Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2103
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Функция самореализации ребенка в игре. Одна из основных. Игра – это реализация плана, намерения, исполнения желания самим ребенком. Это сфера реализации себя как личности. При этом ребенку важен процесс игры, а не ее результат. Игра предоставляет возможность деятельности, практики как способа применения и проверки своего опыта. Результаты игровых открытий переносятся на совершенствование практической деятельности ребенка. Для действительной активной жизни у дошкольников мало опыта, поэтому игра - возможность активно действовать в игровой, воображаемой ситуации, выполнять роли, присущие взрослым. Роль взрослого в этом процессе – организация игрового пространства для ребенка, стимулирующего активное усвоение предметов и явлений окружающего мира, желание внести эти предметы в свой игровой контекст.
4) Коммуникативная функция. Функция организации общения в детском сообществе. Игра – деятельность коммуникативная. Она имеет два плана коммуникации – реальный и игровой. Игра позволяет ребенку усваивать нормы общения и отношений, стимулирует его коммуникативную активность ребенка. В игре дети быстро сходятся, обмениваются опытом. Общение, по О.С. Газман, – основной энергетический источник игры. Игры формируют в ребенке непосредственность, общительность, обаяние. В игровой деятельности существуют реальные общественные отношения. Игра способствует развитию коллектива детей. В игре каждый реализует свой личностный, творческий, деятельностный потенциал и учится согласовывать свою деятельность и поведение с другими участниками игры.
Коллективный игровой опыт уходит в опыт трудовых, организаторских, коммуникативных умений.
Положение ребенка «вне игры», непринятие его играющими является сигналом для внимания и индивидуальной работы педагога ДОУ с этим дошкольником. Такая работа основывается на диагностике причин сложившейся ситуации и ее целенаправленном, последовательным и корректным изменением.
5) Диагностическая функция игры. В игре прослеживается максимум информации о качествах, активности, знаниях, умениях ребенка, его отношениях к другим и других людей к нему, семейной ситуации, страхах, волнениях, эмоциональных состояниях и др.
Ребенок в игре осуществляет самодиагностику своих сил, способностей, возможностей самовыражения. Игра побуждает ребенка к самопознанию. Большое количество игр построено на принципе «познай себя» (дидактические, подвижные, коллективные игры, компьютерные игры). А.С. Макаренко утверждал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. В игре наглядно видны качества ребенка, то, что он берет из жизни, чего ему не достает, над чем трудиться воспитателю».
6) Игротерапевтическая функция. Функция снятия в игре переживаний, напряжения, страхов ребенка. Игра – средство преодоления возникающих трудностей в общении с другими, в поведении, в учении. Так, страшилки, дразнилки, считалки, говорилки являются мощным средством игротерапии и транслятором культурных традиций. Д.Б. Эльконин указывал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Практика новых отношений приводит ребенка к решению своих проблем. Игротерапевтическая функция включает релаксационную функцию – функцию снятия (или уменьшения) эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему (вследствие эмоциональных переживаний, напряженного умственного труда и др). Сегодня существуют специальные игровые тренинги («поющие кровати», успокаивающие игрушки).
7) Функция коррекции в игре. Функция внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида. Игра выступает как средство коррекции (познавательной, эмоционально-волевой, деятельностной, личностной сфер), средство развития психических процессов и коррекции речи, мыслительных процессов, двигательной деятельности.
Эксперты показывают, что 96 % педагогов ДОУ не придают значения психокоррекции, не используют игру в этих целях. Сегодня ДОУ посещают дети с ЗПР, испытывающие страхи, нервные состояния, агрессивность, являющиеся следствием нарушений семейных отношений, родовых травм, экологических, экономических и др. проблем. Этот факт еще раз доказывает важность игры во всех ее функциях и проявлениях.
8) Развлекательная функция. Функция доставления удовольствия, радости, положительных эмоций, средство удовлетворения потребности в общении, взаимодействии. Это средство воодушевления, пробуждения интереса к чему-либо. Функция связана с созданием комфорта, благоприятной эмоциональной атмосферы. Игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта. Игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечений к развитию. Игра дает пищу фантазии, выводящей ребенка на развлекательность.
Дж. Локк отмечал: «Дети должны жить счастливо и весело. Развлечения так же необходимы как труд и пища. Развлечения не возможны без удовольствий, которые чаще зависят не от разума, а от воображения. Поэтому необходимо позволять детям делать так, как им нравится, устраняя только вред здоровью и другим людям». В остальных случаях не нужно связывать игры запретами.
Э. Фромм утверждал: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра то же, что работа для взрослых, и то и другое в равной мере плодотворно. Играя, дети прежде учатся, а затем развлекаются».
