Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2142

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Дошкольное образование в целостной системе образования РФ

План

  1. Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования.

  2. Место дошкольного образования в целостной системе образования. Цели, задачи дошкольного образования.

  3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе дошкольного образования (Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция дошкольного воспитания, Федеральная программа развития образования, Типовое положение о дошкольном учреждении и др.).

  4. Модернизация дошкольного образования. Проблемы и основные направления развития современного дошкольного образования.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить тезисы нормативных документов к вопросу № 3 данного занятия. С помощью прочитанных материалов выстроить свою точку зрения на основные вопросы лекции.

  2. Подготовить библиографию статей из журналов «Вестник образования», «Дошкольное воспитание», «Управление в ДОУ», посвященных вопросам модернизации дошкольного образования (программы, проекты модернизации, анализ проблем и тенденции развития дошкольного образования). На основе прочитанного выстроить собственную позицию по этому вопросу, приготовиться отразить ее в ходе группового обсуждения.

  3. Ознакомьтесь с текстами основных нормативных документов: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, ФГОС дошкольного образования, федеральные государственные требования к содержание основной образовательной программы дошкольного образования (сайт Министерства образования РФ). Подготовьте презентацию данных документов, отражающую основное содержание документа и вашу педагогическую точку зрения по поводу прочитанного).

Рекомендуемая литература

  1. Антонов Ю.Е. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании в РФ // Управление ДОУ. 2006. № 8.

  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

  3. Венгер Л.А., А.В. Запорожец Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1990. № 8.

  4. Ворсина Н.М., Сапрыкина Л.А. Программа развития ДОУ. – Барнаул, 2003.

  5. Всероссийский эксперимент "Развитие новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях". Вып.4. Сб. статей и документов. – М., 2002.

  6. Доронова Т.Н. Право на образование // Дошкольное воспитание. 2001. № 10.

  7. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  8. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.

  9. Закон РФ "Об образовании" (1992). – М., 1996.

  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  11. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.

  12. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989.

  13. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. № 4.

  14. Крулехт М.В. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2003. № 5.

  15. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 7 – 10; 1998. № 1, 4, 10.

  16. Кудрявцев В.Т. еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 3, 4.

  17. Кулакин Г.К. Строительство будущего начинается с социального заказа на дошкольное образование // Управление ДОУ 2003. № 3.

  18. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования // Управление ДОУ. – 2004, № 2.

  19. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

  20. О ходе разработки Госстандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 1994. - №10.

  21. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 11.

  22. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание.2003. № 3.

  23. Парамонова Л.А. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 6.

  24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.

  25. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.

  26. Психолого-педагогический словарь/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.

  27. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999.

  28. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. - № 2. – 1995.

  29. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – № 8. - 1996.

  30. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.

  31. Стеркина Р.Б. Еще раз о государственных образовательных стандартах // Дошкольное воспитание. 2002. № 5.

  32. Типовые положения о ДОУ. М., 2005.

  33. Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 1994.

  34. Федеральный закон об утверждении федеральной программы развития образования // Вестник образования № 12. - 2000.





  1. Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Современное российское образование – непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации, демократизации. Право на образование является одним из конституционных прав граждан России.

Образование выполняет ряд функций:

- формирование нравственного облика человека;

- повышение культурного уровня общества, передача социального опыта;

- повышение образовательного уровня общества;

- повышение профессионального уровня.

Образование как личностная ценность:

- помогает человеку быстрее адаптироваться в обществе;

- повышает интеллектуальный уровень человека;

- развивает способности личности;

- способствует формированию целостного образа «Я» человека, становлению личности и программированию ее саморазвития;

- удовлетворение познавательных потребностей личности во всех направлениях.

Механизмом и условием для получения человеком образования на разных его уровнях выступает система образования. Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а так же удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

В условиях мобильного общества важна возможность для образования каждой личности, на любом возрастном этапе. Ключом к решению этой задачи является создание непрерывной системы образования.

Непрерывное образование – деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умений учащихся и подготовку к исполнению социальных и профессиональных обязанностей

, а так же к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

Система образования в РФ составляет совокупность взаимодействующих (как отмечается в законе «Об образовании»):

- образовательных программ и государственных стандартов;

- сети реализующих их образовательных учреждений различных форм, типов и видов;

- органов управления образованием.

Таким образом, образование является необходимой ценностью для человека, общества и государства. Оно направлено на развитие и саморазвитие личности, усвоение ею социального опыта, необходимого для адекватного вхождения в социум. Образование обеспечивается сетью образовательных учреждений разных типов и видов. Эти учреждения, органы управления ими, совокупность государственных программ и стандартов составляют систему образования. Образование должно обладать качествами: непрерывностью, интегративностью, гуманистической направленностью, вариативностью и др. Непрерывное образование направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека на любом возрастном этапе. Получение образования является конституционным правом граждан РФ.


  1. Место дошкольного образования в целостной системе образования. Цели, задачи дошкольного образования


Структуру системы образования составляет совокупность уровней и ступеней.
С труктура системы непрерывного образования

Рисунок 1. Система образования РФ

Дошкольное образование – первое звено в системе образования, которое закладывает фундамент физического, социально-нравственного, когнитивного, психического, эстетического развития личности. Этот тезис был пропечатан еще в 1918 г. в «Положении о единой трудовой школе». Система дошкольного образования находится в постоянном изменении, связанными с интенсивными изменениями в обществе. Она выполняет социальный заказ общества, выступает одним из факторов его развития.

