Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2123
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экономическом воспитании дошкольников, что так же занимает свое место в работе с детьми.
В раннем возрасте закладываются основы воспитанности – формируются качества личности, привычки поведения, навыки самообслуживания, отношение к осознаваемому окружающему миру, к себе и другим людям. Отсюда спектр ведущих воспитательных задач.
- охрана и укрепление здоровья детей;
- полноценное физическое и психическое развитие;
- развитие движений и физических качеств;
- привитие детям культурно-гигиенических навыков;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.
Средства:
- обеспечение санитарно-гигиенического ухода за ребенком;
- проведение системного закаливания организма;
- организация правильного, физиологически и психологически обоснованного режима дня;
- методически правильное проведение режимных процессов;
- обеспечение оптимального двигательного режима;
- систематическое проведение гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, массажа, прогулок на свежем воздухе.
2. Задачи умственного воспитания:
- сенсорное развитие (развитие анализаторов, формирование сенсорных эталонов и умений использовать их в жизни, развитие перцептивных действий);
- развитие предметной деятельности;
- развитие речи;
- развитие игровой, трудовой, художественной, двигательной деятельности;
- формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоций);
- развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.);
- формирование системы знаний об окружающем мире;
- формирование познавательной потребности – потребность в постоянном обогащении кругозора, самостоятельном познании, активности в познании нового.
Средства:
- эмоционально-деловое общение со взрослым;
- специальное обучение ребенка на занятиях, в дидактических играх, других видах активности;
- самостоятельная практика ребенка в быту, играх, общении со взрослыми и детьми.
3. Задачи социально-нравственного воспитания:
- воспитание положительных черт и качеств личности (доброта, отзывчивость, честность, инициатива, умение преодолевать трудности);
- формирование положительных привычек поведения в обществе (здороваться, благодарить, убирать на место игрушки);
- воспитание взаимоотношений между детьми (играть рядом, не обижать других, делиться игрушками, взаимодействовать в игре);
- формирование положительных отношений со взрослыми (спокойно выполнять требования, проявлять привязанность, сочувствие, желание оказать помощь);
- формирование умений выражать свои эмоции и чувства по отношению к другим людям, ситуациям;
- формирование отношений к окружающему миру и себе;
- способствовать своевременному развитию самосознания, соотнесению ребенка с полом.
Средства:
- образец поведения взрослых;
- одобрение положительных поступков и порицание негативных;
- обучение хорошим поступкам в играх, упражнениях;
- проведение специальных показов (театр, картинки);
- чтение художественной литературы;
- анализ жизненных ситуаций.
- воспитание умения замечать красивое в одежде, природе, окружающей действительности4
- развитие художественной деятельности4
- воспитание эстетического чувства;
- формирование потребности в создании красивого вокруг себя.
Средства:
- ознакомление детей с природой, художественным словом, музыкой4
- развитие изобразительных, музыкальных и др. умений;
- рассматривание объектов, вызывающих эстетические чувства;
- создание вокруг ребенка окружающей обстановки с точки зрения гармонии и эстетического вкуса;
- эстетический вид взрослых.
- все формы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, подготовка ко сну, приему пищи и др.);
- посильная помощь взрослым и другим детям4
- участие в уборке игрового уголка, обеденного стола;
- полив цветов.
Средства:
- знакомство с разными видами труда, трудовыми действиями и операциями4
- наблюдение за трудом взрослых;
- совместное со взрослым выполнение трудовых действий;
- целенаправленное обучение трудовым умениям;
- выполнение несложных поручений взрослых.
Весь этот спектр задач решается системно в семье и дошкольном учреждении при единстве требований к личности и деятельности со стороны взрослых. Терпение, одобрение успехов, единство требований, повторяемость в формировании умений, навыков и привычек, эмоциональная насыщенность процесса воспитания являются необходимым условием его эффективности.
Организация процесса обучения детей раннего возраста
Процесс воспитания непосредственно связан с обучением ребенка. Психолого-педагогические исследования доказали возможность и эффективность обучения детей раннего возраста, восприимчивость детей к усвоению нового, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они представлены в доступной форме.
