Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1795

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- метод предполагает обязательное определение будущего результата, мотивировку его необходимости, последовательное описание шагов по реализации проекта, которые по мере их свершения расширяются и корректируются;

- при использовании метода проектов существует два результата: скрытый и видимый;

- метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников. Это взаимодействие необходимо, так как ребенок не может самостоятельно найти ответы на все вопросы;

- метод проектов предполагает преимущественную долю методов проблемного обучения. Дети применяют имеющийся опыт в решении эвристических задач;

- метод проектов всегда предполагает решение практической задачи и создание некоего продукта;

- логика применения метода подразумевает постановку цели, построение четкого плана действий, определение проблемы, выдвижение гипотезы, деятельность по ее проверке, получение практического результата и его обоснование, презентация продукта совместной работы;

- в реализации проектов принимают участие родители воспитанников ДОУ, которые становятся участниками совместного проекта на всех его этапах или как участники некоторых из них;

- преимущества метода по отношению к другим в том, что он позволяет ребенку участвовать самостоятельно в видоизменениях окружающего и личного опыта ребенка, оказывается включенным в поисковую деятельность, повышается мотивация в обучении.
5. Деятельность педагогов ДОУ при использовании проектных методов в обучении и воспитании дошкольников
Внедрение проектной деятельности в ДОУ осуществляется при условии:

- понимания педагогами сущности, положительных и отрицательных сторон метода в работе с дошкольниками, специфики этой работы, логики ведения этой деятельности;

- мотивации педагогов развивать своих воспитанников как субъектов разных видов деятельности;

- ориентации специалистов на использование в гармоничном сочетании репродуктивных и поисковых, продуктивных методов образовательной работы с детьми;

- наличии интеграции в деятельности всех педагогов ДОУ;

- обеспечения демократичного стиля руководства педагогической работой в ДОУ;

- использовании педагогами комплексной и вариативных программ воспитания и обучения детей;


- интеграции базисного и дополнительного образования;

- вовлечении всех участников педагогического процесса (дети, родители, воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, специалисты из взаимодействующих учреждений образования – школы, Центров творчества и социальной помощи и реабилитации населения) в совместную деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и совершенствованию взрослых рядом с детьми;

- богатстве и многообразии объектов развивающей среды, ее обновлении, наличии в ней объектов, находящихся в зоне ближайшего развития детей (ЗБР по Л.С. Выготскому), при выполнении средой функции стимулирования познавательной, двигательной, художественной и др. видов активности дошкольников.

Комплекс этих условий может быть продолжен. Мы остановимся на этом перечне, понимая, что в каждом образовательном учреждении будут прослеживаться условия, отражающие его индивидуальную специфику и учитывающие внутренние резервы, внешние возможности ДОУ.

Для реализации любого проекта в ДОУ, необходима предварительная подготовка специалистов. Педагог предварительно сам овладевает логикой проектной деятельности, чтобы организовать проект с детьми. На начальном этапе внедрения метода проектов в педагогический процесс рекомендуется начинать с локальных, небольших по масштабу и срокам проектов, впоследствии усложняя их задачи, содержание, количество участников и длительность. В дошкольном возрасте так же можно начинать с ролево-игрового типа проектов, так кА именно игра выступает ведущим и максимально понятным детям видом деятельности.

Специалисты, обобщающие опыт работы по организации проектной деятельности в ДОУ (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) отмечают, что воспитатель при подготовке проекта должен выбрать соответствующую логику своей деятельности, чтобы проектная деятельность совместно с дошкольниками прошла успешно.

В качестве примерного плана работы воспитателя по подготовке проекта они представляют следующую последовательность действий:

1) На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2) Разработать план движения к цели проекта (этот план обсуждается методистом, воспитателями и родителями).

3) Привлечение специалистов к осуществлению разделов проекта.

4) Составление плана-схемы проекта.

5) Сбор, накопление необходимого материала.



6) Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7) Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8) Презентация проекта, открытое занятие и др.

Работа над проектом – всегда совместная деятельность детей и взрослых. В пункте 4 темы мы рассмотрели 4 основных этапа проектной деятельности в ДОУ. Каждый из этапов предполагает систему общих действий педагога и детей, независимо от типа и темы проекта. Представим эти действия в таблице, опираясь на источник 6 библиографии к теме лекции.
Логика деятельности педагога и детей в поэтапной реализации проекта


Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей


1 этап

Целеполагание

- формулирует проблему (цель);

- определение продукта проекта;

- введение детей в игровую, сюжетную ситуацию;

- формулировка задач в соответствии с возрастом детей.

- вхождение в проблему;

- вживание в игровую ситуацию;

- принятие задач проектной деятельности;

- дополнение задач проекта.



