Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2140
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно- речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
В Типовом Положении определены следующие типы ДОУ: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного возраста; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции отклонений в развитии детей; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным оздоровительным направлением; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка – с углубленными программами психического и физического развития, коррекцией и оздоровлением всех детей.
В Типовом положении разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии. На основании Типового положения каждое ДОУ создает свой устав, который определяет порядок его работы, права и обязанности участников педпроцесса, порядок приема специалистов, способы оказания дополнительных услуг, описывает социальные гарантии и льготы работников.
Вышеописанные документы определяют нормативно-правовые, организационные основы деятельности и направления развития системы дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования регламентируется государственным стандартов в области дошкольного образования и образовательными программами.
Стандарт (англ. - образец, основа, мерило). Образовательный стандарт - определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В системе дошкольного образования пока стандарта нет, он находится на стадии разработки и апробации. Этот процесс начался в 1990 годы в связи с необходимостью стандартизации всех ступеней образования. Сложность возрастной ступени, специфика работы ДОУ, его задач, отсутствие учебной деятельности детей обусловливают и особую форму стандарта дошкольного образования. Сегодня действует временный стандарт дошкольного образования - Примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (утверждены Минобразования 22.08.96г.).
На сегодняшний момент утвержден ФГОС дошкольного образования (14.06.2013), определяющий нормативные и содержательные ориентиры деятельности педагогов ступени дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования призван обеспечить защиту ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, направлен на обеспечение единства образовательного пространства, обеспечение качества дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования представляет собой федеральный компонент стандарта. Существуют еще два компонента стандарта образования (независимо от ступени):
1) национально-региональный компонент призван отражать социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности региона. Эти особенности находят свое отражение в стандарте и позволяют вносить дополнения в основную образовательную программу («Наша Родина – Алтай»).
2) вариативнный компонент, позволяющий конкретным ДОУ и педагогам разрабатывать собственное содержание воспитания и обучения детей (кружковая работа, парциальные программы), которое должно быть оценено органами управления образованием с позиции качества и возрастных возможностей и потребностей детей.
Требования стандарта служат ориентиром для разработки образовательных программ для ДОУ, которые конкретизирую стандарт. Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности (в нашем случае образовательные программы в области дошкольного образования определяют содержание воспитания и обучения детей от 0 до 7 лет). В образовательной программе прописывается содержание разделов, тем, расположенных по возрастным группам (ступеням). Подробнее об образовательных программах для ДОУ и госстандарте смотреть в курсе «Дидактика». Требования к современной образовательной программе дошкольного образования определены в ФГОС, принятом министерством образования в 2013 году. Тексты документов представлены в приложении пособия.
Таким образом, нормативные документы регламентируют нормативно-правовые, организационные, содержательные и методические основы действия системы дошкольного образования.
-
Модернизация дошкольного образования. Проблемы и основные направления развития современного дошкольного образования
Современное дошкольное образование находится в неоднозначной ситуации. С одной стороны дошкольное образование является основосоздающей, значимой ступенью образования. Количество дошкольников, нуждающихся в ДОУ, превышает количество реальных мест в детских садах. Вместе с тем, финансовое положение большинства детских садов, достаточно низкий престиж профессии воспитателя, низкая заработная плата привели во многих местах к кадровому кризису. Высококвалифицированные молодые специалисты не занимают места в ДОУ. В качестве воспитателей часто работают специалисты с другой специальностью (учитель литературы, начальных классов, инженеры, работники культуры). Отсутствие специального образования во много раз увеличивает этап адаптации педагога в профессии, снижается качество образования. Работающие педагоги не всегда стремятся к саморазвитию. Наряду с такой ситуацией существует значительное число дошкольных учреждений, работающих по новым программам, ведущих опытно-экспериментальную работу, изучающих и внедряющих новые технологии дошкольного образования, сохраняя позитивное из имеющегося опыта.
Сегодня много пишется и говорится о модернизации системы образования, дошкольного в том числе. Модернизация связывается с объективной потребностью в изменениях имеющейся ситуации в дошкольном образовании, в работе дошкольных учреждений.
Рассмотрим тенденции, перспективы и проблемы дошкольного образования в связи с произошедшим изменением статуса.
Дошкольное воспитание стало дошкольным образованием, что является мировой тенденцией. Как следствие, дошкольное образование стало полноправной (кроме того исходной, базосоздающей) ступенью образования наряду со школьным и вузовским образованием (закон РФ «Об образовании»).
Выделим основные, на наш взгляд, проблемы дошкольного образования.
1. Недостаточная экономическая и социальная защищенность системы образования и конкретно системы дошкольного образования. Отсюда – невысокая заработная плата воспитателей, бедность развивающей среды ДОУ, необходимость постоянного подключения финансов родителей (помимо фактической родительской оплаты и др.). Не смотря на введение новой системы оплаты труда педагогов, наличие стимульных надбавок, компенсации семье части родительской оплаты за ДОУ, появление платных образовательных услуг – ситуация далека до расцвета системы.
2. Кадровая проблема. Нестабильность педагогического коллектива, недостаточная компетентность педагогов ДОУ, недостаточная мотивация на самосовершенствование, ведение экспериментальной деятельности. Старение педагогических кадров в ДОУ.