Обучение детей раннего возраста осуществляется:
- в повседневной жизни;
- во всех режимных процессах и видах деятельности;
- на специально организованных занятиях;
- в дидактических играх;
- в индивидуальном общении со взрослым.
Занятие является специальной формой обучения детей раннего и дошкольного возраста. На занятиях дети:
- приобретают основы знаний об окружающем мире (эти знания должны углублять, систематизировать занния, полученные в повседневной жизни);
- системно и целенаправленно развиваются психические процессы;
- формируются элементарные учебные навыки (слушать, действовать по заданию, отвечать на вопросы и др.);
- усваивают правила поведения на занятии;
- учатся взаимодействовать с другими.
Занятия с детьми 1-ого года жизни проводятся индивидуально;
- на 2-ом году в подгруппах по 2-3 человека, ко второму полугодию до 6 детей;
- на 3-ьем году жизни группу делят пополам.
При объединении в подгруппы учитывается возраст детей (имеет значение 2 3 мес.), уровень и темпы развития. Состав подгрупп в течение года должен быть подвижным исходя из продвижений детей, заболеваемости и др. причин.
Организуя занятия с детьми раннего возраста, педагог должен:
в группах раннего возраста
Организация жизни – целенаправленное введение, сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в группах ДОУ, а так же создание необходимых условий для реализации задач воспитания, обучения и развития детей.
Принципы организации жизни детей в группах ДОУ были выделены А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Н.М. Щеловановой, Н.М. Аксариной.
Для групп раннего возраста:
- 1-ая группа раннего возраста (дети первого года жизни);
- 2-ая группа раннего возраста (от 1 до 2 лет);
- 1-ая младшая группа (дети от 2 до 3 лет).
3. Создание материальной среды группы. Необходимой для разносторонней деятельности и общения детей (наличие игр, игрушек, уголков, зон для развития, специальных помещений – залов, кабинетов, мест уединения, обстановки).
4. Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня – особенностям возраста определяют различия в режиме дня, смены сна, бодрствования, занятий, игр.
5. Введение разных видов деятельности, их сочетание, чередование, в соответствии с возрастом, ролью в развитии.
6. Организация жизни детей, направленной на охрану здоровья и жизни.
7. Соблюдение эстетических требований к организации жизни и педагогического процесса.
Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ
План
Задания для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
В раннем возрасте закладываются основы воспитанности – формируются качества личности, привычки поведения, навыки самообслуживания, отношение к осознаваемому окружающему миру, к себе и другим людям. Отсюда спектр ведущих воспитательных задач.
-
Задачи физического воспитания:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- полноценное физическое и психическое развитие;
- развитие движений и физических качеств;
- привитие детям культурно-гигиенических навыков;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.
Средства:
- обеспечение санитарно-гигиенического ухода за ребенком;
- проведение системного закаливания организма;
- организация правильного, физиологически и психологически обоснованного режима дня;
- методически правильное проведение режимных процессов;
- обеспечение оптимального двигательного режима;
- систематическое проведение гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, массажа, прогулок на свежем воздухе.
2. Задачи умственного воспитания:
- сенсорное развитие (развитие анализаторов, формирование сенсорных эталонов и умений использовать их в жизни, развитие перцептивных действий);
- развитие предметной деятельности;
- развитие речи;
- развитие игровой, трудовой, художественной, двигательной деятельности;
- формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоций);
- развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.);
- формирование системы знаний об окружающем мире;
- формирование познавательной потребности – потребность в постоянном обогащении кругозора, самостоятельном познании, активности в познании нового.
Средства:
- эмоционально-деловое общение со взрослым;
- специальное обучение ребенка на занятиях, в дидактических играх, других видах активности;
- самостоятельная практика ребенка в быту, играх, общении со взрослыми и детьми.
3. Задачи социально-нравственного воспитания:
- воспитание положительных черт и качеств личности (доброта, отзывчивость, честность, инициатива, умение преодолевать трудности);
- формирование положительных привычек поведения в обществе (здороваться, благодарить, убирать на место игрушки);
- воспитание взаимоотношений между детьми (играть рядом, не обижать других, делиться игрушками, взаимодействовать в игре);
- формирование положительных отношений со взрослыми (спокойно выполнять требования, проявлять привязанность, сочувствие, желание оказать помощь);
- формирование умений выражать свои эмоции и чувства по отношению к другим людям, ситуациям;
- формирование отношений к окружающему миру и себе;
- способствовать своевременному развитию самосознания, соотнесению ребенка с полом.
