Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2121
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Значение этапа раннего детства в развитии личности. Ведущие комплексные исследования в области педагогики раннего детства
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного и деятельностного, социально-эмоционального развития человека. Потери, допущенные в этот период во многом невосполнимы в последующей жизни, сложнее поддаются коррекции ошибки воспитания и развития (недостаток внимания, госпитализм, отставание в развитие, проблемы речевого, интеллектуального развития). Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых, окружающих ребенка.
Ранний возрат – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительное, слуховое восприятие.
Пример: – в 5-7 мес. Ребенок может различать основные цвета, музыкальные звуки;
- с 11-12 мес. Начинает ходить;
- к концу 1 года жизни его активный словарь возрастает до 1200-1500 слов;
- к 3 годам дети при небольшой помощи взрослого рисуют, лепят, строят и др., т.е. овладевают всеми видами деятельности, активно общаются со взрослыми и сверстниками.
Быстрый темп и неравномерность развития детей раннего возраста обусловливает его деление на периоды:
-
Период новорожденности – 1 месяц жизни ребенка. -
Младенчество - от 1 мес. до 1 года. -
Раннее детство – от 1 года до 3 лет.
А) дети 1-ого года жизни;
Б) дети 2-ого года жизни;
В) дети 3-ьего года жизни.
Внутри каждого года так же есть свои периоды, обусловленные определенными особенностями развития и воспитания. Чем младше ребенок, тем значительнее проявляются отличия в развитии в соотнесении с каждым месяцем жизни ( 1 мес. ребенок только пытается узнавать окружающее, в 3 мес. знает близких, выдает первые социальные реакции, в 6 мес. сидит, ползает, действует с предметами, познает окружающее, в 1 год уже ходит, говорит, действует, узнает, общается, сам ест и др., в 2 года находится в ДОУ, общается с социумом, учится).
Раннее детство в отечественной и зарубежной педагогике подвергается значительному вниманию. Особенно это характерно с период 80- ых гг. 20 века. Этот факт обоснован знаниями, полученными физиологией, психологией о возможностях и значимости этого возрастного периода в развитии детей на последующих возрастных этапах.
Основоположниками педагогики раннего детства в России считают Николая Михайловича Щелованова и Наталью Михайловну Аксарину.
Большой вклад в решение задач воспитания, обучение и развитие детей раннего возраста внесли: М.Н. Кистяковская, М.М. Кольцова, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова_Ямпольская, К. Л. Печора (Ксения Люциановна), Г.В. Пантюхина, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Е.И. Радина, Т.С. Бабаджан, В.В. Гербова и др.
Педагогическая наука в этой области развивалась и опиралась на труды психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Новоселовой и др.
Значительное место в педагогике раннего и дошкольного детства сегодня занимает школа М.И. Лисиной, изучившей предпосылки развития личности, особенности развития общения ребенка с другими людьми.
Современные исследования связаны с именами Н.И. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой, С.Л. Новоселовой, М.Н. Галигузовой.
Комплексное обобщение вопросов развития, воспитания, обучения детей раннего возраста, собственные исследования в этой области проведены Г.Г. Григорьевой, Г.В. Грубой, Е.В. Зворыгиной, М.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой и др. (авторы современных пособий, программы воспитания детей раннего возраста в семье «Кроха»).
Детальное знакомство с авторами нас ждет при работе с их исследованиями в ходе изучения курса.
-
Особенности периода раннего детства. Предпосылки и педагогические условия развития личности в раннем возрасте
Характеризуя период раннего детства необходимо в первую очередь остановиться на особенностях этого периода, выделенных Н.М. Аксариной и Н.М. Щеловановым. Затем рассмотрим составляющие ранний возраст основные периоды.
Особенности раннего детства
(Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов)
1. Скачкообразность развития – периоды интенсивного развития функций организма чередуются с периодами медленного накопления опыта и замедления в становлении некоторых функций организма. Период интенсивного развития (скачок) является критическим в жизни ребенка. На протяжении короткого времени меняется его облик, он овладевает новыми умениями и приобретает новые функции, расширяются возможности. Л.С. Выготский выделяет критические периоды 1, 2, 3, 6 годы жизни. Критические периоды отмечаются особой ранимостью ребенка, неустойчивым эмоциональным состоянием, возбудимостью нервной системы, повышением заболеваемости.
Между тем кризисы являются признаками нормального, закономерного развития ребенка. Их отсутствие говорит о проблемах развития и является поводом для обращения к специалистам.
Взрослому важно знать, что быстрый темп развития сопровождается медленным закреплением реакций. Поэтому при формировании умений, навыков, привычек важна повторяемость в обучении, неоднократное возвращение к усваиваемому.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья и физического, нервно-психического развития. Крепкий физически развитый ребенок лучше развивается психически. Серьезные, длительные нарушения здоровья тормозят развитие нервной системы, эмоций, соответствующих возрастных новообразований. Например установлено, что нервно-психическое развитие, развитие речи во многом зависят от биологических факторов (течения беременности, осложнений при родах, состояния здоровья в первые месяцы жизни).
3. Высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Ребенок раннего возраста нуждается и стремиться к постоянному обогащению сенсорного опыта. Сенсорные потребности порождают двигательную, интеллектуальную, речевую активность. Ограничения в получении информации замедляют процесс развития, делают ребенка безинициативным, малоэмоциональным («маленьким взрослым»), что полностью противоречит жизнеутверждающему оптимизму возраста. Взрослому важно обеспечить разнообразие впечатлений, действий в согласовании с режимом дня.
4. Организм ребенка тесно связан с окружающей средой – изменения температуры воздуха, давления, осадки вызывают временный дискомфорт. Приспособительные функции организма начинают формироваться и действовать во второй половине раннего детства.