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, воздействию на ребенка, используемым приемам, происхождению и т.п. Многообразие детских игр делает сложным их классификацию. Существует множество подходов и оснований классификации.
Классификации детских игр
1. Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр:
- на развитие ума – умственные игры;
- на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры;
- на развитие движений – моторные игры.
2. К. Гросс рассматривает виды игр по их педагогическому значению:
- «игры обычных функций» - подвижные, умственные, сенсорные, развивающие;
- «игры специальных функций» - игры-упражнения с целью совершенствования инстинктов – семейные игры. игры в охоту, ухаживание.
3.Ж. Пиаже раскрывал игру как фактор умственного развития. В структуре игры он выделял упражнение, символ, правила. Все игры он разделил на6
- игры-упражнения или сенсорно-двигательные игры;
- символические (вымышленные) игры;
- игры с правилами.
4. П.Ф. Лесгафт делил игры на две группы: имитационные (подражательные) – самостоятельные творческие игры; подвижные игры (игры с правилами).
5. Н.К. Крупская обозначает:
- игры, придуманные самими детьми – это творческие игры;
- игры, придуманные взрослыми – игры с правилами.
Такая классификация является условной, так как в творческих играх тоже есть правила, упорядочивающие игры, определяющие характер ролей и их взаимодействие. В играх с правилами имеет место детское творчество.
6. В Российской педагогической энциклопедии В.В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр:
- игры со скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры – правила определяются сюжетом и ролью, имеют скрытый характер;
- игры с открытыми (фиксированными) правилами – правила создаются специально, они готовы и являются обязательной частью игры, задают ее ход (дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных, игр-забав, интеллектуальных игр).
7. И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова в классификацию детских игр включают:
- сюжетные игры – специфика в условном характере действий;
- игры с правилами – жесткая, формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами. Специфика этих игр – состязательность отношений между участниками, наличие особого результата – выигрыша и победителя, достигшего больших успехов.
Сюжетные игры могут быть индивидуальными и коллективными. Игры с правилами – совместная форма деятельности, предполагающая наличие хотя бы двух человек.
Они выделяют три типа игр с правилами:
- шансовые игры – успех не зависит от усилий играющих;
- игры на физическую компетенцию – успех зависит от развития физических умений, навыков, качеств;
- игры на умственную компетенцию (стратегические игры), где необходимы внимание, память, комбинаторные способности;
- смешанный тип игр, где требуется и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи.
8. С.Л. Новоселова разделяет 3 класса детских игр:
1 класс игр – игры, возникающие по инициативе детей. Они в свою очередь делятся на сюжетные (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры-экспериментирование (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами).
2 класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых: обучающие (автодидактические, предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные игры, учебно-предметные); досуговые (игры-забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные).
3 класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).
9. Саморукова П.Г. делит все детские игры на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.
В творческих играх дети отражают свои впечатления, свое понимание окружающего мира и отношение к нему. Основной вид творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры. В эту группу также входят строительно-конструктивные игры, игры-драматизации, театральные, театрализованные игры, игры-драматизации, режиссерские игры.
Игры с правилами создаются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. По своему воспитательному воздействию эти игры условно подразделяются на дидактические, в которых прежде своего развиваются умственные способности детей, систематизируются их знания. Дидактические игры делятся на настольно-печатные, предметные, словесные. Игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности, игры-забавы и т.д. Не смотря на многообразие авторских классификаций, в них просматриваются общие, объединяющие черты.
Характер игровой деятельности и представленность видов игр в деятельности дошкольников меняется с возрастом.
В младшем дошкольном возрасте для детей актуальны сюжетные игры, имитирующие несложные жизненные ситуации. Правила чаще заключены в самом событии, имеют скрытый характер. Так же в этом возрасте часто используются игры с предметами – мячом, обручем, актуальны подвижные игры.
В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны подвижные игры, игры с правилами, творческие игры (театрализованные, драматизации, режиссерские игры.
-
Структура игровой деятельности дошкольников.
Характеристика ее элементов
Игра – вид детской деятельности и как всякая деятельность имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат.
Дадим краткую характеристику структурных элементов игры.
Мотивация игровой деятельности – обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.
Цель игры – каждая игра имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос, найти прячущихся, выложить карточки по цвету и др.). Цели эволюционируют от подражательных к обдуманным, мотивированным.
Планирование игровой деятельности – представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательности действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере этот компонент проявляется к старшему дошкольному возрасту.
Для игры дети самостоятельно или с помощью взрослого отбирают