2 этап

Разработка плана проекта

- помогает в решении задач;

-помогает спланировать деятельность;

- организует деятельность вместе с детьми.

- объединение детей в рабочие микрогруппы;

- распределение функций;

-привлечение родителей к совместной проектной деятельности


3 этап

Выполнение проекта

- оказывает практическую дозированную помощь детям по необходимости;

- направляет, контролирует осуществление проекта.


- формирование специфических знаний, умений, навыков, опыта отношений детей к окружающему и выполняемому проекту,;

- формирование опыта творческой деятельности детей в проекте на основе имеющегося и приобретенного опыта;

- участие родителей в работе над элементами проекта.


4 этап

Подведение итогов, презентация результатов проекта

- готовит вместе с детьми презентацию проекта;

- осуществляют с детьми презентацию выполненного проекта.

- подготовка продукта совместной деятельности к презентации;

- представление продукта проекта совместно со взрослым;

- участие родителей в презентации проекта.



Так же авторами Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной предлагаются рекомендации воспитателям по работе над проектом.
Рекомендации воспитателю по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком. Используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта: ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта проводить в виде интересных презентаций, запоминающихся всем участникам проекта.

Таким образом, воспитатель, сотрудничая с детьми, родителями и коллегами является системообразующей единицей в проектной деятельности. Только готовность педагога, его потребность в новых видах деятельности с детьми, желание сформировать их субъектные качества, способность вариативно мыслить и решать проблемные ситуации на основе имеющегося опыта делает возможным активное внедрение метода проектов в жизнь дошкольного учреждения. Инициатива воспитателей нуждается в поддержке и помощи администрации, методического совета, что способствует наиболее эффективному разворачиванию этой деятельности в педагогическом процессе. Рассмотрим функции методической службы при внедрении метода проектов в ДОУ в пункте 6 данной темы.
6.Методическая служба в ДОУ в рамках проектного метода
Организация такой формы работы с детьми как проектная деятельность требует активной подготовки и мотивации всего педагогического коллектива. Формированием готовности педагогов к внедрению проектов в деятельность ДОУ занимается методическая служба. Под руководством методиста происходит мотивация воспитателей и педагогов дополнительного образования к внедрению продуктивных, активных методов обучения и воспитания дошкольников, где ребенок становится активным субъектом проективной деятельности. Однако, наличие мотивации специалистов не гарантирует появление проектов в педагогическом процессе, так как специалистам необходимы конкретные знания и практические умения по ведению этой деятельности с детьми. Поэтому внедрение проектной деятельности начинается с совместной работы педагогов и всей методической службы над приобретением теоретической и практической готовности специалистов к этой деятельности.


Специалисты методической службы организуют семинары, практикумы, консультации, обмен опытом с педагогами других ДОУ по ведению проектной деятельности. Педагоги в рамках практикумов разрабатывают поэтапно проекты разного типа, учатся эти этапы грамотно выстраивать и наполнять конкретными действиями. Не менее важным моментом в приобретении готовности педагогов к проектной деятельности становится участие педагогов в совместных проектах. Методист в качестве практического обучения проектированию организует проектную деятельность с педагогами. Это могут быть проекты по темам: «Молодые педагоги», «Перспективы развития ДОУ в условиях самоуправления», проекты воспитателей групп по теме педсовета, проект «Мастер-класс» (по совершенствованию педагогического мастерства) и др.

В этой работе, отмечают Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, педагоги могут столкнуться с рядом проблем:

- несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. В проектной деятельности не существует заранее заготовленных конспектов, в ней нет четко заданных норм деятельности. Она вариативна по своей природе. В этой деятельности участники проекта попадают в ситуацию неопределенности, которую надо разрешить, изучить как можно больше вариантов решения, заранее не известных педагогу.

- неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Под субъектностью понимается выражение ребенком инициативы и проявление самостоятельной активности в решении задач проекта. Педагог в проектной деятельности помогает сформулировать проблему, создает проблемную ситуацию, но он не должен сам предлагать способы ее решения. Иначе ребенок из субъектной выходит на позицию объекта, который следует за логикой педагога. Здесь важно поддержание любой инициативы ребенка в решении проблемы (высказываний, действий, уточнений и дополнений идей других детей).

- необходимость формирования субъектной позиции взрослого – формирование у педагога гибкости в решении педагогических задач, его уход от диктата детям своего решения и логики, видение в ребенке партнера, решения которого очевидны для воспитателя, но новы для ребенка.

- необходимость изменений в режиме образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей в течение дня и выходит за рамки традиционной сетки занятий. Поэтому переход к проектной деятельности в педагогическом процессе должен быть одобряем администрацией ДОУ.