5. Особое значение эмоций в развитии детей до 3 лет. Положительные эмоции создают благоприятный климат развития, располагающий к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. В этот период с помощью эмоций можно фиксировать внимание на предметах и действиях с ними. Вместе с тем, дети эмоционально возбудимы, как локатор улавливают и чувствуют эмоции других людей (позитивные и негативные). Отсюда важность в общении с детьми положительных эмоций, соблюдение меры, чтобы не обеспечить перегрузки. Важным для детей являются одобрение взрослым их действий, успехов, продвижений.
6. Ведущая роль взрослого в развитии, воспитании, обучении ребенка раннего возраста. Взрослый создает условия для роста и развития, несет информацию, является источником удовлетворения физиологических, социальных, познавательных, эмоциональных и др. потребностей.
Важным является единство педагогических действий всех близких взрослых, окружающих ребенка, невозможность противоречивости в предъявляемых к нему требований. Немаловажно правильно пользоваться запретами в воспитании для становления ребенка субъектом разных видов детской деятельности. Обилие запретов тормозит развитие, порождает конфликты, протест.
Период раннего детства характеризуется рядом физиологических, психологических специфичных особенностей, которые необходимо знать и учитывать во взаимодействии с детьми. Раскроем их, разделив на два основных периода – младенческий и ранний возраст. Эти периоды обоснованы ведущим типом деятельности, общностью тенденций и особенностей развития и воспитания.
Младенчество. На этапе младенчества наблюдается полная зависимость ребенка от взрослого. Ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, задача которого создать все условия для полноценного психофизического развития.
Отличительные особенности периода младенчества
-
Быстрый темп физического и психического развития. -
Формирование двигательной активности и сенсомоторной координации. -
Формирование интеллекта на основе действий с предметами. -
Появление первых слов. Которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям. -
Интенсивное развитие общения со взрослым. Сначала эмоционально непосредственная (ситуативно-личностная), а затем эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) форма общения. -
Начало формирования образа «Я», появление первых желаний (хочу, не хочу). -
Восприятие многообразия цветов, звуков. Форм. -
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Эти особенности определяют цели, содержание и условия взаимодействия взрослого с ребенком. В этот период необходимо обеспечить все формы общения со взрослым, использовать ведущий вид деятельности для развития всех сторон личности и жизнедеятельности ребенка.
Ранний возраст. Ведущим видом деятельности становится предметная, через которую протекает развитие, обучение ребенка в этот период. К 3 годам происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, которая становится ведущей на весь последующий дошкольный период.
Отличительные особенности раннего детства
-
Темпы роста и физического развития по сравнению с младенчеством несколько снижаются, хотя остаются высокими в сравнении с дальнейшими возрастными периодами. -
Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более четко прослеживается взаимосвязь физического и нервно-психического развития. -
Увеличивается подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), совершенствуется их уравновешенность. -
Увеличивается период активного бодрствования до 4 – 5 часов. -
Организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды и ее изменениям. -
Ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки, действия с предметами). -
Происходит овладение основными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. -
Активно познает окружающий мир, задает много вопросов, экспериментирует, наблюдает. Результатом этого является развитие наглядно-образного, символического мышления, речи и др. психических процессов. -
Ребенок овладевает родным языком. Использует основные грамматические категории и слова разговорной речи. -
Проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему. Стремиться к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. -
Возникает стремление к достижению результата деятельности. -
Ярко выражает эмоции и чувства, испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослым. -
К 3 годам формируется самосознание ребенка, происходит половая идентификация. -
Высокоразвитая подражательная потребность.
Этот период завершается кризисом 3 лет, в котором выражается возросшая потребность ребенка к самостоятельности, отделению от взрослого, появляется целенаправленность действий. Однако часто потребности и возможности ребенка вступают в противоречие, которое и движет дальнейшее развитие и переход ребенка в дошкольный период. В качестве видимых характеристик кризиса возникает негативизм, упрямство, своеволие. Протекание кризиса смягчается правильным поведением взрослого, который при уважении к ребенку предоставляет ему возможность самостоятельно действовать, предлагает свою помощь в режиме диалогического взаимодействия.
На основе рассмотренных особенностей возраста М.И. Лисиной были выделены педагогические предпосылки и условия развития детей от 0 до 3 лет.
Предпосылки и условия развития детей раннего возраста
(М.И. Лисина)
-
Наличие социального окружения, возможность постоянного общения с людьми, совместная деятельность с ними (известны случаи воспитания детей раннего возраста животными, которые доказывают отсутствие врожденных социальных привычек). -
Доброжелательное эмоциональное общение ребенка с близкими взрослыми, с мамой. -
Обеспечение конструктивного ситуативно-делового общения ребенка со взрослым. -
Наличие оценочного общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. -
Создание атмосферы дифференцированного, личностного общения взрослого в группе детей. -
Обеспечение разнообразного информационного общения. -
Удовлетворение основных потребностей ребенка – в заботе, защищенности, одобрении, внимании, помощи, оценке личности и деятельности, образце для подражания, в новизне и смене впечатлений и др.
Таким образом, в процессе конструктивного, положительного эмоционального общения ребенка со взрослым - ребенок достигает нового уровня развития личности и реализует его в предметной, игровой деятельности, в общении с окружающими.
-
Задачи воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет
Основные задачи педагогической работы с детьми определены возрастом детей, государственным стандартом дошкольного образования (сегодня это проект), отражены в программах дошкольного образования.
Раскроем задачи воспитания детей раннего возраста. Отметим, что они делятся по содержанию на задачи физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, экологического, полового воспитания, подготовки к школьному обучению. Сегодня в дошкольном образовании говорят о правовом,