребенку в семье и специалистов ДОУ, профессионально и целенаправленно способствующих развитию детей раннего и дошкольного возраста.

Каковы же эти возможности? В педагогике не может быть однозначных рецептов, как в кулинарии. Мы имеем дело с детьми, личность каждого из которых своеобразна. Все они находятся в разных психологических, педагогических, материальных и др. условиях развития. Не одинаковы и люди, занимающиеся их воспитанием в семье и образовательном учреждении. Однако существуют общие, применимые для всех рекомендации, реализация которых помогает решать обучающие, воспитательные, развивающие задачи.

1. Взрослые, окружающие ребенка, должны быть мотивационно готовы относится к нему как равноправному участнику взаимодействия.

Важно осознавать, что относится к ребенку как к самостоятельной личности, без повсеместного подавления ее активности (например, с целью поддержания порядка дома
, в групповой комнате) значительно труднее, чем самому регулировать действия и поступки воспитанника. Однако тем выше будет и результат совместной работы.

2. Основным фактором, влияющим на становление дошкольника субъектом жизнедеятельности, по мнению Лисиной М.И., выступает его конструктивное общение со взрослым (6).

Он стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности через выражение своего отношения к окружающему и оценочный подход. Взрослый организует деятельность ребенка с самого раннего возраста, обеспечивая накопление им индивидуального опыта, представляет образцы деятельности, дает критерии ее правильного выполнения. Он же организует совместную деятельность со сверстниками, помогая детям усвоить правила поведения в разных ситуациях общения. Функцией взрослого является стимулирование самостоятельной, творческой активности ребенка в ходе занятий, игр, трудовой деятельности, оказание ему необходимой, дозированной помощи.

3. В становлении ребенка субъектом жизнедеятельности важна позиция взрослого по отношению к дошкольнику. В практике воспитания сегодня просматривается целый ряд таких позиций.

1) Позиция невнимательности к достижениям ребенка, которые кажутся взрослым незначительными. Как следствие, ребенок, не дождавшись положительной оценки, поддержки и внимания начинает действовать отрицательно, желая утвердиться, привлечь внимание к себе.

Недооценка взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению – взрослый прерывает деятельность ребенка, нарушает его планы. Прерывание приводит к протестам, у ребенка не формируется умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, тормозит его инициативу. Такая деятельность взрослого ведет к формированию у ребенка "комплекса беспомощности" – его действия скудны и однообразны, не проявляется самостоятельность и инициатива. Дошкольнику необходимо дать возможность реализовать свое намерение, постепенно переключая его на выполнение режимных процессов.

2) Позиция безнадзорности и безразличия – ребенок в раннем и дошкольном возрасте не выносит безразличия и всяческими способами добивается реакции взрослого. Результатом длительного проявления взрослыми такой позиции становится детский негативизм, выражение протеста в различных формах, а также ярко выраженная пассивная позиция ребенка по отношению к окружающему. Все эти проявления не способствуют полноценному развитию ребенка, его положительных качеств, психических процессов.



3) Позиция "строгих взрослых", которые пристальное внимание уделяют поступкам детей, их незнанию и неумению. Положительные стороны не отмечаются и воспринимаются как должное. В этом случае дети систематически получают отрицательные оценки своих неуспехов и промахов, выступают объектом сравнения с другими детьми. Как следствие, они имеют заниженную самооценку (вплоть до низкой). Отрицательная оценка угнетает инициативу, самостоятельность, активность ограничивается боязнью промахов.

4) Позиция "восторженных взрослых" – они поощряют успехи, положительные стороны, подчеркивают незначительные достижения. Дети становятся малочувствительными к отрицательной оценке других взрослых или сверстников, их самооценка неадекватно завышена. Осознание ее неадекватности на определенном возрастном этапе обусловливает конфликт, как правило, имеющий ярко выраженное негативное внутреннее и внешнее выражение.

5) Позиция "справедливых взрослых" – в равной степени замечают успехи и неудачи, соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется и что порицается. Они уверены в себе, их самооценка адекватна. Справедливая оценка взрослых развивает в ребенке сознательное поведение, уверенность в себе и др.

6) Субъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребенку как инициатору самостоятельной творческой деятельности, как уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, пусть пока непостоянные, не сформировавшиеся, но между тем те, которые нужно учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.

Как мы знаем, положительная оценка действий, поступков ребенка, является важнейшим фактором его развития, регулирования активности. Поощрение взрослых является одним из основных способов развития самосознания подрастающей личности. Положительная оценка стимулирует активность, отрицательная – не ведет в дошкольном возрасте к возрастанию инициативы и самостоятельности. Используя порицание, отрицательную оценку в отношении детей раннего и дошкольного возраста, важно знать, что оценивается сам отрицательный поступок, а не ребенок ("Ты не плохой, но ты поступил плохо, неверно, потому что …"). При оценке деятельности ребенка и ее продуктов необходимо оценить положительное, затем отрицательное и закончить уверенностью в его возможностях.


Таким образом, формирование субъектных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребенка в позицию равноправного участника взаимодействия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.


  1. Ребенок раннего и дошкольного возраста как объект педагогического исследования


Рассматривая ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, мы должны отметить, что такая позиция по отношению к каждому человеку не постоянна, она сменяема в системе отношений "человек – человек". Каждый из нас может находиться в разных позициях. Понятие объект мы применили по отношению к абстрактному дошкольнику, чьи анатомо-физиологические, психологические и другие особенности являются предметом изучения различных наук (психологии, анатомии, физиологии, педагогики и др.).

Возможность отношения к ребенку как субъекту, эффективность целенаправленного формирования его свойств, качеств, способностей определяется знанием педагогами и родителями особенностей, возможностей данного возраста. К.Д.Ушинский отмечал, что для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях.

Оптимизация образовательного процесса в дошкольном учреждении, поиск новых систем и технологий во многом определяется адекватностью научно-педагогических, психологических и др. исследований. При изучении особенностей воспитания, обучения, развития ребенка раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности используется целая система исследовательских методов.

Вспомните и назовите методы научно-педагогического исследования.

Возникает следующий вопрос: "Какое место занимает реальный ребенок в ходе исследований, в процессе применения педагогом различных методов с целью изучения дошкольников?" На этот и другие вопросы, связанные с данной темой нам предстоит ответить в рамках изучения курса "Дошкольная педагогика".

Самостоятельная работа к теме лекции

Характеристика возрастного развития ребенка дошкольного возраста

План

  1. Возрастная периодизация. Критерии выделения возрастных периодов.

  2. Возрастные этапы дошкольного детства

  3. Общая характеристика возрастного развития детей раннего возраста. Специфичность воспитания и обучения детей на данном этапе

  4. Характеристика этапов возрастного развития детей от 3-х до 7 лет. Основные направления воспитания и обучения.


Письменное задание: подготовить таблицу, отражающую основные направления развития детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе (младенчество, ранний возраст, младший, средний, старший дошкольный возраст). Ниже предложен один из вариантов таблицы.
Основные направления развития детей раннего и дошкольного возраста


Возрастной период

Особенности развития личности

Развитие деятельности

Развитие психических процессов

Развитие общения и речи

Основные

возрастные

новообразования


Рекомендуемая литература

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1981.

  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.

  5. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

  6. Общение ребенка в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. – М., 1990.

  7. Педагогика раннего возраста. / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М., 1998.

  8. Ступени общения: от года до семи лет. / Под ред. Г.Н.Галигузовой, Е.О.Смирновой. – М., 1992

  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1995.

  10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. // Избранные психологические труды. – М., 1978.