3. Утвержденны ФГОС дошкольного образования недостаточно четко определяет содержание дошкольного образования на современном этапе. Не полная решенность этой проблемы не позволяет оценивать дошкольное образование как полноценную образовательную ступень, затрудняет отслеживание качества деятельности специалистов ДОУ, осложняет процесс установления преемственных связей со школой и др. При этом важно избежать, как отмечают многие ученые, нормирования развития ребенка, так как норма здесь категория условная. Утвержденный стандарт в качестве основной цели дошкольного образования выделяет освоение детьми основной образовательной программы, что превращает ДОУ в школьное подразделение и выводит на первый план в оценке качества дошкольного образования знания и умения. Тем самым категория детства перестает иметь ценность, а это время становится очередным этапом учения. Единой нормы развития для всех дошкольников не существует, ее не может быть. Так, В.Т. Кудрявцев отмечает, что нет единой стратегии развития системы. ФГОС не стал выстроенной системой связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических приоритетов. Стандарт должен ответить на вопросы:
чему, как, кого и кому учить. При этом не должна теряться самоценность периода дошкольного детства, его сензитивные возможности в развитии образности, воображения, творчества, видов деятельности в специфических видах детской активности.
4. Отсутствие широких возможностей для повышения квалификации педагогов и обмена опытом осуществления дошкольного образования (за пределами ДОУ, района, города, села, края, страны).
5. Проблема обеспечения единого образовательного пространства в дошкольном образовании. Обеспечение равнозначных условий для образования дошкольников в городе и на селе.
6. Слабые связи между педагогической наукой и практикой дошкольного образования. Недостаточное использование достижений сторон для развития системы дошкольного образования.
7. Недостаточное количество мест в ДОУ, которые являются востребованными большинством российских семей.
8. Недостаток учреждений, оказывающих образовательные услуги семьям, чьи дети не посещают детский сад по причинам здоровья, необходимости получения особых образовательных услуг.
9. Увеличение количества детей с проблемами в развитии, которые нуждаются в специальных условиях и коррекционно-педагогической помощи.
10. Практически отсутствие учреждений, групп для одаренных дошкольников, детей с высокими образовательными потребностями.
11. Снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Организация физкультурно-оздоровительной работы, поиск методов воспитания ценностного отношения детей и семей дошкольников к своему здоровью.
12. Смещение акцентов в сторону подготовки детей к школе, интеллектуального развития. Снижение времени на игры, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание дошкольников.
13. Слабые преемственные связи ДОУ, семьи, школы, учреждений образования и культуры, досуга.
14. Недостаточность действия психолого-педагогической диагностики на разных этапах образовательного процесса в ДОУ.
15. Слабая материальная база, бедная предментно-пространственная среда в ДОУ, ее редкая сменяемость. Нерациональность использования помещений ДОУ. Бедное, единообразное оборудование на прогулочных участках.
16. На фоне активизации инновационной деятельности в ДОУ появляются пособия, методики, программы, которые не могут быть использованы в работе с детьми по причине не учета закономерностей развития, воспитания и обучения в дошкольный период. Это является следствием недостатка контроля и экспертизы внедряемых специалистами инноваций.
17. Недостаточное внимание педагогов ДОУ к индивидуальности детей – их особенностям характера, одаренности, семейной ситуации и др.
18. Сокращение специалистов дополнительного образования, психологов в ДОУ.
19. Разрыв в качестве предоставляемых образовательных услуг в ДОУ и сельской местности.
Выделенные проблемы можно условно разделить на объективные и субъективные. Низкий престиж педагогической профессии в обществе, финансирование системы дошкольного образования порождают большинство кадровых проблем, проблемы мотивации и повышения квалификации и др. Выделяя эти проблемы, необходимо отметить, что не все из них имеют место в каждом ДОУ. Сегодня большой процент детских садов стремиться к самосовершенствованию, ищет дополнительные формы финансирования, внедряют новые и грамотно реализуют уже имеющиеся технологии и методики воспитания и обучения дошкольников. Начинают развиваться другие формы получения детьми дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход ко всем участникам образовательного процесса работает на воспитание личности-субъекта, готового к диалогу, сотрудничеству, творчеству. А значит, мы воспитываем интересную, разностороннюю личность готовую не только к усвоению, но и обогащению социального опыта. Главная ценность сегодняшнего дошкольного образования – творчески работающие педагоги, дети и их родители, которые любят и развивают дошкольников не смотря на многообразие проблем и нестабильность в нормативных ориентирах,
Не менее важно понять проявляющиеся сегодня тенденции развития образования, которые не обходят и звено дошкольного образования.
Гуманизация – приоритетность личностного развития субъектов образования (детей, родителей, педагогов), построение образовательного пространства в соответствии с закономерностями человеческого развития, ориентация на всестороннее, гармоничное развитие ребенка, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития, раскрытие его сущностных сил (задатков, склонностей, направленности личности). В.А. Сластенин отмечает, что гуманизация – это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Ведущим направлением гуманизации считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям.
Демократизация – связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает открытость образования, развитие активности и творчества ее субъектов.