Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1790

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игра, отмечают исследователи, социальна также и по средствам отображения окружающей действительности и по способам осуществления. Игровая деятельность, как показано Давыдовым В.В. , Запорожцем А.В. , Коротковой Н.А., Менджерицкой Д.В., Михайленко Н.Я., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Таким образом, игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Игра всегда выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов. Ведущими психологами, теоретиками в области детской игры являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике теория игры активно рассматривалась К.Д. Ушинским, Р.И. Жуковской, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, С.А. Шмакова и др. Значение и пути развития разных видов игр рассматривались В.Н. Аванесовой, Н.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Н.Я. Михайленко, Е.Н. Радиной. И. Сорокиной и др., Значение игры в художественном воспитании – Н.А. Ветлугина. Н.П. Сакулина и др. В зарубежной психологии и педагогике особенности игры раскрывали Э. Берн, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, И Хейнзорге и др. В их трудах обоснованы различные концепции понимания сущности игры как деятельности, ее роль в онтогенезе личности, в процессах социализации – усвоении и использовании человеком общественного опыта.


  1. Особенности детской игры.

Значение игры в развитии, воспитании, обучении дошкольников

Игра – свободная, самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным, творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью.

Игра как деятельность дошкольников имеет свои особенности:

  1. Свобода и самостоятельность детей в игре – предпринимается по желанию ребенка. В игре ребенок исходит из непосредственных интересов. Потребностей. Игра предпринимается для удовольствия . мотив игры – переживание значимых для него сторон действительности (С.Л. Рубинштейн). Свобода и самостоятельность проявляется:


- в выборе игры, ее содержания, ролей;

- в добровольности объединения с другими детьми;

- в свободе вхождения и выхода из игры.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными требованиями и правилами. В разных играх правила различны (порядок игровых действий, правила поведения, связанные с ролью, правила взаимоотношений).

  1. Творческий характер игровой деятельности – игра связана с инициативой, творчеством ребенка в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов – заместителей. Активно работает мышление и воображение ребенка в создании игры, игрового образа.

  2. Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре реально переживает, проживает обыгрываемые события. Ребенок получает удовольствие в игре, снимает напряжение. Передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. В игре переживаются и отрицательные эмоции – обида. Неудовлетворенность, личные негативные переживания, которые тоже важно актуализировать и избавиться от них. Однако, общий заряд игры – положительный.

  3. Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой, музыкальной и др.). Ценность игры в возможности развития вней всех возрастных новообразований дошкольников. Она значима как воспитательное, диагностическое, психотерапевтическое, развлекательное средство.

  4. В игре прослеживается два вида отношений детей:

- игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры;

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь, делает игру формой организации их жизни.

  1. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

  2. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию.

Таким образом, мы выделили общие особенности игры дошкольников как деятельности. В каждом виде игр содержится свой потенциал и специфические черты, которые отличают его от других. Вместе с тем, общие черты позволяют педагогам и родителям ориентироваться в способах организации и развития игровой деятельности вместе с детьми.



В педагогической науке игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольников (Аникеева Н.П., Выготский Л.С., Коломенский Я.Л., Усова А.П., Эльконин Д.Б. и др.). Ведущий вид деятельности определяет главные изменения в психике ребенка и готовит переход его на новую ступень развития.

Говоря о ведущем виде деятельности, Леонтьев А.Н. отмечает: «Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процесса и психологических особенностях личности на данном этапе ее развития».

Ведущая деятельность проходит определенный путь становления, а не проявляется сразу в развитой форме; ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Ведущее положение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; она в наибольшей мере способствует психическому развитию.

Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др. отмечали, что в игре находят выражение основные потребности детей: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении.

В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, такие как труд, умение. А.С. Макаренко говорил о том, что в игре формируются качества личности и навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др. отмечали, что игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований психики ребенка, его психических процессов (мышления, воображения, памяти и т. д.).

В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания дошкольников. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра служит важнейшим средством воспитания и развития детей. Но это происходит лишь при включении игры в организуемый и управляемый педагогический процесс.

Руководствуясь требованиям образовательной программы, педагог планирует программное содержание, определяет задачи, действия, т.е. проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

По мнению Козловой С.А., Куликовой Г.А. и др., для игры должно быть характерно:

- воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений;


- целесообразность, активность, организованность, творческий характер игровых действий;

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых действий материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Значение игры в воспитании, обучении, развитии дошкольников

1. В игре с детьми педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.

2. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем. Чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия. Однако игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством взрослых овладевают новыми знаниями.

3. В игре у ребенка развиваются потребности в преобразовании окружающей действительности, способности к созданию нового. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (например, кресло – космическая ракета). Следствием этих процессов является развитие воображения и творчества.

Взяв на себя какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности другой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не всякая игра имеет положительное значение. Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, полезного обществу.

4. При правильном, тактичном взаимодействии с детьми в игре (с целью ее развития), она содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи.

5. Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. Организуя совместные игры, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Ребенок приобретает не только игровой опыт, но и опыт самопрезентации, самоутверждения, коммуникативный опыт.


6. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании ролей, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюмов. В игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни.

7. Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

8. Широко используется игра как средство физического, эстетического. трудового. умственного воспитания.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, тесно связана с другими видами активности в ДОУ. Игра как деятельность дошкольников является ведущей, в которой формируются все новообразования дошкольного детства. Детская игра имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности дошкольников в ДОУ и вне его.


  1. Функции игры как феномена человеческой культуры.

Классификации детских игр.

Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль, совокупность действий.

Игровая деятельность, по мнению С.А. Шмакова, удивительный феномен человеческого существования. В человеческой практике игра выполняет целый ряд функций:

1) Социокультурная функция. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка. Она оказывает влияние на:

- становления личности, ее качеств, свойств, черт характера, воли;

- усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений.

Освоение социального опыта в игре позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена любого сообщества (детей, взрослых). Игра – эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытность национальности, ее традиции. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, соревновательность, кооперацию, ориентацию на групповые или индивидуальные действия. Например, итальянцы реализуют свои национальные черты в карнавалах, театрах. Испанцы снимают напряжение в корриде.

2) Функция межнациональной коммуникации. Игры – банк общечеловеческих ценностей. Они универсальны, легко усваиваются разными национальными общностями. Это общепринятый язык, позволяющий осуществлять общение друг с другом. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, выходить из конфликтов, учат разнообразию эмоций, прививают целую гамму чувствований.