Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1800

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Значение этапа раннего детства в развитии личности. Ведущие комплексные исследования в области педагогики раннего детства

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного и деятельностного, социально-эмоционального развития человека. Потери, допущенные в этот период во многом невосполнимы в последующей жизни, сложнее поддаются коррекции ошибки воспитания и развития (недостаток внимания, госпитализм, отставание в развитие, проблемы речевого, интеллектуального развития). Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых, окружающих ребенка.

Ранний возрат – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительное, слуховое восприятие.

Пример: – в 5-7 мес. Ребенок может различать основные цвета, музыкальные звуки;

- с 11-12 мес. Начинает ходить;

- к концу 1 года жизни его активный словарь возрастает до 1200-1500 слов;

- к 3 годам дети при небольшой помощи взрослого рисуют, лепят, строят и др., т.е. овладевают всеми видами деятельности, активно общаются со взрослыми и сверстниками.

Быстрый темп и неравномерность развития детей раннего возраста обусловливает его деление на периоды:

  1. Период новорожденности – 1 месяц жизни ребенка.

  2. Младенчество - от 1 мес. до 1 года.

  3. Раннее детство – от 1 года до 3 лет.

А) дети 1-ого года жизни;

Б) дети 2-ого года жизни;

В) дети 3-ьего года жизни.

Внутри каждого года так же есть свои периоды, обусловленные определенными особенностями развития и воспитания. Чем младше ребенок, тем значительнее проявляются отличия в развитии в соотнесении с каждым месяцем жизни ( 1 мес. ребенок только пытается узнавать окружающее, в 3 мес. знает близких, выдает первые социальные реакции, в 6 мес. сидит, ползает, действует с предметами, познает окружающее, в 1 год уже ходит, говорит, действует, узнает, общается, сам ест и др., в 2 года находится в ДОУ, общается с социумом, учится).

Раннее детство в отечественной и зарубежной педагогике подвергается значительному вниманию. Особенно это характерно с период 80- ых гг. 20 века. Этот факт обоснован знаниями, полученными физиологией, психологией о возможностях и значимости этого возрастного периода в развитии детей на последующих возрастных этапах.


Основоположниками педагогики раннего детства в России считают Николая Михайловича Щелованова и Наталью Михайловну Аксарину.

Большой вклад в решение задач воспитания, обучение и развитие детей раннего возраста внесли: М.Н. Кистяковская, М.М. Кольцова, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова_Ямпольская, К. Л. Печора (Ксения Люциановна), Г.В. Пантюхина, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Е.И. Радина, Т.С. Бабаджан, В.В. Гербова и др.

Педагогическая наука в этой области развивалась и опиралась на труды психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Новоселовой и др.

Значительное место в педагогике раннего и дошкольного детства сегодня занимает школа М.И. Лисиной, изучившей предпосылки развития личности, особенности развития общения ребенка с другими людьми.

Современные исследования связаны с именами Н.И. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой, С.Л. Новоселовой, М.Н. Галигузовой.

Комплексное обобщение вопросов развития, воспитания, обучения детей раннего возраста, собственные исследования в этой области проведены Г.Г. Григорьевой, Г.В. Грубой, Е.В. Зворыгиной, М.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой и др. (авторы современных пособий, программы воспитания детей раннего возраста в семье «Кроха»).

Детальное знакомство с авторами нас ждет при работе с их исследованиями в ходе изучения курса.


  1. Особенности периода раннего детства. Предпосылки и педагогические условия развития личности в раннем возрасте

Характеризуя период раннего детства необходимо в первую очередь остановиться на особенностях этого периода, выделенных Н.М. Аксариной и Н.М. Щеловановым. Затем рассмотрим составляющие ранний возраст основные периоды.

Особенности раннего детства

(Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов)

1. Скачкообразность развития – периоды интенсивного развития функций организма чередуются с периодами медленного накопления опыта и замедления в становлении некоторых функций организма. Период интенсивного развития (скачок) является критическим в жизни ребенка. На протяжении короткого времени меняется его облик, он овладевает новыми умениями и приобретает новые функции, расширяются возможности. Л.С. Выготский выделяет критические периоды 1, 2, 3, 6 годы жизни. Критические периоды отмечаются особой ранимостью ребенка, неустойчивым эмоциональным состоянием, возбудимостью нервной системы, повышением заболеваемости.

Между тем кризисы являются признаками нормального, закономерного развития ребенка. Их отсутствие говорит о проблемах развития и является поводом для обращения к специалистам.



Взрослому важно знать, что быстрый темп развития сопровождается медленным закреплением реакций. Поэтому при формировании умений, навыков, привычек важна повторяемость в обучении, неоднократное возвращение к усваиваемому.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья и физического, нервно-психического развития. Крепкий физически развитый ребенок лучше развивается психически. Серьезные, длительные нарушения здоровья тормозят развитие нервной системы, эмоций, соответствующих возрастных новообразований. Например установлено, что нервно-психическое развитие, развитие речи во многом зависят от биологических факторов (течения беременности, осложнений при родах, состояния здоровья в первые месяцы жизни).

3. Высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Ребенок раннего возраста нуждается и стремиться к постоянному обогащению сенсорного опыта. Сенсорные потребности порождают двигательную, интеллектуальную, речевую активность. Ограничения в получении информации замедляют процесс развития, делают ребенка безинициативным, малоэмоциональным («маленьким взрослым»), что полностью противоречит жизнеутверждающему оптимизму возраста. Взрослому важно обеспечить разнообразие впечатлений, действий в согласовании с режимом дня.

4. Организм ребенка тесно связан с окружающей средой – изменения температуры воздуха, давления, осадки вызывают временный дискомфорт. Приспособительные функции организма начинают формироваться и действовать во второй половине раннего детства.