Средства:
- образец поведения взрослых;
- одобрение положительных поступков и порицание негативных;
- обучение хорошим поступкам в играх, упражнениях;
- проведение специальных показов (театр, картинки);
- чтение художественной литературы;
- анализ жизненных ситуаций.
-
Задачи эстетического воспитания:
- воспитание умения замечать красивое в одежде, природе, окружающей действительности4
- развитие художественной деятельности4
- воспитание эстетического чувства;
- формирование потребности в создании красивого вокруг себя.
Средства:
- ознакомление детей с природой, художественным словом, музыкой4
- развитие изобразительных, музыкальных и др. умений;
- рассматривание объектов, вызывающих эстетические чувства;
- создание вокруг ребенка окружающей обстановки с точки зрения гармонии и эстетического вкуса;
- эстетический вид взрослых.
-
Задачи трудового воспитания:обучение начальным формам трудовой деятельности:
- все формы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, подготовка ко сну, приему пищи и др.);
- посильная помощь взрослым и другим детям4
- участие в уборке игрового уголка, обеденного стола;
- полив цветов.
Средства:
- знакомство с разными видами труда, трудовыми действиями и операциями4
- наблюдение за трудом взрослых;
- совместное со взрослым выполнение трудовых действий;
- целенаправленное обучение трудовым умениям;
- выполнение несложных поручений взрослых.
Весь этот спектр задач решается системно в семье и дошкольном учреждении при единстве требований к личности и деятельности со стороны взрослых. Терпение, одобрение успехов, единство требований, повторяемость в формировании умений, навыков и привычек, эмоциональная насыщенность процесса воспитания являются необходимым условием его эффективности.
Организация процесса обучения детей раннего возраста
Процесс воспитания непосредственно связан с обучением ребенка. Психолого-педагогические исследования доказали возможность и эффективность обучения детей раннего возраста, восприимчивость детей к усвоению нового, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они представлены в доступной форме.
Обучение детей раннего возраста осуществляется:
- в повседневной жизни;
- во всех режимных процессах и видах деятельности;
- на специально организованных занятиях;
- в дидактических играх;
- в индивидуальном общении со взрослым.
Занятие является специальной формой обучения детей раннего и дошкольного возраста. На занятиях дети:
- приобретают основы знаний об окружающем мире (эти знания должны углублять, систематизировать занния, полученные в повседневной жизни);
- системно и целенаправленно развиваются психические процессы;
- формируются элементарные учебные навыки (слушать, действовать по заданию, отвечать на вопросы и др.);
- усваивают правила поведения на занятии;
- учатся взаимодействовать с другими.
Занятия с детьми 1-ого года жизни проводятся индивидуально;
- на 2-ом году в подгруппах по 2-3 человека, ко второму полугодию до 6 детей;
- на 3-ьем году жизни группу делят пополам.
При объединении в подгруппы учитывается возраст детей (имеет значение 2 3 мес.), уровень и темпы развития. Состав подгрупп в течение года должен быть подвижным исходя из продвижений детей, заболеваемости и др. причин.
