Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2104

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, «метод проектов» получил новое развитие в современном образовании с учетом новых условий. Он стал частью обучения школьников, нашел применение в профессиональной подготовке специалистов. Раскроем сегодняшние подходы к этим идеям организации учебного процесса, определим типы проектов и требования к их использованию в обучении и воспитании.
3.Типология проектов. Проекты в дошкольном образовании.

Основные требования к использованию метода проектов.
Изучая вопрос классификации проектов, используемых в образовании, мы рассмотрим общую в педагогике типологию проектов Е.С. Полатом. Затем рассмотрим типы проектов, применяемые в ДОУ с дошкольниками и их возможности.

Е.С. Полат выделяет при типологии проектов 6 основных признаков, лежащих в основе классификации проектов. К ним относятся:

1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная). Отсюда типы проектов: исследовательский, игровой, практико-ориентированный, творческий.

2. Предметно-содержательная область и отсюда: проект в области одного учебного предмета, одного раздела программы обучения детей; межпредметный проект, охватывающий несколько предметов, несколько разных разделов программы.

3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий или жесткий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (проект среди участников одного класса, группы, ДОУ, района, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный).

6. Продолжительность проекта (годовой, полугодовой, недельный).

Е.С. Полат так же выделяет требования к использованию метода проектов в педагогической практике. К ним он относит:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (напр. Исследование демографической проблемы в разных странах мира, репортажи из стран по одной проблеме);

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (план мероприятий по решению проблемы в действительности, совместный выпуск газеты, информационного блока);


- самостоятельная деятельность детей (групповая, парная, индивидуальная);

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий участников проекта:

а) определение проблемы и задач исследования;

б) выдвижение гипотез их решения;

в) обсуждение методов исследования (наблюдение, экспериментальные, статистические);

г) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);

д) систематизация и анализ полученных данных;

е) подведение итогов, оформление результатов и их презентация;

ж) выводы и выдвижение новых проблем исследования.

Сегодня метод проектов получает активное применение в дошкольном образовании. В работу с детьми и родителями вошли разные проекты – по их длительности, количеству участников, направленности.

На современном этапе в дошкольных учреждениях используют несколько типов проектов, которые могут быть осуществлены детьми самостоятельно или в зоне их ближайшего развития с помощью взрослых (педагогов, родителей, детей старших групп ДОУ). Раскроем эти типы проектов.
Типы проектов, используемых в ДОУ

1. Исследовательско-творческие. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна и др.

2. Ролево-игровые. Проекты с использованием элементов творческих игр, когда дети, входя в образы персонажей сказок решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы ДОУ).

4. Творческие. Оформление результата в виде детского праздника или детского дизайна.

По продолжительности эти проекты могут быть краткосрочными (одно или несколько занятий – одна, две недели), средней продолжительности, долгосрочными (на весь учебный год).

По охвату изучаемого материала, проекты могут быть междисциплинарными (охватывающими несколько разделов программы обучения и воспитания детей) и монопроектами (охватывающими одно направление деятельности).

Как пример, рассмотрим тематику проектов, предлагаемых группой авторов из ГОУ ЦРР – детский сад № 183 г. Москвы. Начиная с младшего возраста авторами рекомендуются проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мои любимые занятия дома» и др.



В качестве комплексных проектов можно рассматривать: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя». Межгрупповые проекты, в которых занято несколько групп ДОУ – «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года». Творческие проекты могут быть осуществлены по темам: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Познай себя», «Любим сказки», «Мир природы». Групповые: «Сказки о любви», «Уральские самоцветы», «подводный мир», «Веселая астрономия». Индивидуальные проекты могут быть посвящены семье, особенностям семьи, самому ребенку: «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица», «Генеологическое древо», «Сказочная птица». Исследовательские проекты могут быть направлены на изучение разных интересных для детей тем – например, «дыхание и здоровье», «питание и здоровье», «Мир воды» и др.