5. Особое значение эмоций в развитии детей до 3 лет. Положительные эмоции создают благоприятный климат развития, располагающий к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. В этот период с помощью эмоций можно фиксировать внимание на предметах и действиях с ними. Вместе с тем, дети эмоционально возбудимы, как локатор улавливают и чувствуют эмоции других людей (позитивные и негативные). Отсюда важность в общении с детьми положительных эмоций, соблюдение меры, чтобы не обеспечить перегрузки. Важным для детей являются одобрение взрослым их действий, успехов, продвижений.

6. Ведущая роль взрослого в развитии, воспитании, обучении ребенка раннего возраста. Взрослый создает условия для роста и развития, несет информацию, является источником удовлетворения физиологических, социальных, познавательных, эмоциональных и др. потребностей.


Важным является единство педагогических действий всех близких взрослых, окружающих ребенка, невозможность противоречивости в предъявляемых к нему требований. Немаловажно правильно пользоваться запретами в воспитании для становления ребенка субъектом разных видов детской деятельности. Обилие запретов тормозит развитие, порождает конфликты, протест.

Период раннего детства характеризуется рядом физиологических, психологических специфичных особенностей, которые необходимо знать и учитывать во взаимодействии с детьми. Раскроем их, разделив на два основных периода – младенческий и ранний возраст. Эти периоды обоснованы ведущим типом деятельности, общностью тенденций и особенностей развития и воспитания.

Младенчество. На этапе младенчества наблюдается полная зависимость ребенка от взрослого. Ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, задача которого создать все условия для полноценного психофизического развития.

Отличительные особенности периода младенчества

  1. Быстрый темп физического и психического развития.

  2. Формирование двигательной активности и сенсомоторной координации.

  3. Формирование интеллекта на основе действий с предметами.

  4. Появление первых слов. Которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям.

  5. Интенсивное развитие общения со взрослым. Сначала эмоционально непосредственная (ситуативно-личностная), а затем эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) форма общения.

  6. Начало формирования образа «Я», появление первых желаний (хочу, не хочу).

  7. Восприятие многообразия цветов, звуков. Форм.

  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.

Эти особенности определяют цели, содержание и условия взаимодействия взрослого с ребенком. В этот период необходимо обеспечить все формы общения со взрослым, использовать ведущий вид деятельности для развития всех сторон личности и жизнедеятельности ребенка.

Ранний возраст. Ведущим видом деятельности становится предметная, через которую протекает развитие, обучение ребенка в этот период. К 3 годам происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, которая становится ведущей на весь последующий дошкольный период.

Отличительные особенности раннего детства

  1. Темпы роста и физического развития по сравнению с младенчеством несколько снижаются, хотя остаются высокими в сравнении с дальнейшими возрастными периодами.

  2. Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более четко прослеживается взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

  3. Увеличивается подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), совершенствуется их уравновешенность.

  4. Увеличивается период активного бодрствования до 4 – 5 часов.

  5. Организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды и ее изменениям.

  6. Ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки, действия с предметами).

  7. Происходит овладение основными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

  8. Активно познает окружающий мир, задает много вопросов, экспериментирует, наблюдает. Результатом этого является развитие наглядно-образного, символического мышления, речи и др. психических процессов.

  9. Ребенок овладевает родным языком. Использует основные грамматические категории и слова разговорной речи.

  10. Проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему. Стремиться к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

  11. Возникает стремление к достижению результата деятельности.

  12. Ярко выражает эмоции и чувства, испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослым.

  13. К 3 годам формируется самосознание ребенка, происходит половая идентификация.

  14. Высокоразвитая подражательная потребность.


Этот период завершается кризисом 3 лет, в котором выражается возросшая потребность ребенка к самостоятельности, отделению от взрослого, появляется целенаправленность действий. Однако часто потребности и возможности ребенка вступают в противоречие, которое и движет дальнейшее развитие и переход ребенка в дошкольный период. В качестве видимых характеристик кризиса возникает негативизм, упрямство, своеволие. Протекание кризиса смягчается правильным поведением взрослого, который при уважении к ребенку предоставляет ему возможность самостоятельно действовать, предлагает свою помощь в режиме диалогического взаимодействия.

На основе рассмотренных особенностей возраста М.И. Лисиной были выделены педагогические предпосылки и условия развития детей от 0 до 3 лет.

Предпосылки и условия развития детей раннего возраста

(М.И. Лисина)

  1. Наличие социального окружения, возможность постоянного общения с людьми, совместная деятельность с ними (известны случаи воспитания детей раннего возраста животными, которые доказывают отсутствие врожденных социальных привычек).

  2. Доброжелательное эмоциональное общение ребенка с близкими взрослыми, с мамой.

  3. Обеспечение конструктивного ситуативно-делового общения ребенка со взрослым.

  4. Наличие оценочного общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.

  5. Создание атмосферы дифференцированного, личностного общения взрослого в группе детей.

  6. Обеспечение разнообразного информационного общения.

  7. Удовлетворение основных потребностей ребенка – в заботе, защищенности, одобрении, внимании, помощи, оценке личности и деятельности, образце для подражания, в новизне и смене впечатлений и др.

Таким образом, в процессе конструктивного, положительного эмоционального общения ребенка со взрослым - ребенок достигает нового уровня развития личности и реализует его в предметной, игровой деятельности, в общении с окружающими.


  1. Задачи воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет

Основные задачи педагогической работы с детьми определены возрастом детей, государственным стандартом дошкольного образования (сегодня это проект), отражены в программах дошкольного образования.

Раскроем задачи воспитания детей раннего возраста. Отметим, что они делятся по содержанию на задачи физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, экологического, полового воспитания, подготовки к школьному обучению. Сегодня в дошкольном образовании говорят о правовом,