Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2102
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
игровые средства – игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка.
Игровые действия – действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли. Каждой из ролей присущ свой комплект основных игровых действий. Так, врач слушает, выписывает лекарства, лечит больного и т.д. в играх с правилами характер и последовательность игровых действий четко регламентируется правилами, без которых игра не возможна.
Результат игры выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка (в активности, положительных эмоциях, одобрении, защищенности, активности, общении). При соответствующем возрасту уровне развития игровой деятельности, она имеет воспитательный, обучающий, развивающий эффект и выполняет социальную, коммуникативную, психотерапевтическую, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции.
5.Место игры в режиме дня дошкольников
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как нормы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, активно развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Крупская Н.К писала:"... игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего мира." Главная задача педагога, по мнению Крупской Н.К., помочь детям в организации игр.
Идею о необходимости "пропитать всю жизнь" маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко. Он выделил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе – определенные задачи руководства.
Научное обоснование игр как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, педагог должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их поправлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, педагогу нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе и задачи, которые касаются отдельных детей.
Исходя из особенностей вида игр, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в игре, методы работы в каждом конкретном случае.
Отечественная педагогика рассматривает игру как средство всестороннего воспитания личности ребенка и форму организации жизни детей, средство формирования детского общества и накопления личностного опыта (быть и проявлять себя как личность в разных жизненных ситуациях).
Таким образом, как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В программе воспитания и обучения в детском саду указано закрепленное время для игр в режиме дня (до утренней гимнастики, на прогулке, после дневного сна). Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.
Педагогические возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. Всестороннее использование игры в педагогическом процессе приводит его в соответствие с объективными закономерностями развития личности в дошкольный период.
Тема 7. Сюжетно-ролевая игра как основной вид игр дошкольников
План
Задания для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб, 2001.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
5. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.
6. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
7. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, 2.
8. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
9. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1988.
10. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
12. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1991.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.
15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
18. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.
19. Нечаева В.Г., Корзакова Е И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966.
20.Новоселова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование
21. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.
22. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
23. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.
24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.
25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986.
26. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.
27.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
28.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольный период. Эта деятельность, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы других видов игр: строительно-конструктивных, театрализованных и др.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.
Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников – окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.
А.В. Запорожец отмечал: "Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в долее широкий мир человеческих стремлений и героических поступков".
Игра занимает важное место в жизни дошкольника, является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую взрослую деятельность, включаться в любые происшествия, проживать «желаемые события». Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.
Игровые действия – действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли. Каждой из ролей присущ свой комплект основных игровых действий. Так, врач слушает, выписывает лекарства, лечит больного и т.д. в играх с правилами характер и последовательность игровых действий четко регламентируется правилами, без которых игра не возможна.
Результат игры выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка (в активности, положительных эмоциях, одобрении, защищенности, активности, общении). При соответствующем возрасту уровне развития игровой деятельности, она имеет воспитательный, обучающий, развивающий эффект и выполняет социальную, коммуникативную, психотерапевтическую, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции.
5.Место игры в режиме дня дошкольников
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как нормы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, активно развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Крупская Н.К писала:"... игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего мира." Главная задача педагога, по мнению Крупской Н.К., помочь детям в организации игр.
Идею о необходимости "пропитать всю жизнь" маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко. Он выделил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе – определенные задачи руководства.
Научное обоснование игр как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, педагог должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их поправлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, педагогу нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе и задачи, которые касаются отдельных детей.
Исходя из особенностей вида игр, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в игре, методы работы в каждом конкретном случае.
Отечественная педагогика рассматривает игру как средство всестороннего воспитания личности ребенка и форму организации жизни детей, средство формирования детского общества и накопления личностного опыта (быть и проявлять себя как личность в разных жизненных ситуациях).
Таким образом, как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В программе воспитания и обучения в детском саду указано закрепленное время для игр в режиме дня (до утренней гимнастики, на прогулке, после дневного сна). Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.
Педагогические возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. Всестороннее использование игры в педагогическом процессе приводит его в соответствие с объективными закономерностями развития личности в дошкольный период.
Тема 7. Сюжетно-ролевая игра как основной вид игр дошкольников
План
-
Содержание понятия: «сюжетно-ролевая игра». Место в структуре детских игр. -
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольный период. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии и воспитании дошкольников. -
Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов. -
Этапы и уровни развития сюжетно-ролевой игры. -
Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ (методика Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой).
Задания для самостоятельной работы
-
Рассмотрите генезис сюжетно-ролевой игры в концепции Д.Б. Эльконина. Выделите критерии периодизации сюжетной игры по Д.Б. Эльконину и Н.Я Михайленко, Н.А. Коротковой. Используйте для выполнения задания следующие источники: Дошкольная педагогика / Под ред В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. – Ч. 2. – С. 118-119; Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1997. № 4. -
Составьте тезисы по работе Леонтьева А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: в 2 т. – М., 1983. Т. 1. – С. 303-323. -
Подобрать сборники детских игр для разного возраста (от 3 до 7 лет) и разной направленности. Составить картотеку (библиографические данные в алфавитном порядке, краткая аннотация источника). -
Подготовить реферат, раскрывающий сущность одной из теорий детской игры (Ж. Пиаже, К. Гроос, З.Фрейд, Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова, С.П. Менджерицкая, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова, Б.П. Никитин и др.). В реферате рассмотреть: авторский взгляд на сущность детской игры, задачи, методы и приемы развития игр, их значение в развитии и воспитании дошкольников. Выделить ведущие идеи теории.
Рекомендуемая литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб, 2001.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
5. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.
6. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
7. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, 2.
8. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
9. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1988.
10. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
12. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1991.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.
15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
18. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.
19. Нечаева В.Г., Корзакова Е И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966.
20.Новоселова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование
21. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.
22. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
23. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.
24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.
25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986.
26. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.
27.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
28.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.
-
Содержание понятия «сюжетно-ролевая игра». Место в классификации детских игр
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольный период. Эта деятельность, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы других видов игр: строительно-конструктивных, театрализованных и др.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.
Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников – окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.
А.В. Запорожец отмечал: "Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в долее широкий мир человеческих стремлений и героических поступков".
Игра занимает важное место в жизни дошкольника, является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую взрослую деятельность, включаться в любые происшествия, проживать «желаемые события». Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.