Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1798

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон – от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включение ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умений принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений: осуществлять условные предметные действия, развертывать ролевой диалог, умение по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, умение менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей 4 лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.

Задача педагога построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером – взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются «независимые» (строитель, шофер, космонавт, пожарник) и «взаимодополнительные» (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно развертывает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог своими вопросами, репликами активизирует ролевую речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге, в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа «телефонный разговор», где воспитатель участвует в диалоге, может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа «Колобок», «Репка».


Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентируется на партнера (сначала взрослого, а затем сверстника).

Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2) отказ от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше. Чем участников.

В практике развития игры в этой возрастной группы педагог любую тему игры раскладывает в виде «куста» ролей, где одна основная (капитан) и несколько сопутствующих ей по смыслу (пассажир, матрос, водолаз). Таким образом получается развертка темы в ролях («Поездка на пароходе»). Сюжет в этом случае развертывается постепенно: основная роль и каждая дополнительная по очереди (капитан и матрос, капитан и пассажир, капитан и водолаз). Основная роль разворачивается для выполняющего ее ребенка в многообразии различных связей. Играя с детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет так же не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры. Для детей пятого года жизни достаточно 2 – 3 дополнительных ролей (продавец – основная и дополнительные – покупатель, директор магазина, шофер, привозящий продукты). Для игр могут быть использованы сказочные сюжеты, где главный герой встречается последовательно с каждым из сказочных персонажей (Золушка – мачеха, фея, принц). Далее можно к концу игры подключить вторую роль, такую же как основная. Общение одинаковых персонажей позволяет расширить опыт каждого ребенка, еще раз увидеть связи и отношения ролей.

Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.



Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает:

- умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания;

- быть ориентированными на партнеров-сверстников;

- обозначать дальнейшие свои замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;

- умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако, меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством метода «игра – придумывание», протекающим в чисто словесном плане. В игре – придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.

Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем к совместному придумыванию нового.

Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Оставляя общую смысловую канву событий, меняются конкретные условия действий персонажей. Все сказки имеют вполне четкую схему:

  1. Обнаруживается желание иметь какой – то предмет, за которым отправляется главный герой;

  2. Герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;

  3. Герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;

  4. Герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником);

  5. Герой побеждает противника и получает искомый объект;

  6. Герой возвращается домой и получает заслуженную награду.


Рассмотрим на примере. Сказка «Иван – царевич и серый волк». Иван – царевич может отправиться не за Жар-птицей, а за новогодней елкой, встретить на пути не Серого волка, а Фею, получить не волшебный клубочек, а мышку – проводника. С помощью волшебной мышки он попадает в страну елок. Елки охраняет великан, с которым надо сразиться. Победив противника, герой забирает самую красивую елку и возвращается домой. В награду получает праздник в царстве, новую летающую машину и т.д. В результате получается совсем другая история. При преобразовании сказки используются известные детям другие сказки, истории из жизни, фильмы.

Общая схема сказки детям не дается, она нужна воспитателю, чтобы развернуть игру – придумывание, детям эту схему не дают иначе игра превратится в учебную задачу. При играх - придумываниях важно научить детей слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. Начинать изменение сказки можно с изменения главного героя, а затем вносить другие изменения.

Игра продолжается 10–15 минут. Количество детей можно увеличивать от двух до трех. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и «наблюдатели», которые частично усваивают умения. По мере овладения умениями комбинировать события, детям предлагается обыграть придуманное. От сказочных сюжетов, в последствие, можно перейти к реальным событиям жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.

Таким образом, следуя методике Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, игра дошкольников становится разнообразной, активной, творческой, развивающейся деятельностью. В этом случае она выполняет все присущие ей функции и занимает адекватное место в развитии, воспитании и обучении детей, в их жизни.

Тема 8. Особенности развития, воспитания и обучения детей раннего возраста

План

  1. Значение этапа раннего детства в развитии личности. Ведущие комплексные исследования в области педагогики раннего детства.

  2. Особенности периода раннего детства. Предпосылки и педагогические условия развития личности в раннем возрасте.

  3. Задачи воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.

  4. Основные принципы организации жизни детей в группах раннего возраста.

  5. Семья в развитии личности ребенка раннего возраста.

Задания для самостоятельной работы

  1. Пользуясь рекомендуемой литературой по разделу, составить систему доказательств значимости раннего детства в развитии личности и деятельности личности.

  2. Подготовить письменную аннотацию на книгу по педагогике раннего детства. Охватить в аннотации значимость этого источника в изучении раздела, содержание книги, широта и глубина представленных тем, достоинства и недостатки книги, наличие методических материалов, наглядности, адресность книги.

  3. Выстройте в виде схемы систему основных задач воспитания, обучения и развития детей в раннем детстве, покажите их взаимосвязь.

Рекомендуемая литература по разделу

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968.

  2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.

  3. Алямовская И.Я. Ясли – это серьезно. – М., 1989.

  4. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.

  5. Божович Г.М. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.

  6. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

  7. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М., 1996.

  8. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.

  9. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.

  10. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

  11. Губерт К.Д. и др. Массаж и гимнастика для малыша. – М., 1989.

  12. Дидактические основы развития и обучения детей раннего возраста. – Барнаул, 2003.

  13. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.

  14. Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991.

  15. Кроха. Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. Новгород, 1998.

  16. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991.

  17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990.

  18. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой и др. – М., 1998.

  19. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

  20. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Г.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.

  21. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1996.

  22. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, - М., 2005.

  23. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.