Организуя занятия с детьми раннего возраста, педагог должен:
-
Знать и учитывать возраст и индивидуальность детей, их возможности. -
Поддерживать интерес всех детей к занятию, постоянно владеть их вниманием (эмоциональность педагога, смена деятельности, сюрпризные моменты, опора на опыт детей, выдерживание временных рамок, использование разнообразной наглядности, привлекательных, ярких предметов, пособий). -
Выстраивать короткие, четкие, понятные детям речевые конструкции, использовать художественное слово. -
Применять наглядно-действенные методы и приемы обучения: смотреть – слушать – действовать с предметом. Ребенку надо дать возможность проявлять активность и отношение к предмету, максимально задействовать все анализаторы ребенка. -
Повторять осваиваемое содержание материала несколько раз, но внося изменения в методы обучения, характер наглядности (повтор до 4 раз, затем перерыв до 2 недель и вновь вернуться к этому материалу для закрепления). -
Проводить занятия с детьми 2-ого года жизни 5 10 минут; 3-ьего года жизни 10 – 15 минут. При этом отслеживаются признаки утомления (двигательное беспокойство, побледнение или покраснение кожи, легкое покашливание, отвлечение внимания). -
Не принуждать детей к занятию, а использовать разнообразие методов стимулирования их познавательной активности. -
С детьми от 1 до 3 лет проводится 10 занятий в неделю, по 2 занятия в день, по одному в первой и второй половине дня. Так же с целью формирования кругозора детей с ними проводятся познавательные наблюдения, эксперименты на прогулке. Так же имеют место индивидуальные занятия с детьми по формированию и закреплению необходимых знаний, умений. Эти занятия проходят в повседневной жизни, в дидактических играх. -
В раннем возрасте проводятся занятия: изобразительного цикла, музыкальные, физкультурные, познавательные, по развитию речи, по формированию трудовых умений и навыков, занятия по конструированию, игры-развлечения. -
Воспитатель составляет сетку занятий на неделю, в которой распределяются занятия в течении дня, недели, их количество и виды (с ориентацией на образовательную программу).
-
Основные принципы организации жизни детей
в группах раннего возраста
Организация жизни – целенаправленное введение, сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в группах ДОУ, а так же создание необходимых условий для реализации задач воспитания, обучения и развития детей.
Принципы организации жизни детей в группах ДОУ были выделены А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Н.М. Щеловановой, Н.М. Аксариной.
-
Совместный образ жизни детей в каждой возрастной группе – обеспечение одинаковых условий для развития детей группы. -
Возрастной принцип комплектации группы – каждая группа определяет пребывание в ней детей одного или двух возрастов.
Для групп раннего возраста:
- 1-ая группа раннего возраста (дети первого года жизни);
- 2-ая группа раннего возраста (от 1 до 2 лет);
- 1-ая младшая группа (дети от 2 до 3 лет).
3. Создание материальной среды группы. Необходимой для разносторонней деятельности и общения детей (наличие игр, игрушек, уголков, зон для развития, специальных помещений – залов, кабинетов, мест уединения, обстановки).
4. Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня – особенностям возраста определяют различия в режиме дня, смены сна, бодрствования, занятий, игр.
5. Введение разных видов деятельности, их сочетание, чередование, в соответствии с возрастом, ролью в развитии.
6. Организация жизни детей, направленной на охрану здоровья и жизни.
7. Соблюдение эстетических требований к организации жизни и педагогического процесса.
Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ
План
-
Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание». Структура и функции воспитания дошкольников. -
Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период. -
Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. -
Основные формы, методы и средства, результаты воспитания дошкольников. -
Особенности воспитания дошкольников. -
Роль семьи, ДОУ и других факторов в воспитании ребенка-дошкольника.
Задания для самостоятельной работы
-
Актуализировать с помощью индивидуального словаря содержание ведущих понятий темы. Пополнить словарик новыми определениями, отметить их авторство, выбрать и обосновать для себя рабочее понятие «воспитание» (в узком смысле). -
Из курса педагогики повторить закономерности и принципы воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Проследить, какие из положений правомерны по отношению к воспитанию дошкольников. Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания дошкольников». -
Выстроить схему «Факторы, влияющие на воспитание дошкольников», графически покажите значимость этих факторов на Ваш взгляд. -
Составить таблицу «Методы воспитания дошкольников», используя учебники «Педагогика», «Дошкольная педагогика». -
Составьте конспект документа «Концепция дошкольного воспитания». Используйте источник 8 по теме. -
Подготовьте письменное сообщение по одной из теорий воспитания дошкольников. Для выполнения задания используйте рекомендованную к занятию литературу, подберите самостоятельно.
Рекомендуемая литература
-
Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. - СПб., 2002. -
Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990. -
Венгер Л. А; Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994. -
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.. 1993. -
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995. -
Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995. -
Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996. -
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005. -
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989. -
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. - М., 1992. -
Леви В. Нестандартный ребенок. - СПб, 1993. -
Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991. -
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995. -
Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. - Самара, 1995. -
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977.-Т. 2. -
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1997. -
Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. -
Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995. -
Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988. -
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999. -
Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997. -
Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. - М., 1993. -
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.