Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1799

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Содержание понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность». Значимость проектной деятельности в современном дошкольном образовании

Ребенок дошкольного возраста с самых первых дней своего рождения становится «открывателем мира». При этом каждодневно он делает множество субъективных открытий, т.е. открытий для себя. Его познавательная деятельность находится на пике активности и параллельного развития. В процессе изучения себя и окружающего мира перед ребенком-дошкольником встает значительное количество проблем разной сложности. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Степень развития интеллектуальной сферы дошкольников во многом зависит от их познавательной активности, инициативы, познавательной мотивации, которые в будущем могут стать чертами личности и сформировать устойчивый познавательный интерес «ко всему новому и неизведанному».

Проектная деятельность интуитивно становится для детей инструментом успешного познания. Так исследователи Н.Е. Вераксы и А.Н. Веракса доказали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом происходит развитие познавательной сферы ребенка, его личностный рост, появляется стремление к выполнению оригинальных творческих работ, дети приобретают навыки продуктивного взаимодействия друг с другом, способность слушать и выражать собственное отношение к окружающему. Дети становятся так же интересными партнерами для родителей в совместной деятельности.

В последнее десятилетие в дошкольном образовании возник интерес к методу проектов, который обусловлен многими причинами. В их ряду:

- стремительные изменения, происходящие в социуме, стране на рубеже 20-21 века;

- постановка обществом перед системой образования цели: воспитание инициативной, активной, самостоятельной, мобильной и образованной личности, готовой к саморазвитию и творческому поиску в течение жизни;

- потребность педагогов к инновационной деятельности, поиску собственных вариантов построения педагогического процесса в образовательных учреждениях разных типов и видов;

- поиск педагогами активных методов образования детей;

- стремление педагогов дошкольных учреждений к обновлению и равноправной интеграции с последующими ступенями образования;

- появление значительного числа исследований, посвященных изучению экспериментальной, поисковой деятельности детей, возможностей использования методов проблемного обучения в дошкольном образовании и др.


Спектр этих причин может быть расширен. Однако и этот ряд показывает, что значимость развития познавательной деятельности детей вывела специалистов на изучение прошлого и современного опыта продуктивного решения этой педагогической задачи.

В целях четкого понимания заявленной темы рассмотрим основные понятия. В широком понимании проектом называется все, что задумывается или планируется. Проект означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объекта.

Метод проектов – совместная деятельность педагога и детей по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта. Предполагает групповую и индивидуальную работу. Основой метода является развитие познавательных умений детей. Чаще метод использовался в системе среднего и профессионального образования. Сегодня является актуальным методом воспитания и обучения детей в ДОУ.

Метод проектов, по определению Г.М. Коджаспировой, - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

В логике этой системы обучения, сегодня в педагогике используется термин проектная деятельность. В самом общем виде под ней понимают деятельность по индивидуальному или совместному созданию проектов любого уровня и в любой сфере действий человека. Проектная деятельность в образовании рассматривается как вид продуктивной деятельности участников проектирования, в ходе которого происходит их интеллектуальное и деятельностное развитие, совершенствование личности, ее личностного и социального опыта.

Опираясь на словарь Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, отметим, что проектная деятельность – одна из активных форм учебной и внеучебной деятельности субъектов образования, предполагающая совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность детей и педагогов, имеющую общую цель, согласованные способы действий, направленные на достижение общего результата. Эта деятельность рассматривается как способ творческого саморазвития личности.

Проектную деятельность, отмечает Л.С. Киселева, можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, как поэтапную практическую деятельность по достижению исследовательской цели. Метод проектов не является новым в сегодняшней дошкольной педагогике. Он имеет свою историю появления и развития. Остановимся кратко на некоторых исторических аспектах «работы» этого метода в обучении и воспитании детей.


2. Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления
Метод проектов пришел в Россию из зарубежной педагогики. Предшественником «метода проектов» был Дальтон-план. Основная особенность заключалась в личном учебном плане и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты, кооперируясь с другими учениками и призывая учителя для консультации. Цель образования в этом подходе – приобретение суммы знаний через индивидуальное продвижение ребенка. Минусом этого подхода к обучению детей считается отсутствие учета насущных познавательных потребностей детей, недостаточность общения ребенка с другими детьми и как следствие, несформированность навыков совместной деятельности, организаторских и коммуникативных способностей, коллективистских качеств личности.

Основоположником использования метода проектов в образовании детей стал Джон Дьюи – американский педагог и ученый. Он считал, что с помощью «метода проектов» достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Образование, по Дж.Дьюи, - это приобретение жизненного опыта.

