Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2131

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

- во взаимодействии ребенка с миром взрослых;

- в организации образовательного пространства, создающего условия для всех видов деятельности ребенка.

Важной особенностью педагогического процесса в ДОУ является характер связей между его участниками. Он может быть охарактеризован, отмечают А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская как воз – действие, без – действие, со – действие. Содействие в этом случае предполагает личностную ориентацию в образовании. Этот процесс наиболее сложен в практической реализации.

Педагогический процесс в ДОУ представляет собой систему меняющихся видов деятельности, педагогических задач.

Таким образом, ПП в ДОУ задает основы воспитанности, обученности, развитости дошкольников, создает базу и предпосылки для дальнейшего развития, обеспечивает преемственность с семьей и следующим звеном системы образования, разносторонне раскрывает личность ребенка, социализирует его, вводит в мир культуры, учит самопрезентации, взаимодействию с миром людей и природы.
Тема 6. Сущность игры как деятельности дошкольника
План

  1. Содержание понятия «игра». Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры.

  2. Особенности детской игры. Значение игры в развитии, воспитании, обучении дошкольников.

  3. Функции игры как феномена человеческой культуры. Классификации детских игр.

  4. Структура игровой деятельности дошкольников. Характеристика ее элементов.

  5. Место игры в режиме дня дошкольников.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь трактовки понятия «игра». Выделить в них общее и отличное.

  2. Сделать в виде схем 2-3 классификации детских игр, используя рекомендуемую литературу по разделу. Выделите признаки, лежащие в основе классификаций. Ответьте на вопрос: «Почему нет ни одной законченной (однозначной) классификации?». Предложите свой вариант классификации детских игр. Для выполнения задания используйте учебники Дошкольная педагогика, статью Новоселовой С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.

  3. Покажите на примерах значение детской игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

  4. Сделайте конспект «Функции детской игры». Для выполнения задания используйте источник Шмаков С.А. Игры учащихся как феномен культуры. – М., 1994.

Рекомендуемая литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.


2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб, 2001.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.

7. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.

8. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.

9. Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! – М., 1992.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1979.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978.

12. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, 2.

13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.

14. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1988.

15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

16. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.

17. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1991.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.

19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.

20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999.

22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

24. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.

25. Нечаева В.Г., Корзакова Е И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966.

26. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.

27.Новоселова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование

28. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.

29. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.



30. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

31. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.

32. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.

33. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986.

34. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.

35. Умственное развитие дошкольника в игре / Сост. Богуславская З.М., Смирнова Б.О. – М., 1990.

36. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.

37. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

  1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

39.Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.

40. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М., 1994.

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.




  1. Содержание понятия «игра». Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Что такое игра? Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много.

Словарь русского языка слово "игра" определяет как "деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения".

Что такое «игра» с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: "Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания".

Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С древних пор игра является важнейшей частью жизни человека. Вопрос об историческом происхождении игры, проливая свет на ее природу, является одним из главных.

Фрейд З. в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. В той или иной степени его теория оказала влияние на многих психологов (Коффка К., Левин К., Пиаже Ж. и др.). Она и в настоящее время достаточно широко распространена. По мнению Куликовой Т.А., несостоятельность таких взглядов подтверждают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.


В начале ХХ века у исследователей не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением, что «игра – это дитя труда» выступил немецкий психолог и философ Вундт В., а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Плеханов Г.В. в работе «Письма без адреса». Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит сове отражение трудовая деятельность людей. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной в труде ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, Плеханов Г.В. пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе на основе труда.

В жизни отдельного человека игра, по мнению Плеханова Г.В., предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», готовит детей к труду.

Мысли Плеханова Г.В. получили развитие в трудах новых поколений ученых, которых волновал вопрос: «Всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?»

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человечества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и т.д.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: он уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала знаний, умений, сноровки и т.д. Взрослые стали изготавливать игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан и т.д.). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно также попасть в цель).

Затем, как отмечает Эльконин Д.Б., с возникновением различных ремесел
, развитием техники и сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, а не функциями. Другими словами, игрушки стали образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, то ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия. Поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

Таким образом, современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Исследования психологов (Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б. и др.); педагогов (Басова М.Я., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Ушинского К.Д. и др.) показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.

Ушинский К.Д. в своей работе «Человек как предмет воспитания» определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира». Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.

Как показывают исследования Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Содержанием возникающих у ребенка игр, по мнению авторов, является отражение окружающей его действительности – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к детям и т.д. Эльконин Д.Б. писал, что в игре «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».