Дошкольное образованиев России реализуется сетью дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, сегодня дискуссионными является вопрос о формах получения детьми дошкольного образования. Вариативными представляются: гувернерство, группы кратковременного пребывания (для детей раннего возраста, для подготовки к школе, досуговые, оздоровительные, летние); учреждения, обеспечивающе предшкольную подготовку детей, не посещающих ДОУ; Центры развития и образования и др. Не редки мысли только о семейном воспитании детей в дошкольный период. Однако, по многочисленным опросам родителей, детский сад выступает как необходимый институт воспитания, обучения, развития детей, как источник профессиональной помощи семье в осуществлении дошкольного образования. В услугах ДОУ нуждается основной процент российских семей, что актуализирует значимость развития системы дошкольного образования, подготовки профессиональных педагогических кадров для работы с детьми. Сохранение и развитие сети дошкольных учреждений сегодня является важной функцией государства и Управления дошкольного образования Минобразования.


Российские ДОУ предназначены для детей до 7 лет. Здесь закладываются основы личности и деятельности, происходит подготовка к дальнейшему обучению в средней общеобразовательной школе.

Целью дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие дошкольников в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и детьми (Концепция дошкольного воспитания». В законе «Об образовании» отмечается: «Цель дошкольного образования – обеспечить воспитание детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных особенностей дошкольников, коррекция возникающих нарушений в развитии».

ДОУ решает целый ряд образовательных задач:

  1. Осуществление охраны жизни и здоровья детей;

  2. Всестороннее воспитания личности от 0 до 7 лет.

  3. Обеспечение интеллектуального, личностного, психического и физического развития дошкольников;

  4. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  5. Подготовка детей к школе.

  6. Взаимодействие с семьей, школой, медицинскими и досуговыми, оздоровительными центрами в интересах полноценного развития детей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), затем в детских домах, интернатах. Сегодня создаются институты патронажных семей, детские дома семейного типа, где воспитание приближается к условиям семенного. Сегодня государство большое внимание уделяет вопросам семьи, усыновлению и опеки детей-сирот. Продумываются и внедряются механизмы стимулирования и помощи семьям, опекающих этих детей.


  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность

в системе дошкольного образования

Действие системы дошкольного образования регламентируется целым рядом нормативных документов:

- Законом «Об образовании»;

- Конвенцией о правах ребенка;

- Федеральной и региональными программами развития образования;

- Концепцией дошкольного воспитания;

- Типовым положением о дошкольном учреждении;

- государственным стандартом дошкольного образования;

- программами воспитания и обучения детей в ДОУ.

Закон «Об образовании» – определяет правовые основы действия системы дошкольного образования. В нем закрепляется право каждого человека на получение образования. Закон отражает государственную политику в области образования граждан, формы получения образования. В нем определены цели и задачи, структура и функции каждого звена системы образования, обозначены механизмы работы этой системы. В статье 18. Дошкольное образование отмечается, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В помощь семье действует система ДОУ, решающая задачи оздоровления, воспитания, обучения, развития, коррекции нарушений в развитии дошкольников. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания в младенческом возрасте. Местная администрация организует и координирует финансовую, методическую, диагностическую, консультативную помощь семьям, воспитывающим детей в домашних условиях.


Конвенция о правах ребенка – документ, объединяющий в себе высокие социально-нравственные, правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослого с детьми, т.е. утверждают нормы общечеловеческой культуры. В Конвенции указывается, что ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не установлен более ранний возраст. Документ определяет спектр прав детей, которые важно соблюдать всем окружающим взрослым для полноценного развития, сохранения и укрепления здоровья, безопасности жизни (право на жизнь, на имя, гражданство, заботу родителей и государства, на охрану здоровья, на свободу мысли, совести и религии, на защиту индивидуальности и интересов ребенка, на участие в жизни общества и др.). В этом документе ребенку с раннего возраста гарантировано право на образование. Оно включает следующие аспекты: возможность посещения образовательного учреждения; создание условий для образовательной деятельности; содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе; отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении достоинства ребенка.

Концепция дошкольного воспитания (1995 г.) – определяет совокупность взглядов науки, общественности на современное дошкольное образование – его место в системе образования, цели и задачи этой ступени, основные направления работы специалистов, способы взаимодействия с детьми, родителями, школой. Так же концепция отражает современные теоретические основы понимания дошкольного детства.

Основы государственной политики в области образования отражаются в целевых Федеральных программах, которые выстраиваются на основе анализа проблем в области образования и социального развития. Федеральные программы конкретизируются региональными, которые учитывают национальные, региональные, культурные, климатические и др. особенности региона. Главная цель этих программ – развитие системы образования в соответствии с современными потребностями общества. Контроль за выполнением Федеральных и региональных программ осуществляется Правительством РФ и местными органами управления образованием. Сегодня существуют отдельные федеральные программы «Дети России», «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Чернобыля» и др.

Типовое положение о дошкольном учреждении имеет сегодня 3 редакции в 1989 г., 2008г. и 2012 г (дополненное, на которое мы сегодня опираемся). Оно внесло коррективы в уже имеющееся положение и регулирует деятельность государственных, муниципальных ДОУ. В нем определены задачи ДОУ: