Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1802

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экономическом воспитании дошкольников, что так же занимает свое место в работе с детьми.

В раннем возрасте закладываются основы воспитанности – формируются качества личности, привычки поведения, навыки самообслуживания, отношение к осознаваемому окружающему миру, к себе и другим людям. Отсюда спектр ведущих воспитательных задач.

  1. Задачи физического воспитания:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- полноценное физическое и психическое развитие;

- развитие движений и физических качеств;

- привитие детям культурно-гигиенических навыков;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.

Средства:

- обеспечение санитарно-гигиенического ухода за ребенком;

- проведение системного закаливания организма;

- организация правильного, физиологически и психологически обоснованного режима дня;

- методически правильное проведение режимных процессов;

- обеспечение оптимального двигательного режима;

- систематическое проведение гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, массажа, прогулок на свежем воздухе.

2. Задачи умственного воспитания:

- сенсорное развитие (развитие анализаторов, формирование сенсорных эталонов и умений использовать их в жизни, развитие перцептивных действий);

- развитие предметной деятельности;

- развитие речи;

- развитие игровой, трудовой, художественной, двигательной деятельности;

- формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоций);

- развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.);

- формирование системы знаний об окружающем мире;

- формирование познавательной потребности – потребность в постоянном обогащении кругозора, самостоятельном познании, активности в познании нового.

Средства:

- эмоционально-деловое общение со взрослым;

- специальное обучение ребенка на занятиях, в дидактических играх, других видах активности;

- самостоятельная практика ребенка в быту, играх, общении со взрослыми и детьми.

3. Задачи социально-нравственного воспитания:

- воспитание положительных черт и качеств личности (доброта, отзывчивость, честность, инициатива, умение преодолевать трудности);

- формирование положительных привычек поведения в обществе (здороваться, благодарить, убирать на место игрушки);


- воспитание взаимоотношений между детьми (играть рядом, не обижать других, делиться игрушками, взаимодействовать в игре);

- формирование положительных отношений со взрослыми (спокойно выполнять требования, проявлять привязанность, сочувствие, желание оказать помощь);

- формирование умений выражать свои эмоции и чувства по отношению к другим людям, ситуациям;

- формирование отношений к окружающему миру и себе;

- способствовать своевременному развитию самосознания, соотнесению ребенка с полом.

Средства:

- образец поведения взрослых;

- одобрение положительных поступков и порицание негативных;

- обучение хорошим поступкам в играх, упражнениях;

- проведение специальных показов (театр, картинки);

- чтение художественной литературы;

- анализ жизненных ситуаций.

  1. Задачи эстетического воспитания:

- воспитание умения замечать красивое в одежде, природе, окружающей действительности4

- развитие художественной деятельности4

- воспитание эстетического чувства;

- формирование потребности в создании красивого вокруг себя.

Средства:

- ознакомление детей с природой, художественным словом, музыкой4

- развитие изобразительных, музыкальных и др. умений;

- рассматривание объектов, вызывающих эстетические чувства;

- создание вокруг ребенка окружающей обстановки с точки зрения гармонии и эстетического вкуса;

- эстетический вид взрослых.

  1. Задачи трудового воспитания:обучение начальным формам трудовой деятельности:

- все формы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, подготовка ко сну, приему пищи и др.);

- посильная помощь взрослым и другим детям4

- участие в уборке игрового уголка, обеденного стола;

- полив цветов.

Средства:

- знакомство с разными видами труда, трудовыми действиями и операциями4

- наблюдение за трудом взрослых;

- совместное со взрослым выполнение трудовых действий;

- целенаправленное обучение трудовым умениям;

- выполнение несложных поручений взрослых.

Весь этот спектр задач решается системно в семье и дошкольном учреждении при единстве требований к личности и деятельности со стороны взрослых. Терпение, одобрение успехов, единство требований, повторяемость в формировании умений, навыков и привычек, эмоциональная насыщенность процесса воспитания являются необходимым условием его эффективности.


Организация процесса обучения детей раннего возраста

Процесс воспитания непосредственно связан с обучением ребенка. Психолого-педагогические исследования доказали возможность и эффективность обучения детей раннего возраста, восприимчивость детей к усвоению нового, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они представлены в доступной форме.

Обучение детей раннего возраста осуществляется:

- в повседневной жизни;

- во всех режимных процессах и видах деятельности;

- на специально организованных занятиях;

- в дидактических играх;

- в индивидуальном общении со взрослым.

Занятие является специальной формой обучения детей раннего и дошкольного возраста. На занятиях дети:

- приобретают основы знаний об окружающем мире (эти знания должны углублять, систематизировать занния, полученные в повседневной жизни);

- системно и целенаправленно развиваются психические процессы;

- формируются элементарные учебные навыки (слушать, действовать по заданию, отвечать на вопросы и др.);

- усваивают правила поведения на занятии;

- учатся взаимодействовать с другими.

Занятия с детьми 1-ого года жизни проводятся индивидуально;

- на 2-ом году в подгруппах по 2-3 человека, ко второму полугодию до 6 детей;

- на 3-ьем году жизни группу делят пополам.

При объединении в подгруппы учитывается возраст детей (имеет значение 2 3 мес.), уровень и темпы развития. Состав подгрупп в течение года должен быть подвижным исходя из продвижений детей, заболеваемости и др. причин.

Организуя занятия с детьми раннего возраста, педагог должен:

  1. Знать и учитывать возраст и индивидуальность детей, их возможности.

  2. Поддерживать интерес всех детей к занятию, постоянно владеть их вниманием (эмоциональность педагога, смена деятельности, сюрпризные моменты, опора на опыт детей, выдерживание временных рамок, использование разнообразной наглядности, привлекательных, ярких предметов, пособий).

  3. Выстраивать короткие, четкие, понятные детям речевые конструкции, использовать художественное слово.

  4. Применять наглядно-действенные методы и приемы обучения: смотреть – слушать – действовать с предметом. Ребенку надо дать возможность проявлять активность и отношение к предмету, максимально задействовать все анализаторы ребенка.

  5. Повторять осваиваемое содержание материала несколько раз, но внося изменения в методы обучения, характер наглядности (повтор до 4 раз, затем перерыв до 2 недель и вновь вернуться к этому материалу для закрепления).

  6. Проводить занятия с детьми 2-ого года жизни 5 10 минут; 3-ьего года жизни 10 – 15 минут. При этом отслеживаются признаки утомления (двигательное беспокойство, побледнение или покраснение кожи, легкое покашливание, отвлечение внимания).

  7. Не принуждать детей к занятию, а использовать разнообразие методов стимулирования их познавательной активности.

  8. С детьми от 1 до 3 лет проводится 10 занятий в неделю, по 2 занятия в день, по одному в первой и второй половине дня. Так же с целью формирования кругозора детей с ними проводятся познавательные наблюдения, эксперименты на прогулке. Так же имеют место индивидуальные занятия с детьми по формированию и закреплению необходимых знаний, умений. Эти занятия проходят в повседневной жизни, в дидактических играх.

  9. В раннем возрасте проводятся занятия: изобразительного цикла, музыкальные, физкультурные, познавательные, по развитию речи, по формированию трудовых умений и навыков, занятия по конструированию, игры-развлечения.

  10. Воспитатель составляет сетку занятий на неделю, в которой распределяются занятия в течении дня, недели, их количество и виды (с ориентацией на образовательную программу).





  1. Основные принципы организации жизни детей

в группах раннего возраста

Организация жизни – целенаправленное введение, сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в группах ДОУ, а так же создание необходимых условий для реализации задач воспитания, обучения и развития детей.

Принципы организации жизни детей в группах ДОУ были выделены А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Н.М. Щеловановой, Н.М. Аксариной.

  1. Совместный образ жизни детей в каждой возрастной группе – обеспечение одинаковых условий для развития детей группы.

  2. Возрастной принцип комплектации группы – каждая группа определяет пребывание в ней детей одного или двух возрастов.

Для групп раннего возраста:

- 1-ая группа раннего возраста (дети первого года жизни);

- 2-ая группа раннего возраста (от 1 до 2 лет);

- 1-ая младшая группа (дети от 2 до 3 лет).

3. Создание материальной среды группы. Необходимой для разносторонней деятельности и общения детей (наличие игр, игрушек, уголков, зон для развития, специальных помещений – залов, кабинетов, мест уединения, обстановки).

4. Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня – особенностям возраста определяют различия в режиме дня, смены сна, бодрствования, занятий, игр.

5. Введение разных видов деятельности, их сочетание, чередование, в соответствии с возрастом, ролью в развитии.

6. Организация жизни детей, направленной на охрану здоровья и жизни.

7. Соблюдение эстетических требований к организации жизни и педагогического процесса.

Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ
План

    1. Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание». Структура и функции воспитания дошкольников.

    2. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период.

    3. Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    4. Основные формы, методы и средства, результаты воспитания дошкольников.

    5. Особенности воспитания дошкольников.

    6. Роль семьи, ДОУ и других факторов в воспитании ребенка-дошкольника.


Задания для самостоятельной работы

  1. Актуализировать с помощью индивидуального словаря содержание ведущих понятий темы. Пополнить словарик новыми определениями, отметить их авторство, выбрать и обосновать для себя рабочее понятие «воспитание» (в узком смысле).

  2. Из курса педагогики повторить закономерности и принципы воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Проследить, какие из положений правомерны по отношению к воспитанию дошкольников. Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания дошкольников».

  3. Выстроить схему «Факторы, влияющие на воспитание дошкольников», графически покажите значимость этих факторов на Ваш взгляд.

  4. Составить таблицу «Методы воспитания дошкольников», используя учебники «Педагогика», «Дошкольная педагогика».

  5. Составьте конспект документа «Концепция дошкольного воспитания». Используйте источник 8 по теме.

  6. Подготовьте письменное сообщение по одной из теорий воспитания дошкольников. Для выполнения задания используйте рекомендованную к занятию литературу, подберите самостоятельно.


Рекомендуемая литература

  1. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. - СПб., 2002.

  2. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.

  3. Венгер Л. А; Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994.

  4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.. 1993.

  5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.

  6. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

  7. Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.

  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.

  9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989.

  10. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. - М., 1992.

  11. Леви В. Нестандартный ребенок. - СПб, 1993.

  12. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991.

  13. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.

  14. Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. - Самара, 1995.

  15. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977.-Т. 2.

  16. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1997.

  17. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.

  18. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.

  19. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.

  20. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

  21. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.

  22. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. - М., 1993.

  23. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.