Разнообразие типов проектов открывают просторы для творчества педагогов и детей в изучении самих себя и окружающего мира.

Анализ педагогической литературы выводит нас на обобщение «плюсов» проективного метода в организации образовательного процесса в ДОУ:

- организация обучения с использованием метода проектов обеспечивает сочетание интересов взрослых и детей, совпадение целей взаимодействия;

- дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности;

- педагог выполняет консультативную роль, а не транслирует только готовый социальный опыт;

- повышается доля продуктивных методов в обучении и воспитании детей;

- знания, приобретаемые детьми становятся достоянием их личного опыта, необходимость этих знаний продиктована содержанием инициированной детьми деятельности, расширяются знания детей об окружающем;

- развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные;

- дети приобретают навыки публичных выступлений, изложения своих мыслей, учатся слушать и принимать точку зрения другого;

- проектная деятельность обогащает содержание игровой деятельности4

- эта деятельность способствует постоянному профессиональному саморазвитию педагога.

Метод проектов может быть использован с младшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей и интересов детей. Задачи и этапы работы с проектом в условиях образовательной ситуации в ДОУ рассмотрим в следующем пункте плана лекции.


  1. Цели и задачи проектного метода в ДОУ. Этапы проекта в ДОУ



Итак, рассмотрев типы проектов, возможную их тематику, обобщим цели и задачи проективной деятельности в ДОУ. А так же проследим логику проектной деятельности – те этапы, которые проходят при использовании метода проектов в ДОУ.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Задачами обучения при использовании метода проектов в работе с дошкольниками являются:

1. Развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие специальных способов ориентации: экспериментирование и моделирование.

3. Формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности.

4. Формирование предпосылок учебной и исследовательской деятельности;

5. Развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

6. Воспитание личностных качеств дошкольников: любознательность, самостоятельность, целенаправленность, инициатива и др.

7. Формирования умений детей работать в коллективе, координировать свои действия, распределять обязанности в соответствии с целью и этапами проекта.

Наряду с решением задач общего развития дошкольников. в проектной деятельности решаются задачи развития исследовательской деятельности.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (при ведущей роли педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности 9практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Организуя работу с использованием метода проектов, необходимо проследить
4 основных этапа: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов проектной деятельности. Кратко охарактеризуем эти этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку (группе детей) выбрать актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели проекта, определение системы совместных действий, их последовательности.

3. Выполнение проекта – осуществление последовательности совместных действий педагога и детей в соответствии с целями, типом, планом проекта.

4. Подведение итогов – анализ результатов проделанного проекта, предоставление визуализированной формы результатов, постановка задач для новых проектов.

При использовании этого метода в ДОУ педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной). Деятельность осуществляется совместно и опирается на собственный опыт ребенка. Роль педагога в проектной деятельности – педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Учитывая возрастные особенности детей, перед ними не ставят слишком отдаленные задачи. Не нужно требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Индивидуальные проекты детей могут быть объединены в более сложные коллективные проекты. Например, «Мои родные», «История моей улицы» и др.

При использовании проектной деятельности в работе с детьми так же важно помнить, что замысел ребенка намного опережает его технические возможности (в силу недостатка опыта, сформированных умений и навыков). Воображение выводит ребенка на более высокие горизонты, чем он может выполнить самостоятельно. В этом случае включается дозированная помощь взрослых, помогающих ребенку (детям) осуществить проект и создать реальный практически значимый продукт.

В ДОУ актуальны интегрированные проекты, объединяющие задачи трудового и экологического воспитания, нравственного и эстетического. Реализация проектов осуществляется в игровой форме, с включением детей во взаимодействие с разными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с разными людьми, практически полезные дела для животных, растений, для группы ДОУ, для малышей, родителей, всего детского сада).

Обобщим и сделаем выводы о сути метода проектов в ДОУ:

- метод проектов тесно связан с идеями прагматической педагогики;