Суть метода состояла в том, что учебная программа строилась как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из жизненных задач. Для выполнения каждого проекта (задуманного ребенком, группой, классом самостоятельно или с помощью учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных, связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с другими. Чтобы добиться успеха, надо добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Дж.Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей жизни. Детство – полноценный период человеческого бытия. Поэтому образование должно давать не только знания, которые понадобятся будущему взрослому, но также ЗУНы, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Ребенка надо научить приобретать необходимые ему знания, умения и навыки (ЗУНы). Для этого обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Основной задачей и методом становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту. По Дж.Дьюи, приобретаемый ребенком опыт бывает разным. Поэтому детский сад должен давать детям возможность для накопления опыта, ценного в педагогическом значении, который ребенок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности.
Опыт должен стать для ребенка движущей силой, от которой идет направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Проект, выполненный детьми, должен быть увлекательным, задевать их чувства и эмоции. Любое действие, выполняемое индивидуально или в группе при поддержке взрослого, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Важно, чтобы они четко понимали цель выполняемого проекта. Опыт, который накапливает ребенок в процессе самостоятельной проектной деятельности обязательно должен быть структурирован. Содержание образования дошкольников должно строится вокруг человека. Опыт маленьких детей, по Дьюи, должен быть связан с домом и близкими людьми. Для ребенка старшего возраста стержнем образования является более широкий круг человеческого общения. Он считал, что темы проектов должны основываться на воспроизведении домашней жизни, отношений в семье, работа взрослых, связь домашней жизни с гражданской. В детском саду ребенок должен иметь возможность изучать все доступные для него виды социальной деятельности. Задачей воспитателя является создание среды для этой деятельности. У Дьюи были последователи, развивающие его идеи, несмотря на критику ряда его позиций и высокую, не соответствующую возрасту сложность проектов.

У. Килпатрик, последователь Дж.Дьюи, определил 3 главных правила новой педагогики:

1) «Внутренний» учебный материал, т.е. вытекающий из природы и интересов детей.

2) Целесообразная деятельность.

3) Обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.

В 1918 г. (в России в 1925 г.) широкую известность получила работа Уильяма Килпатрика «Метод проектов», в которой он развивал идею обучения через организацию «целевых актов». Различал 4 вида проектов:

- созидательный (производительный) – итогом является материальный продукт;

- потребительский – его цель – потребление в широком смысле слова, включая развлечение;

- проект решения проблемы или каких-либо интеллектуальных затруднений, которые могут являться сопутствующими в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие;

- проект – упражнение, обучающий детей целеполаганию, планированию, осуществлению, анализу и оценке проектной деятельности.

Идеальный проект, по мнению этих ученых, – это проект, для исполнения которого необходимы знания из разных областей, позволяющих разрешать комплекс проблем. Система знаний должна сложиться в процессе постоянного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действий.


Обучение при этом, должно иметь форму экспериментирования, исследования, применения уже имеющегося опыта в деятельности. Это путь развития мышления детей.

На этапе дошкольного детства осуществляется подготовка к решению основной задачи образования – развитие научного мышления человека. В процессе обсуждения плана, дошкольники приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства ее достижения, оценивать последствия, принимать за них ответственность, т.е. учатся мыслить.

Применение «метода проектов» способствует и социальному воспитанию детей, учит их взаимодействовать с другими, интегрировать усилия.

Таким образом, «метод проектов» считают вторым шагом (после Дальтон-плана) прагматической педагогики.

В 1905 г. в России русский педагог С.Г. Шацкий пытался использовать проектный метод в подготовке педагогических кадров. После 1917 г. метод нашел одобрение и использовался в обучении и воспитании учащихся. Трансформация этого метода привела к появлению комплексного метода, метода жизненных заданий. «Метод проектов» нашел свое выражение в трудах ученых 20-ых гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н.Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Они считали, что критически переработанный метод может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, связь теории с практикой в их обучении.

Ученые этого времени выделяли учебные проекты:

- по составу участников – коллективные и индивидуальные;

- по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;

- по срокам реализации – большие и малые.

Однако впоследствии этот метод обучения получил критические отзывы. В работе с детьми делался упор на роль личного опыта ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Прагматическая педагогика не придавала должного значения планомерному и последовательному образованию, а ставила в центр образовательной работы спонтанные интересы детей. К ним должна была приспосабливаться передача культурного наследия человечества молодому поколению. Это привело к тому, что после 30-ых годов 20 века в России «метод проектов» перестал широко использоваться в работе с детьми. Затем эти идеи с новой трактовкой возродились в 60-80-ые годы 20 века.

Сегодня прагматическая педагогика основывается на идеях опоры в образовании на интерес ребенка, возникающий на основе осознания полезности того или иного действия. Эта педагогика требует непосредственной ориентации на цели и ценности ребенка, которые утверждают цели и ценности общества. Роль педагога – в конструировании условий для полноценного развития детей, консультирование и психолого-педагогическая поддержка, изучение целей и ценностей, личного опыта воспитанников. В последние годы в отечественном образовании наблюдается усиление интереса к этому методу (ряд причин мы рассмотрели выше, вопрос 1 данной темы). Педагог перестает быть транслятором опыта, а начинает выполнять функции сопровождения ребенка в образовании, в приобретении личного опыта. Дети учатся действовать целенаправленно, самостоятельно и совместно с другими, осваивают исследовательскую деятельность. Увлеченность детей интересными делами конструктивно решает вопросы познавательного, социального, речевого развития, во многом снимает дисциплинарные проблемы.